Алексей Зинин начинал как спортивный журналист, работал в футбольных клубах пресс-атташе, руководителем клубного спортивно-селекционного департамента, создал агентство спортивного маркетинга и занимался пиаром топовых спортсменов.
Теперь как президент Агентства стратегического консалтинга и оптимальных решений AZSportUniversal он консультирует тех, кто принимает решения в нашем футболе в различных инстанциях, а сегодня в виде исключения помогает читателям «Города 812» разобраться, что происходит с «Зенитом».
– «Зенит» ушел на зимний перерыв, занимая непривычное для себя шестое место. Вы, наверное, тоже удивлены?
– Для меня не существует шестых, четвертых или вторых мест. О положении дел в турнирной таблице я сужу исключительно по тому, какая разница в очках между «Зенитом» и ЦСКА.
– А как же находящиеся между ними «Ростов», «Локомотив», «Спартак», «Краснодар»?
– Претендовать на чемпионство у нас могут только «Зенит» и ЦСКА. «Зенит» обязан это делать, исходя из его возможностей и амбиций руководителей, ЦСКА это делает вопреки всему. И у него это периодически получается. Отставание петербуржцев от столичной команды составляет сегодня 7 очков, впереди еще 12 туров, и потенциально догоняющий может взять в них 36 очков. Согласитесь, это немало, поэтому я и не считаю это отставание критическим. На такой длинной дистанции все элементарно отыгрывается. К тому же с основными конкурентами, в том числе и с ЦСКА, «Зениту» предстоит играть в Петербурге. Так что если смотреть сухо, брать во внимание только цифры, никакой трагедии нет, и петербургским болельщикам не стоит паниковать раньше времени.
– А если абстрагироваться от цифр?
– Тогда у команды присутствуют очевидные проблемы, и никакой уверенности в том, что все успешно завершится для нее в чемпионате России, нет. Хотя сейчас атмосфера в «Зените» одна из лучших за последние годы, нет тех дрязг, что при Лучано Спаллетти, но игра не выстроена, нет слаженности и выверенных действий.
«Зенит» Виллаш-Боаша заточен под индивидуальную игру ярких исполнителей, что в позиционном нападении против тактически грамотных и самоотверженных команд работает далеко не всегда. Все основывается на индивидуальном мастерстве Халка, его связке с Дзюбой. Есть определенные игровые вкрапления Шатова и Данни, но в целом эти действия не выглядят едиными, команда работает на чужой половине поля в разном ритме и без должного взаимопонимания. Потенциал для усиления я вижу именно в этом компоненте, но при этом не замечаю, чтобы Виллаш-Боаш качественно работал в этом направлении. Отчасти его понять можно: когда у тебя есть такая махина, как Халк, когда есть центральный нападающий ростом 197 см, способный принять любой мяч и отправить его в ворота не только головой, трудно и, может быть, просто не хочется еще что-то изобретать.
– Но Халк, согласитесь, действительно хорош. И с каждым годом в России он все лучше.
– Он действительно будто вспомнил, что играет в команде, больше не лезет в обводку в откровенно проигрышных ситуациях, стал чаще видеть партнеров и нашел благодарного адресата в лице Дзюбы. В действиях бразильца гениальность и абсолютная нелогичность порой сменяют друг друга. И играть рядом с таким человеком очень и очень сложно. Партнерам приходится все время быть в напряжении. В таком же, в котором находятся играющие против бразильца. Но даже при наличии такого футболиста в составе главная уязвимость нынешнего «Зенита» в том, что игра петербуржцев легко читается. Идеальная модель по-настоящему чемпионской команды в наличии ярких лидеров в каждом звене, угроза воротам соперника должна исходить от любого игрока стартового состава. На мой взгляд, «Зениту» не хватает сегодня хотя бы одного игрока с яркими индивидуальными качествами, направленными на командную игру. Вот француз Вальбуэна, игравший в московском «Динамо» и вернувшийся недавно на родину, очень бы пригодился Виллаш-Боашу.
– Так куда «Зениту» еще одного иностранца, он и так в лимит с трудом укладывается.
– Лимит на легионеров действительно стал проблемой для команды. Удивительно, что «Зенит» оказался к ней не готов, он сработал так, будто бы находится совсем не в России. Петербуржцы давно потеряли свою российскую привлекательность, свое преимущество в этом компоненте над конкурентами.
– Перевелись таланты или просто плохо ищут селекционеры?
– У «Зенита» как была роскошная молодежь, так и осталась. Могилевец на ведущих ролях в «Ростове», и он сильнее Юсупова, Рязанцева и Файзулина. Прекрасные ребятки в более молодом поколении, прежде всего Гасилин, им не хватает совсем чуть-чуть, чтобы занять достойное место в обойме. Но тренеры – заложники результата, они боятся ставить игроков, которые обязательно будут совершать ошибки и выдавать матчи ниже уровня ожиданий. С ними трудно бороться за самые высокие места – будь то чемпионат России или Лига чемпионов, и Виллаш-Боаш перестраховывается.
Ко всему прочему, португальцу работа в этом направлении еще и малоинтересна. Я могу ошибаться, но создается впечатление, что ему абсолютно все равно, что будет с «Зенитом» после его ухода. Он человек амбициозный и нацелен прежде всего на себя, он хочет дать результат и максимально сработать на свое имя. Ему интересней купить футболиста за 20 миллионов евро, чем возиться с Гасилиным. Вот и дошло до того, что сейчас пятерка россиян (именно столько как минимум отечественных игроков по последней редакции лимита на легионеров должно находиться на поле) у ЦСКА привлекательнее, чем пятерка зенитовских русских. У претендующей на лидерство в стране команде должно быть человек 7–8 качественных россиян, а в Петербурге их на практике сейчас всего четыре – Смольников, Дзюба, Шатов и вратарь, будь то Лодыгин или Кержаков-младший.
– Пятый, кого бы ни поставили в основной состав, получается пассажир, как говорят в футболе?
– Да, он ниже уровня «Зенита» и амбиций клуба. Виллаш-Боаш это отлично понимает, нервничает, пытается от случаю к случаю перестраивать игру. Например, использует Анюкова, но вынужден при этом усаживать на скамейку Кришито. Для меня, например, загадка, почему «Зенит» упустил Смолова, успешно играющего за «Краснодар». Руководители клуба не смогли дожать ситуацию, иначе бы он поехал в Петербург, а не на Кубань. Знаю, что накануне сезона сорвался в последний момент контракт с Жирковым, так что теперь кровь из носа нужен футболист вроде Кокорина, пригодился бы для усиления играющий в «Динамо» Ионов. У обоих остается по полгода до истечения контракта, и самое время решать вопрос по ним.
Есть ребята не столь раскрученные, не столь сильные сейчас по факту, но имеющие хороший потенциал и проявившие себя в нашей премьер-лиге: Полоз, Подберезкин, Ерохин.
– Значит ли это, что новых иностранцев в «Зените» больше не будет?
– Хорошего легионера, качественного и достойного, «Зенит», если возникнет такая необходимость (это может быть актуально, если уйдет кто-то из нынешних) всегда возьмет. Даже в нынешних изменившихся условиях, когда иностранцы не особо хотят ехать в Россию. Того же Вальбуэну можно было за небольшие деньги уговорить. Но сейчас многое зависит от того, как Петербург отработает на внутреннем рынке. Я знаю, в какую сторону смотрит «Зенит».
Команда на данный момент ужасно невариативна. У главного тренера мало ресурсов по изменению рисунка игры по ходу матча. Тренер обычно выставляет оптимальный состав, но команда уровня «Зенита», особенно в чемпионате России, где приходится играть против вязкой, плотной обороны, не должна выходить на поле, не имея вариантов что-то изменить по ходу игры. Бывает ведь так, что твой сценарий, заранее продуманный, вдруг не пошел. Например, пропустил вдруг гол, соперник закрылся – и всё. Или кто-то из твоих игроков находится не в оптимальной форме и не показывает того, чего ты от него ждешь. Если команда начинает буксовать, тренер должен вытащить со скамейки запасных новый элемент. И этот футболист (а в идеале не один) должен быть уровня Данни. А когда Юсупова меняют на Рязанцева...
– Вы хотите сказать – шило на мыло?
– Не хочу, это очень грубо, и не буду хотя бы из уважения к этим ребятам. Как-то незаметно питерцы пришли к тому, что теперь и у Виллаш-Боаша почти нет кадровых ресурсов для усиления игры. В больших командах, по идее, скамейка запасных должна быть такой, чтобы выходящие на поле резервисты позволяли обострять игру. А у «Зенита» резервы максимум на что годятся – это удерживать нужный счет.
– Виллаш-Боаш предчувствовал беду, если вспомнить его эпатажные высказывания.
– Давайте не будем сейчас разбирать все его заявления, но то, что многие из них заметно расхолаживали команду, очевидно. А мотивационный момент крайне важен в футболе. Вы знаете, есть такие программы по изучению команд, где можно, например, просмотреть все пропущенные голы или все быстрые атаки интересующего тебя коллектива. Так вот, меня всегда очень поражало, в каком расхлябанном состоянии «Зенит» переходит от нападения к обороне. Многие футболисты позволяли себе не добегать, причем порой по метру – по два. Огромное количество моментов, в которых Витсель, а от него многое зависит в игре, находится в полупозиции. Есть стоп-кадры, когда он стоит на прямых ногах в текущем игровом эпизоде, что просто недопустимо. Зато в Лиге чемпионов те же футболисты и команда в целом выкладывались по полной.
– Но это же не Виллаш-Боаш им говорил: здесь играем, здесь не играем.
– Нет, конечно, это все на уровне подсознания. Плюс ко всему в Лиге чемпионов «Зениту» было намного проще.
– Против «Лиона» и «Валенсии» проще, чем против «Амкара» и «Крыльев Советов»?
– Именно. Французы сами играют в футбол и другим дают. Они атакуют, в их построениях появляются открытые зоны, «Зениту» только и нужно попасть в эти разрывы, чтобы начать свой футбол. К тому же «Лион» действовал не так уж чтобы сильно сконцентрированно, свои моменты не использовал. «Валенсия» накануне сезона назначила нового неопытного тренера, португальца Нуну, а он просто не в состоянии поставить игру на таком уровне. Сильная, по идее, испанская команда находилась этой осенью в худшем своем состоянии за последние годы.
«Зениту» легко играть с командами рыхлыми, не крепко сбитыми по своей структуре, и «Валенсия» была как раз такой – игроки качественные, но футбола как такого нет, игра разбита на составляющие. Не случайно сейчас у испанцев уже новый наставник.
Что до «Гента», то он попал в плей-офф только потому, что у соперников по группе возникли проблемы, и «Зениту» он никак не ровня. А Виллаш-Боаш в Европе смог ко всему прочему еще блеснуть тем, что у него хорошо получается. «Зенит» не пытался играть в Лиге первым номером, не устраивал длительную осаду плотно обороняющихся редутов, с которыми регулярно сталкивается в России и против которых арсенал его тактических заготовок предельно скуп. Плюс у «Зенита» в матчах Лиги чемпионов обнаружился эмоциональный всплеск, концентрация, что помогает везению быть на твоей стороне. Как «Зениту» везло в Лиге, так же часто ему не везло в чемпионате России. Какой-то баланс в отношениях с фортуной, видимо, тоже существует. В одном турнире прибыло, в другом – убыло.
Так что если по гамбургскому счету, то в нашей премьер-лиге «Зенит» должен находиться выше шестого места, в то же время я не уверен, что он заслуживал того, чтобы выйти в плей-офф Лиги чемпионов с первого места.
– А вдруг и дальше попрет в Лиге, как тогда отпускать главного тренера?
– В теории Виллаш-Боаш вполне может еще остаться, хотя и заранее объявил, что уходит летом. Человек делает любое заявление, исходя из текущей ситуации, он может быть в плохом настроении, может быть чем-то недоволен. Футбол – среда эмоциональная, и несколько матчей кардинально меняют ситуацию, твое мироощущение (в нашем случае это отношение Виллаш-Боаша к команде, к ее руководителям, к городу, к болельщикам, к самому себе, наконец). Так что если вдруг по весне произойдет чудо, то он вполне может остаться.
– Что вы понимаете под чудом?
– Я имею в виду успешное продвижение «Зенита» по плей-офф. По идее, петербургская команда с ее статусом и ресурсами просто обязана регулярно играть весной в Лиге чемпионов и проходить в ней далеко, быть в числе шестнадцати как минимум, а то и в восьмерке, но этого не происходит. Не вижу я у «Зенита» дополнительного игрового ресурса для успешного выступления в Лиге и сейчас. По текущему состоянию дел, уровню игры, нынешнему составу успешное продвижение в плей-офф весной будет чудом. Но если оно вдруг произойдет, то, вполне вероятно, последуют перемены в настроениях и в отношениях с тренером.
Будет все хорошо в спортивном плане у команды – сядут как-нибудь вечерком за стол, скажут: давайте, может, продлим наши отношения, раз все получается. Состав за лето усилим, в следующей Лиге чемпионов замахнемся на большее. Еще раз повторю: крайне важно настроение и состояние человека, когда он принимает решение. А если никакого чуда не будет, да еще и в чемпионате скуксятся, а такой вариант исключать нельзя, то однозначно Виллаш-Боаш в Петербурге больше не задержится.
– Как же быть хозяевам клуба? Ведь нового тренера надо искать уже сейчас.
– У «Зенита», как у любого другого солидного клуба, есть стратегия развития. В ней спортивный раздел, и там прописано, что тренером команды должен быть специалист, входящий в топ-10 мира. За последнее время свободным из этой когорты какое-то время был Клопп, человек с энергетикой, необходимой для работы в «Зените». Попытки заполучить немца предпринимались, но им самим на корню были пресечены. Сейчас фигурируют фамилии нескольких других серьезных тренеров, в частности Анчелотти, но надо следить, что будет происходить в их жизни в ближайшее время. Может, у них уже есть предложения и они ждут контракта с другими клубами.
– С тренерами понятно, а что скажете про игроков, оказавшихся сейчас в подвешенном положении? Аршавин не играет даже за «Кубань», Кержаков оказался не нужен Виллаш-Боашу, у Денисова очередной конфликт в «Динамо», Широкова не выпускают на поле в «Спартаке», чтобы не продлевать с ним контракт...
– В Аршавина я всегда верил и продолжаю верить. Просто он оказался в команде, которая буквально разваливается на глазах, да еще получил травму. Кержаков вполне мог бы быть тем самым пятым русским в «Зените», но у него не сложились отношения с Виллаш-Боашем. Бывает в футболе, что тренер вынужден идти на какие-то жертвы в плане сугубо футбольных вопросов ради климата в команде. Это как раз тот случай, но Кержаков в футбол еще вернется, может быть, и в зарубежном клубе – у самого футболиста есть имя в Европе, а у ведущего его дела агентства необходимые связи. Денисов, на мой взгляд, был в свое время великим футболистом, но он пережил и продолжает переживать внутреннюю деградацию – после «Зенита», «Анжи» и «Динамо» уже четвертый конфликт, теперь снова в «Динамо» при другом тренере. Вряд ли найдется другой клуб, способный потянуть его контракт в 4 миллиона евро, а значит, Денисов останется в «Динамо». Но если на его место в сборной России найдутся и другие игроки, то Широкову найти замену будет трудно. Это самый сильный на сегодняшний день из перечисленных вами футболистов, и я надеюсь, что «Спартак» даст ему игровую практику и продлит с ним контракт.
Рейтинг зарплат футболистов, играющих в России
Портал Sports.ru представил очередной рейтинг зарплат футболистов российской премьер-лиги. Он составлен по данным, полученным от менеджеров клубов, тренеров, агентов и самих футболистов. В приведенных ниже суммах не учтены премиальные, начисляемые по результатам выступлений. Это чистый доход футболистов после уплаты налогов. Все суммы даны в миллионах евро.
1. Халк («Зенит») – 7 млн евро
2-3. Александр Кокорин («Динамо») – 5
2-3. Эсекиэль Гарай («Зенит») – 5
4. Хави Гарсия («Зенит») – 4,5
5. Ведран Чорлука («Локомотив») – 4,4
6-7. Игорь Денисов («Динамо») – 4
6-7. Аксель Витсель («Зенит») – 4
8. Мубарак Буссуфа («Локомотив») – 3,9
9. Мануэл Фернандеш («Локомотив») – 3,8
10. Артем Дзюба («Зенит») – 3,6
В числе самых финансово успешных футболистов и другие игроки «Зенита»: Мигель Данни – 3,4; Александр Кержаков – 3; Олег Шатов – 2,5; Доменико Кришито, Игорь Смольников, Виктор Файзулин – по 2,2; Александр Анюков, Николас Ломбертс, Луиш Нету, Артур Юсупов по – 2.
Сергей ЛОПАТЕНОК
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом