Почему попытка наладить у нас контроль за качеством товаров, как в Европе, потерпела неудачу
Была такая известная история – как одна дама купила в Москве футляр для контактных линз и едва не лишилась глаз. Оказалось, что футляр этот содержал какое-то несметное количество отравляющих веществ, среди которых самым безобидным был формальдегид.
Причем футляр был куплен не в каком-то ларьке, а в нормальном оптическом салон. Дама написала о своих приключениях и, подлечив глаза, увидела в той же самой «Оптике» те же самые футляры, а к ним были приложены сертификаты соответствия качества с печатью.
Проблема состоит в том, что поддельных сертификатов сейчас на рынке практически нет, все сертификаты настоящие, но они выданы аккредитованной компанией на товар или продукт, который не проходил никаких испытаний, то есть насколько он реально опасен – никто не знает.
Чтобы защитить граждан от недобросовестных производителей, в России принята масса законов, постановлений и нормативных актов. Плюс созданы соответствующие надзорные структуры.
Теперь почти каждый продукт, который теоретически способен нанести хоть какой-то вред любым формам жизни, должен получить документ с печатью и подписью – о том, что вреда никому не будет. В перечень товаров, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия (либо в виде сертификации, либо декларирования), входит большинство известных нам товаров. В списке есть «овощи, грибы, фрукты (соленые, маринованные, квашеные, моченые, включая капусту квашеную, огурцы и помидоры соленые)», «компоты, плоды и ягоды в натуральном соке, вине, сахаре, пульпе и пюре» или «шарфы и головные уборы трикотажные (кроме детских)». Не думайте, что детские шарфы и шапки не сертифицируются. Они просто выступают отдельным пунктом.
Доверчивый потребитель с подачи государства убежден: раз есть бумажка, выданная уполномоченной на то компанией, значит, нет оснований не доверять ни этому документу, ни товару, на который он выдан. Но это не так. Несмотря на реформу сертификационной системы.
В 2011 году появилась федеральная служба – Росаккредитация. До этого в России выдачей сертификатов занимались 8 разных ведомств и 18 тысяч органов по сертификации и испытательных лабораторий. А теперь контроль за аккредитованными компаниями, которые выдают сертификаты и декларации о соответствии, отдали одному государственному органу. Органов по сертификации стало меньше – 1240, плюс 6850 испытательных лабораторий.
Сделано все это было, чтобы приблизиться к организации сертификационного дела в ЕС. Чтобы российские сертификаты признавались за границей. Однако признания нет до сих пор.
Хотя вроде бы нечто хорошее при создании Росаккредитации постарались сделать. Например, ввели системы электронного учета всех выданных документов – любой желающий может проверить, настоящий ли сертификат в единой базе. В итоге подложных сертификатов, слепленных на ксероксе, стало мало. Но это не решило проблемы качества товара.
По официальной статистике Росаккредитации, 80 процентов сертификатов в России выдается всего 4 процентами органов по сертификации. Что это за 4 процента таких трудолюбивых органов? Это лояльные к производителям органы. Дело в том, что процедура получения документов о соответствии в некоторых аккредитованных компаниях часто не требует не то что передачи образцов товаров для проведения испытаний, но даже личной встречи или переговоров по телефону – вся связь осуществляется по электронной почте. Никаких реальных испытаний, никаких проверок, главное – прислать нужные бумаги и перевести деньги. И потом этот товар будет продаваться вполне законно, потому что документ на него получен настоящий.
Росаккредитация, конечно, проводит проверки аккредитованных компаний. В итоге, по официальным данным, за два последних года с этого рынка устранены 1245 участников. Может, конечно, не тех нарушителей выявляют. К примеру, по 10 заявлениям Ассоциации СИЛА (Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации») в июне 2015 года провели всего три проверки. При этом аккредитацию одной компании приостановили, а по двум другим было выдано предписание устранить выявленные нарушения. По словам представителей ассоциации, обращения по самым вопиющим примерам остаются без реакции.
А потребителю бороться со странными сертификатами трудно. Для начала с плохим куском сыра или игрушкой со странным запахом надо идти в Роспотребнадзор и требовать признать этот товар негодным. Потом обращаться в Росаккредитацию или идти в суд. Немногие на это готовы.
Татьяна ХМЕЛЬНИК, фото shoes-report.ru
- Чиновники собираются заставить платить россиян за пустующие дома и квартиры
- Газовые счетчики давно отменили, а петербуржцев продолжают обманывать лжегазовщики
- Как я вызвала сантехника и что из этого вышло...
- Как в Петербурге подделывают тракторы «Кировец»
- Какой товар в Петербурге самый некачественный
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
