16+

Почему люди быстро привыкают к высоким ценам

02/12/2015

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Сначала сказали, что Путин с Олландом обсуждали в Москве снятие с нас санкций. А потом в Кремле заявили, что ни о чем таком речь не шла. Что логично. Потому что отменять санкции Кремлю невыгодно.


         Экономисты некоторые уже посчитали, что если Европа санкции отменит и опять начнет нашим банкам свои деньги давать, то рубль укрепится. А в бюджете возникнет большая дыра. Плюс если рубль укрепится, то граждане опять захотят за границу кататься, невзирая на запреты МИДа, а это большой удар по патриотизму и Крыму. Можно, конечно, зафиксировать курс рубля, но здесь тоже сложности есть.

А главное – что в этом случае делать с имортозамещением и грядущим когда-нибудь подъемом отечественной экономики. Неужели забыть?

То есть будем своими деньгами жить. Не хватит – напечатаем. Ну инфляция будет. Так  народ на нее не сильно раздражается, только констатирует. И это не какая-то хитрая особенность русского человека. Психолог американский Дэн Ариели провел ряд экспериментов и понял, как люди привыкают к высоким ценам.

Он приводит пример на кофейнях Starbucks (они и у нас пока есть). Это дорогие кофейни. И есть куча других кафе, дешевле. Т.е. логично ходить туда, а не в Starbucks. Но вот однажды некий экономный человек случайно заходит в дорогую кофейню, пробует, кофе неплохой, обстановка не раздражает. В следующий раз зайти в дорогое кафе ему уже легче, потому что уже заходил туда. То есть он становится вторым человеком в своей собственной очереди (а очередь – это признак качества любого заведения). В следующий раз человек помнит свои прежние решения и встает за самим собой, становясь третьим человеком в собственной очереди.

Но это только начало. Теперь этот человек уже привык тратить на кофе больше денег, то есть вышел на другой уровень потребления, и поэтому ему становится легче менять и другие вещи в жизни. Хотя если бы он задумался, то вряд ли смог ответить на вопрос, почему он тратит кучу денег в дорогом кафе, вместо того чтобы выпить бесплатный кофе в офисе.

Но это история не про инфляцию. Про инфляцию у Ариели другие наблюдения: выяснилось, что повышение цен сказывается на спросе только в тех случаях, когда люди помнят прошлую цену и замечают ее изменение. Если воспоминаний о прежних ценах нет, спрос на подорожавший товар не падает. Предположим, в один ужасный день цены на бензин вырастут в два раза. По принципам традиционной экономики это должно привести к снижению спроса. Но так не происходит. Конечно, люди поначалу сравнивают  цены, пугаются и стараются покупать меньше бензина, а может, даже думают о покупке велосипеда с коляской. Но затем велосипед не покупается, люди адаптируются к новым ценам, бензина потребляется столько же, что и раньше. Процесс адаптации к цене может быть ускорен, если назвать бензин немного по-другому: не 95-й а «95 плюс плюс». Это убивает воспоминания о прежнем продукте.

Конечно, в условиях инфляции может наступить момент, когда доходов у народа не хватит не только на Starbucks, но и на бак бензина. Однако и  тут властям не надо опускать руки – население можно стимулировать на трудовые подвиги и вовсе без денег.

Другое западное исследование доказало, что денежное вознаграждение на самом деле не имеет большого значения. А вот предоставление нематериальных наград – очки, статусы, почести – приводит к очень хорошим результатам. В общем, в СССР это уже было – значки, грамоты, звания «мать-героиня» и «передовик соцсоревнования». То есть когда мы все это вернем, то деньги будут совсем ни на что не нужны. Потому что  Starbucks нас покинет вслед за Stockmann.              

ранее:

«Еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было выгодно воюющему государству»
«У нас сейчас не жизнь, а сплошные испытания: сыром, войной, Египтом, выездными визами...»
Два несложных способа пережить кризис
Как стать таким сильным руководителем, как Путин...
Как пить, курить, дебоширить и не потерять здоровья





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform