16+

Американцы сняли триллер про то, как Спасский проиграл Фишеру

10/12/2015

Американцы сняли триллер про то, как Спасский проиграл Фишеру

В прокат вышел американский фильм «Жертвуя пешкой». После документальной ленты «Бобби Фишер против всего мира» американцы сделали еще одно, теперь художественное кино про Фишера – возможно, лучшего шахматиста всех времен и народов. (на фото Тоби Магуайер в роли Бобби Фишера)


         Это байопик, но три четверти экранного времени отданы знаменитому матчу 1972 года в Рейкьявике, когда 29-летний американец Роберт Фишер обыграл нашего Бориса Спасского и стал чемпионом мира, прервав гегемонию советской шахматной школы, как тогда выражались. Подробности происходившего в Рейкьявике матча не слишком афишировались в советской прессе. Помню, как в 1972 году мой отец, страстный любитель шахмат, каждый вечер, лежа на диване, крутил ручку транзистора «ВЭФ» в поисках «Голоса Америке» или Би-Би-Си, сквозь треск и шум пробивались отрывки фраз, чтобы узнать, что происходит между Фишером и Спасским, а мать периодически врывалась в комнату со словами: «Ну сделай же тише, соседи услышат, настучат».

Матч в Рейкьявике был скандальным. Он должен был начаться в первых числах июля: 1 июля – жеребьевка, 2-го – первая партия. Спасский вместе с секундантами прибыл в Исландию заранее, Фишера ждали 30 июня, но когда на следующий день в здании национального театра началось торжественное открытие и прозвучали гимны СССР, США и Исландии, претендент на звание чемпиона мира Фишер отсутствовал. Не появился он и на следующий день, сославшись на болезнь, и еще через день, а когда все-таки прибыл в Рейкьявик, принялся тянуть резину, отправляя письма с извинениями Спасскому и с новыми требованиями по организации матча к его устроителям. Ситуацию якобы разруливал госсекретарь США Генри Киссинджер, лично звонивший Фишеру со словами: «Америка хочет, чтобы вы поехали и разгромили русских. Наши парни сейчас во Вьетнаме, а ваше место – в Рейкьявике»

Спасский вполне мог требовать отмены матча, на чем начала настаивать  советская сторона. Но он хотел играть. Может быть, потому что действующий чемпион мира верил в свой успех, может, и потому, что боялся остаться без призовых, если матч сорвется. Даже в случае проигрыша Спасский получал значительно больше, чем его предшественники Ботвинник, Смыслов, Таль и Петросян вместе взятые за свои победы в подобных матчах.

В итоге шахматисты взялись за фигуры только 11 июля 1972 года, Спасский выиграл первую партию. А на следующую Фишер не пришел, сославшись на шум телекамер, установленных в зале и мешающих ему думать. Разгорелся очередной скандал. Фишеру было засчитано поражение, американцы подали протест и согласились продолжать матч только в закрытом помещении. И тут Спасский и его команда совершили ошибку, пойдя на поводу у американцев, хотя можно было встать в позу и рассчитывать на присуждение победы. Наверное, посчитали, что 0:2 в шахматах не отыгрывается.

Как сейчас уверяют специалисты, действия американской стороны были направлены не против организаторов матча, а против Спасского – в надежде дезориентировать его психологически. Чемпион мира проиграл третью партию, что раскрепостило Фишера, до этого никогда не выигрывавшего у Спасского, и пошло-поехало. Американец выиграл матч досрочно после 21-й партии (всего было запланировано 24) и стал чемпионом мира. «Проиграв матч Роберту Фишеру в 1972 году, я получил огромные по тем временам деньги – 93 тысячи долларов. Это дало повод кое-кому утверждать, что я спасал матч из-за денег. Не совсем так. Я верил в победу и готов был бороться до конца», – писал позже в своих мемуарах Спасский. Он уверяет, что решение о продолжении матча принимал сам, вопреки рекомендациям чиновников Спорткомитета и советам друзей. И это решение оказалось для него роковым.

То есть история замечательная для экранизации, особенно с учетом загадочной фигуры Фишера и времени действия – интеллектуальная дуэль выдающихся шахматистов на фоне холодной войны. И фильм сделан мастерски – это вам не Рокки против русского боксера Ивана Драго. Снял его режиссер Эдвард Цвик, обладатель «Оскара» как продюсер «Влюбленного Шекспира», поставивший «Последнего самурая» и «Легенды осени», он сделал из противостояния Фишер – Спасский психологический триллер.

Разве что несколько карикатурно выглядят вечно окружающие Спасского люди из КГБ в черных костюмах, зато внешне попадание стопроцентное: голливудский актер Лив Шрайбер один в один – Борис Спасский. А Роберта Фишера играет Тоби Магуайер (он играл когда-то человека-паука).

В общем, американские киношники экранизировали своего шахматного чемпиона, а их российские коллеги ничего подобного не делают, хотя материала у нас не меньше и событий только вокруг матча Карпов – Корчной 1978 года с парапсихологами и йогами в зале, таинственным стаканом йогурта, исполнением «Интернационала» и т.д. хватит на целый сериал.

«Фишер специально изучал русский...»

Марк Тайманов, 89 лет. Международный гроссмейстер, чемпион СССР (1956 год), участник нескольких межзональных и претендентских турниров. В 1971 году в Канаде проиграл со счетом 0:6 четвертьфинальный матч чемпионата мира Роберту Фишеру.  Автор книги «Я был жертвой Фишера».

– Марк Евгеньвич, вы еще не посмотрели новый фильм про Фишера?
– Простужен последние несколько дней, а посмотреть было бы любопытно.

– Вас там по ходу фильма тоже вспоминают.
– А что удивляться, как может быть Фишер без Тайманова! У нас с ним были добрые отношения, мы и после матча с ним встречались, несмотря на неутешительный для меня итоговый счет и то, какие последствия и переживания он имел для меня. И сегодня я могу сказать, что матч против Фишера – это, наверное, все-таки главное событие в моей шахматной биографии.

– Под последствиями вы имеете в виду лишение вас звания Заслуженного мастера спорта, исключение из состава сборной СССР и запрет на участие в международных турнирах?
– У меня еще отобрали ордер на только что выделенную квартиру!  Считалось, что я подвел страну, проиграв американцу. Выручил меня, между прочим, датский гроссмейстер Бент Ларсен, проигравший Фишеру в том же цикле и тоже шесть партий подряд. Только тогда все поняли, что Тайманов не специально дискредитировал свою страну, что это не с подачи Запада я проигрывал. Фишер играл, как автомат, не допуская ни малейшей ошибки. Я с ним встречался за доской и до и после того матча, но обыграть не получилось ни разу.

– Так значит, он действительно был уникум?
– Да. Это один из величайших шахматистов в истории игры. Человек он был сложный, шахматы для него были единственным содержанием жизни, поэтому мне и захотелось в свое время написать книгу о Фишере.

– Авторы нового фильма представляют его как человека сумасбродного.
– Да, он был противоречив, безусловно, нелюдим и замкнут. Порой его решения и действия действительно были далеки от адекватных. Но только не за шахматной доской.

– По фильму Фишер с детства учился шахматам, в том числе и благодаря изданной в СССР шахматной прессе, которую находил в букинистических магазинах Нью-Йорка. Это не выдумка?
– Нет-нет. Он действительно специально изучал русский, причем в том объеме, чтобы можно было читать шахматную литературу, журнал «Шахматы в СССР» был у него, можно сказать, настольной книгой. Мы с ним обычно объяснялись на сербском. Часто бывали в Югославии, это была шахматная страна № 2 после Советского Союза, там проводилось много турниров, и этот язык был нам ближе всего.

– Фишер в фильме панически боится русских и нашей страны. Вы это замечали?
– Наверное, это просто потому, что наши гроссмейстеры были его основными соперниками, а известно, что Фишер всегда боялся самой первой партии, когда перед ним новый, незнакомый ему человек. Именно поэтому он так и не сыграл с Карповым, для него это была темная лошадка, и он не был в себе уверен. Похожая с той, что сопровождала матч со Спасским, история разворачивалась и на моих глазах перед «матчем века» в 1970 году в Белграде, когда играли сборные СССР и остального мира. Фишер тогда тоже долго не решался садиться за доску, а потом выиграл две первые же партии у Тиграна Петросяна. Стоило Бобби сделать первый ход, как он становился другим человеком, решительным и безжалостным.

– Ваш матч с Фишером проходил без околошахматных эксцессов?
– Ну тоже было что-то. Подходящее помещение для игры долго искали, он чуть ли не в библиотеке играть хотел, чтобы тишина была. Потом ему не нравилось, что я, сделав ход, вставал и ходил у столика, а мне не нравилось, что он под столиком ногами двигал. Но как-то договорились, все мирно прошло.

– Американцы про своего Фишера уже не первый фильм сняли. А у нас столько замечательных шахматистов, а биографический фильм только про Алехина есть.
– Неплохой, кстати. «Белый снег России» назывался. Был еще фильм «Гроссмейстер» на Ленфильме, но его мало знают, потому что прокатная судьба не сложилась. Там Корчной самого себя играл, а когда он эмигрировал, фильм сняли с проката. С Виктором Львовичем, я, между прочим, встречался совсем недавно, в начале ноября, в Швейцарии – в знаменитом Музее шахмат в Кринсе организовали огромную выставку, посвященную Корчному.

– В шахматы-то вы с ним сыграли?
– Конечно, мы провели дружеский микроматч.

– И какой счет?
– Счет здесь не имел значения. У меня просто не было внутреннего права хотеть победы. Для Корчного сейчас шахматы – единственный вид деятельности, поддерживающий его жизнь. Он играет ежедневно по 40–50 партий, чтобы стимулировать деятельность головного мозга после инсульта, и ему необходимы положительные эмоции.

– А когда вы последний раз виделись с Борисом Спасским, который долгое время жил во Франции, но заболел, и супруга якобы отрезала его от внешнего мира, и тот, как в детективе, бежал в Москву?
– Год назад в Германии я встречался с Борисом Васильевичем. Он очень тяжело болен, привязан к коляске после инсульта, но у него есть подруга, которая ухаживает за ним.

10 художественных фильмов о шахматах

1. «Шахматная горячка» (СССР, 1925). Комедия о лихорадке, потрясшей Москву в дни международного шахматного турнира в связи с приездом чемпиона мира Капабланки.
 
2. «Шахматная новелла» (Германия, 1960). Экранизация рассказа Стефана Цвейга. По мнению Михаила Ботвинника, образ главного героя стал предсказанием появления такого игрока, как Роберт Фишер.
 
3. «Гроссмейстер» (СССР, 1980). Роль тренера главного героя сыграл Виктор Корчной.
 
4. «Белый снег России» (СССР, 1981). О судьба четвертого чемпиона мира по шахматам Александра Алехина.
 
5. «Капабланка» (СССР, Куба, 1986).  О жизни выдающегося шахматиста, третьего чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки.
 
6. «Выбор игры» (США, 1993). Мальчишка учится в колледже и обожает бейсбол. Но все меняется в тот день, когда он оказывается за шахматной доской.
 
7. «Фламандская доска» (Великобритания, 1994). Триллер, сюжет которого строится вокруг вымышленной картины XV века, на которой изображена шахматная доска и трое игроков.

8. «Защита Лужина» (Англия, Франция, 2000). О советском шахматисте, гроссмейстере Александре Лужине, снятый голландцем Марленом Горрисом по роману Владимира  Набокова.
 
9. «Рыцари Южного Бронкса» (США, 2005). Драма о воспитательной силе шахмат. Действие разворачивается в одном из бедных районов Нью-Йорка.
 
10. «Шахматистка» (Франция, 2009). Горничная отеля становится свидетельницей того, как в номере пара влюбленных играет в шахматы. Эта сцена производит на нее такое впечатление, что она начинает брать уроки игры.
 
Досье


Американцы сняли триллер про то, как Спасский проиграл Фишеру


Роберт Фишер, одиннадцатый чемпион мира (1972–1975), родился в 1943 году в Чикаго. Мать – Регина Вендер (ее семья перебралась в Швейцарию из Польши, входившей тогда в состав России), отцом считается Ханс-Герхард Фишер – биолог, коммунист, эмигрировавший из СССР (там он и познакомился с Региной Вендер, учившейся в Московском медицинском институте имени Сеченова). В 1939 году супруги покинули СССР и переехали в Америку, с этого момента жили раздельно.

Уже в 14 лет Роберт Фишер стал чемпионом США. В матчах претендентов в 1971 году его выступления достигли рекордных показателей – всухую он победил Марка Тайманова и Бента Ларсена (6 побед в 6 матчах в обоих поединках), в финале со счетом 6:2  – Тиграна Петросяна, завоевав право на матч с чемпионом мира Борисом Спасским.

Матч с Борисом Спасским закончился победой Фишера – 12:8. Последняя партия матча со Спасским стала последней официальной партией, сыгранной Фишером.
Роберт Фишер отказался играть матч на первенство мира с Анатолием Карповым, и в 1975 году ФИДЕ лишило Фишера чемпионского звания, объявив новым чемпионом Карпова.

В 1992-м Фишер неожиданно согласился на коммерческий матч-реванш с Борисом Спасским на территории Югославии. Госдепартамент США предупредил Фишера, что участие в матче на территории Югославии нарушает международное эмбарго и Фишеру грозит до 10 лет тюрьмы. Но матч состоялся, Фишер победил со счетом 10:5.

В 2003-м Госдепартамент США официально аннулировал паспорт Фишера. В 2004-м Фишер был арестован при попытке вылететь из Японии на Филиппины и помещен в тюрьму для нелегальных иммигрантов. США потребовали выдать Фишера. Проведя в тюрьме 8 месяцев, Фишер был депортирован в Исландию, где и умер в 2008 году.

Борис Спасский родился в 1937 году в Ленинграде, 10-й чемпион мира по шахматам. После его поражения от Фишера в Спорткомитете СССР состоялось совещание, разбиравшее матч. В числе причин поражения отмечались упущения при подготовке и недостаток игровой практики Спасского на высшем уровне.

В 1976 году Спасский переехал во Францию, женившись на внучке белого генерала Щербачева, но сохранив гражданство СССР.

В 2012 году возвратился в Россию. Жена и сын Спасского утверждали, что он был похищен и вывезен в Россию неизвестными. Сам Спасский говорил, что в Россию прибыл добровольно, поскольку во Франции чувствовал себя в условиях домашней изоляции.

Сейчас Борис Спасский – старейший среди ныне живущих чемпионов мира по шахматам.             

Сергей ЛОПАТЕНОК









Lentainform