16+

Почему школьники ведут себя недостойно на «Театральном уроке в Мариинском театре»

20/11/2015

Почему школьники ведут себя недостойно на «Театральном уроке в Мариинском театре»

Представьте: сидите вы в Мариинском театре, наслаждаетесь музыкой. А позади вас – сплошной ряд школьников, и они с первых секунд увертюры начинают разговаривать и даже материться. Понятно, что впечатления от похода в театр уже не те, и денег, отданных за билеты, немного жалко.


           А все потому, что в Петербурге благое дело делают – школьников массово приучают к высокому искусству. И у этого приучения бывают жертвы.

Все государственные школы Петербурга принимают участие в проекте «Театральный урок в Мариинском». В 2013 году Валерий Гергиев предложил губернатору Полтавченко запустить просветительский проект, в рамках которого школьники могли бы не только приобщиться к высокому, но и ознакомиться с технологиями Новой сцены Мариинского театра, которая тогда только открылась. Губернатору  идея понравилась, и в постановлении № 750 «О плане мероприятий по модернизации общего образования» появилось упоминание о «Театральном уроке» для «обучающихся в 10-х классах ОУ».

Изначально театр рассчитывал на 10–12 тысяч учащихся в год. Но Комитет по образованию, по словам пресс-службы Мариинского театра, настоял на том, чтобы в «Театральном уроке» участвовали все десятиклассники города, – видимо, чтобы никому не было обидно (в этом году Мариинку должны посетить 26 тысяч школьников).

До этого в Мариинском театре уже занимались просвещением молодежи – студенческие абонементы,  циклы для детей от трех до восьми лет и пр. Но старшими школьниками решили заняться впервые.

Школы посещают театр по графику – по районам. С сентября в Мариинском театре побывали ученики Петроградского, Адмиралтейского, Московского и Петродворцового районов. В ноябре и декабре придут из Выборгского, Невского и Фрунзенского.

- Списки учащихся приходят в театр из РОНО, а дальше ребята всем классом приезжают к нам, – объясняет Екатерина Матренина, специалист по связям с общественностью Мариинского театра.

Школы участвуют в проекте абсолютно бесплатно (все расходы оплачиваются из бюджета Петербурга). Каждый день – со вторника по субботу – театр принимает несколько групп старшеклассников. К каждой группе прикрепляется капельдинер. Дальше их ведут на экскурсию по Новой сцене. Затем они выполняют творческое задание – делают макет одной из сцен оперы или балета. После этого – ужин, а потом все идут на спектакль на исторической сцене Мариинки.

Экскурсия с макетированием занимает часа два. Где-то в середине экскурсии школьникам читают короткую лекцию о спектакле: композитор плюс либретто. Обычно на середине либретто с его запутанными любовными связями десятиклассники начинают скучать…

В том, что «Театральный урок» – штука полезная, не спорит никто. Но взрослых зрителей, оказавшихся в одном зале с группой школьников, некоторые жалеют. Потому что подростки ведут себя по-разному. Разговаривают, жвачками кидаются. Их, конечно, тоже понять можно.

- Живут ребята, доживают до десятого класса, музыкой занимаются в ограниченных количествах. Кого-то родители водили в Мариинский театр, кого-то вообще ни в какой театр никогда не водили. Потом вдруг на школу дают билеты, берут этих ребят и всем классом ведут на трехчасовую оперу или четырехчасовой балет. Совершенно очевидно, что эта задача для неподготовленного слушателя неподъемная, – говорит заслуженный работник культуры Марина Андреева. –  Посещение Мариинского театра – это колоссальная эмоциональная и психологическая работа, и это серьезное испытание, если в нее не включиться.

Несколько лет назад Марина Андреева разработала для учеников Школы имени А.М. Горчакова специальную программу с  посещением драматических и музыкальных театров. Накануне спектакля учащиеся изучали творчество композитора, историю постановки и т.д. А в театре им надо было выполнить специальное задание.

– Я понимаю, – говорит Марина Андреева, – что не каждый из моих учеников с замиранием сердца слушал каждый звук. Здесь кому что больше нравится – кто-то получает удовольствие от музыки, кому-то важнее выполнить задание, в которое, например, входит задача проследить, как литературная основа сочетается с музыкой. Но я, по крайней мере, вижу, что они понимают, что происходит на сцене. А если просто привезти детей в Мариинку и посадить в зал, их сразу не пронзит великое искусство. Это надо понимать. Хотя бы день подготовки перед посещением театра нужен. Заодно можно поговорить об этике в таких местах.

За поведение десятиклассников в театре отвечают сопровождающие их педагоги, капельдинеры и служба охраны театра. Если учащиеся ведут себя слишком плохо, их выводят из зала.
То есть понятно, что в любом случае от похода в театр школьники просвещаются. Но чем же виноваты остальные слушатели, заплатившие за билет от трех до десяти тысяч рублей?

– Бесплатность билетов порождает небрежность в работе, – считает режиссер театра «Суббота» Денис Шибаев. – Нужно тщательнее продумывать приход зрителя в театр. Нужно взаимодействие не только на уровне «театр показывает, школа смотрит», а школа и театр должны встречаться. И все должны помнить, что это дети переходного возраста…

Если суммировать мнения специалистов, подростки перекидываются жвачками во время спектакля не потому, что они такие некультурные. А потому что у них психология трудного возраста.

– Школьники не плохо понимают, что происходит на сцене, – объясняет театральный критик Жанна Зарецкая, – просто они очень сильно замкнуты друг на друге. И то, как они выглядят в глазах друг друга, определяет линию их поведения – это элементарный закон психологии. Толпа ведет себя как толпа, а не как отдельные люди. Взрослые способны на время спектакля обособиться друг от друга и смотреть его один на один – так и должно восприниматься любое произведение искусства. А тинейджеры, наоборот, стремятся привлечь к себе как можно больше внимания, поэтому устраивать для них культпоход в театр нельзя.

В театральной педагогике существует специальное направление, ориентированное на установку восприятия спектакля зрителем. В России оно развито слабо.
– В любом театре любой европейской страны работает социальный отдел, и одна из значительных структур этого отдела посвящена работе с подростками. Тому, кто организует театральные уроки, надо понять одну простую вещь: это должна быть грамотная и очень четко выстроенная работа, к которой должны быть подключены педагоги, психологи, искусствоведы и собственно режиссеры. Эта работа не может быть с кондачка – поставили галочку, все десятиклассники посмотрели. Тогда люди на оперу больше не придут, – говорит Зарецкая.

– В педагогике театра самое главное – это эмоциональная подготовка, – считает режиссер и руководитель социально-просветительского отдела БДТ имени Товстоногова Борис Павлович. – Театральная постановка в первую очередь воспринимается чувственно. Человек, смотрящий в кино 3D, тоже чувственно воспринимает происходящее на экране, но это отношение потребительское. А для того чтобы настроить свой организм на восприятие других образов, ему требуется помощь.

Со старшеклассниками Павлович предлагает играть в психологические игры. Хорошо работает метод «вопрос-ответ»: «Какую роль ты бы сыграл? Что бы ты в ней изменил?» «Тут важно запустить процесс свободных ассоциаций, – говорит режиссер Павлович. – Потому что искусство – это территория свободы. Есть школа, где есть правильные ответы, а есть искусство, где их вообще нет».

По утвержденным в правительстве планам, проект «Театральный урок» будет продолжаться по 2020 год.               

Всеволод ВОРОНОВ, фото gorod-plus.tv











Lentainform