16+

«В сериале «Метод» про маньяков должно быть очень страшно, а мне смешно...»

27/11/2015

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Я хочу быть человеком законопослушным, и если уж сказали наверху нам верховные люди (которые всё решают, а мы лишь читаем их знаки), что надо импортозамещать, так импортозамещайте по-хорошему. Вот телеканалы пытаются сериалы импортозамещать – но получается еще хуже, чем с сыром.


        Как в анекдоте про Ленина и Крупскую: долгими зимними вечерами в Шушенском семья Ульяновых музицировала, Надежда Константиновна садилась к роялю, а Владимир Ильич пел. Выходило у них плохо.

Это только кажется, что можно просто взять идею у успешного западного сериала, изменить ее так, чтобы не нужно было платить за лицензию, и дело сделано. Как показывала мерзостность нашего варианта сериала «Родина», не работает это – даже если вы купили лицензию. Очередной иллюстрацией этого стала растянутая во времени премьера сериала «Метод», которая идет по Первому каналу по воскресеньям по две серии поздно вечером. И тут можно только гадать, зачем они его так в сетку поставили. То ли от большого уважения, чтобы зрители всю неделю ждали, что там дальше случится, то ли наоборот – не знали на канале, куда этот сериал пристроить.

Я не очень хотел этот «Метод» смотреть, но любопытство пересилило. Потому что предрекали непонятно что: почти культовый режиссер, почти калька знаменитого «Декстера», великий Хабенский, маньяки в каждой серии. В каком-то смысле это было похоже на «вот-вот придет Life78 и сделает карачун всей нашей деревеньке». То есть великих злодеяний ждали от нового телеканала, но не дождались. Так и тут. В «Методе».

Во-первых, это просто плохо сделано по режиссуре. В сериале про маньяков должно быть очень страшно, а когда ты видишь Цекало или немолодого артиста Цапника в трусах, который насилует и убивает, то страшно не выходит. А когда создатели сериала балдеют от того, что они делают с жертвами, лично мне становится неловко. Мне не страшно, мне немножко смешно. И при этом неловко, что мне смешно в такой ответственный момент, когда очередная девушка корчится в агонии.

Послушайте, братцы, ощущение, что вы прикалываетесь. Вы просто прикалываетесь, и вам хорошо на съемочной площадке, вы ржете, когда отверткой убивают актрису. Я понимаю, что вам кайфово было работать, но это ваша радость.

Кайфово должно быть мне, зрителю, мне должно быть и страшно, и интересно, я должен среди героев кого-то ненавидеть, а кого-то сильно любить, а за кого-то мне должно быть очень обидно, до слез почти.

Ничего этого нет, хотя режиссер у «Метода» интересный – Юрий Быков, который интервью раздает и фестивальное кино снимал. А тут – то ли джентльмен в поисках десятки решил уронить себя в низком сериальном жанре, зато денег подзаработает и с Лелькой закатится потом в Сочи. То ли  они – режиссер Быков, продюсер Цекало, которому с самим Ургантом шутить разрешают – сами себе придумали, что они продюсеры и режиссеры. Потому что как может быть у хорошего режиссера и продюсера получиться такое, что у зрителя нет желания досмотреть серию. Потому что сразу понимаешь, чем она закончится.

И конечно, абсолютным идиотом смотрится Хабенский со своей бородой, которая, уж не знаю, его собственная или приклеена, но выглядит она точно как приклеенная.

Конечно, можно сказать, что пока еще мало серий вышло и рано судить. Вы посмотрите сначала все 154 штуки и после этого что-то говорите, но я говорю сейчас, потому что я боюсь, что если посмотрю всё, могу сойти с ума или стать настоящим маньяком, а не актером Цапником в трусах с отверткой.

И общая беда наших сериалов – это то, что ты не понимаешь, в какой реальности всё происходит: это какая Россия, какого времени? Это уже мы воюем с Украиной или еще не воюем с Украиной? Уже воюем с Западом или еще не воюем с Западом? Уже мы в Сирии или мы еще не в Сирии? Что герои думают про Путина с Медведевым и про их Голодец в придачу? Или что у нас те, кто маньяков ловит, перестали на кухнях политику обсуждать?

В вашей, товарищи Быков и Цекало, реальности не  было споров вокруг Крыма, когда семьи рушились, потому что одним Крымнаш, а другим – не наш. Вы об этом ничего не слышали? Или вам дали соответствующие указания на том канале, который собирался у вас это покупать? Зачем же вы так расписываетесь в своей подцензурности? Если я вижу, что балерина танцует в оковах, то это не балет, а какая-то тюремная самодеятельность, и мне такой балет неинтересен.

Понятно, что товарищ Цекало мне покажет таблицы с рейтингами, и там у этого сериала будет настолько зашкаливающий рейтинг, что Владимир Владимирович Путин обзавидуется, но штука в том, что в праймовые сегменты люди будут смотреть именно то, что им дают, потому что больше смотреть нечего. У нас же каждый канал нашел свою нишу. На Первом в основном будет ностальгирующий энкавэдэшник кричать совой и бегать за пауком. На «России» сериалы только для женщин. В героинях там всегда женщины с трудной судьбой, кроме мужа архитектора там обязательно будут роды в тюрьме, а потом героине помогут сбежать, изменить личность и вынырнуть в Италии.

На НТВ воры режут ментов и наоборот, один сериал похож на другой и в каждом будет крик: «Я честный мент!» Пятый  канал, видимо, будет и после нашей смерти показывать сериал «След», потому что только он и дает рейтинг. Канал РЕН ТВ придумал ставить сквозняком западные сериалы, за что ему, в принципе, спасибо. Единственный минус – он ставит сериалы, которые были премьерными четыре-пять лет назад.

Да, есть еще исторические сериалы. На Первом запустили сериал «Великая». Про Екатерину Вторую. Вообще, я считаю, что это на грани диверсии, когда два главных канала страны с промежутком в несколько месяцев ставят два костюмных сериала про одну и ту же императрицу: до этого был сериал «Екатерина» на «России». Я понимаю, что у нас другой такой не было тетки в истории и нам всем надо про нее знать. Но зачем так назойливо!  Приходит в голову, что это как с танцами на льду: если у одного канала есть, то и у другого должно быть непременно.

В итоге все проблемы, которые были у сериала «Екатерина» на канале «Россия», дружненько перекочевали в сериал «Великая» на Первом. И хотя исполнительница главной роли Снигирь даже потолстела на 13 килограммов для того, чтобы больше казаться Екатериной, это сериал не спасло. Кажется мне, что вопрос не в толщине задницы гражданки Снигирь.

Самое главное в историческом сериале – это атмосфера. Плюс убедительность литературной основы. Есть простое правило – перевести сериал обратно в книжный формат, и если вы эту книгу будете читать, загибая странички, когда приходится отойти по делам, и мечтая вернуться, чтобы узнать, что было дальше, значит, изначально история была написана правильно. А если этого нет – то ничего не выйдет. Это будет иллюстрация к учебнику истории, всё будет очень патриотично, всё будет в тему – со шпильками в западную сторону, но не за этим же мы смотрим кино.

Ну ладно, господа продюсеры, вы на литературную основу вообще никогда не обращаете внимания, вам кажется – важно не что снимать, а как снимать. А как снимать, как вы думаете, вы знаете.

Но выходит, что не совсем так, потому что атмосфера исторического сериала – это очень тонкая штука. И она у вас катастрофически не получается. Если вы уж пытаетесь сделать как взаправду, постарайтесь тогда, чтобы мундиры и платья на ваших героях были хотя бы обмяты, чтобы видно было, что их носят живые люди, что перевязь потертая, чтобы я чувствовал ее запах и скрип, а иначе я вижу, что вы нарядились на корпоративную вечеринку.

Надо ж понимать, что тогда была другая эпоха. Не было стиральных машин и химчисток, что соусы капали на юбки и лосины. А каждый раз менять наряд полностью могла только императрица.

Плюс – вы снимаете в наших дворцах. Наверное, это экономно с точки зрения того, что не надо строить специальных декораций, но проблема в том, что смотрители всех этих дворцов не дают вам разгуляться: разбить бокал, подраться на шпагах, нанеся порчу музейным стенам. Результат – кажется, что вы в этих неживых и нежилых дворцовых помещениях разыгрываете маскарад.

В общем, за такое импортозамещение в 37-м бы расстреляли. У нас, видимо, наградят путевкой на яхту близ Сардинии.             

ранее:

«Асад выглядит, как огурчик. Он готов еще повоевать...»
«Я придумал для себя критерии, по которым назову четырех лучших писателей...»
«Называть наших православных дурачков, православными талибами неверно и несправедливо»
«Посмотрел «Родину» и понял, в чем ошибся режиссер...»
«Почему создатели отечественных сериалов ничему не учатся у американцев»











Lentainform