18+

Французский специалист по безопасности: почему аэропорты Европы и Америки нельзя защитить от террористов

23/11/2015

Какие меры предпринимает Европа, чтобы защитить себя от террористической угрозы. Об этом рассуждает эксперт в области безопасности авиаперевозок, бывший директор французского издания Air & Cosmos Пьер Кондом.

               – Сейчас многие говорят о том, что теракты в Париже обнаружили ряд недостатков в области контроля пассажиров. Иначе не могли террористы спокойно передвигаться по Европе, побывав до этого в Сирии и вернувшись оттуда через Турцию. Так ли это?
– Они обнаружили недостатки, которые были известны еще раньше и которые исправить довольно трудно. Так как существует принцип: авиатранспорт сам по себе — это глобальный феномен, а контроль за безопасностью перевозок осуществляется локальными службами, и именно локальные власти решают, какие меры по контролю предпринимать. Главная задача на сегодня – принятие общих правил, которые действовали бы во всех странах. Так как система рушится именно в том месте, где она слабее всего.

В Евросоюзе уже не один год обсуждается целесообразность создания общеевропейской базы авиапассажиров PNR (Passenger Name Record). В базу должна поступать вся информация о перелетах, вплоть до данных банковской карты покупателей билетов. Вопрос о ее целесообразности возникает после каждого теракта в Европе. Многие правозащитники, а также депутаты Европарламента выступают против создания PNR — по их мнению, она нарушает конфиденциальность личных данных граждан ЕС. Но после терактов в Париже эта система будет все-таки введена. Почему потребовалось столько времени, чтобы прийти к тому же результату?

Во-первых, потому что каждый имеет тенденцию хранить свою информацию только у себя. Но по этому поводу не надо строить иллюзий: хранение данных о пассажирах имеет смысл только в случае, если эти данные есть с чем сравнивать. В настоящий момент этого не происходит. Сейчас возможна проверка на стадии паспортного контроля и выявление лиц, которые объявлены в розыск. Что касается тех, кого подозревают в причастности к терроризму, то их выявление возможно только в некоторых случаях, но не во всех. Даже у нас, во Франции, не существует автоматического контроля пассажиров. Такое есть только в американских сериалах.

- А почему этого не существует? Власти считали, что до сих пор не было в этом необходимости, или просто не хватает технических возможностей, чтобы это осуществить?
– Не хватает и того, и другого. В некоторых странах власти не хотят этого делать. Они считают нужным проверять только направления или рейсы, в отношении которых может существовать потенциальная угроза, а остальные просто никак не проверяют. Но есть еще и проблема материальных возможностей, так как осуществлять повальный контроль за пассажирами вручную – это очень долгая процедура, которая может привести к задержкам рейсов. Поэтому нужно иметь автоматическую систему контроля. Такие системы начинают внедряться, но не повсюду, даже не во всех европейских аэропортах. И здесь мы опять возвращаемся к общей проблеме – проблеме введения общих для всех, единых правил.

- В США после терактов 2001 года были усилены меры по контролю в аэропортах. Можно ли теперь ставить в пример американцев?
– В американских аэропортах было очень просто ужесточить контроль, так как до этого его практически не существовало. Всякий контроль состоит их двух вещей: контроль за багажом и вещами, которые проносят на борт самолета, и контроль самих пассажиров. Что касается первого, то с 2001 года мы достигли большого прогресса: просвечивание багажа, рамки металлоискателя, ручные металлодетекторы, сканеры, рентген, томография и так далее.

Что же касается контроля личности пассажиров, то все намного сложнее. Во-первых, самая важная работа должна вестись до прохождения самого контроля – в момент резервации билета можно проверить, фигурирует ли имя человека в списках людей, представляющих угрозу безопасности. Во-вторых, существует техника анализа поведения пассажиров в аэропорту – в очереди на регистрацию и так далее. Этот анализ поведения, который американцы называют profiling, требует специальной подготовки. Эта подготовка довольно долгая, и у нас в аэропортах не хватает персонала, способного это делать.

– Вы говорили, что в области контроля багажа есть прогресс. Но в то же время, все видели фотографию бомбы, которая, якобы, была положена в российский самолет, взорвавшийся над Синайским полуостровом. Значит ли это, что сегодня можно пронести в самолет все, что угодно?

– Это возвращает нас к сказанному в начале. Существуют международные правила и конкретные службы на местах. Проблема в том, что на местах не всегда власти хотят вводить эти правила или не имеют средств, чтобы применять эти правила. Или, что происходит чаще всего, не могут и не хотят. Я думаю, что в Шарм-эль-Шейхе на уровне местных властей не хватает ни политической воли, ни технических возможностей.

- Можно ли на сегодняшний день составить своего рода карту, на которой были бы обозначены зоны, наиболее безопасные для полетов. Известны ли аэропорты, где существует наилучший контроль за безопасностью?
– Когда вы говорите о конкретных аэропортах, нужно понимать, что каждый год через аэропорты мира проходит три с половиной миллиарда пассажиров. И если сравнивать риски терактов на борту самолета, то они ниже рисков погибнуть в аварии, переходя улицу. Но даже эти риски нужно сводить к минимуму. А для этого требуется специальная подготовка персонала. И надо понимать, что в таких странах, как например, Египет, Ливан или Турция делать это очень сложно.            

ru.rfi.fr






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.