Минувшая неделя началась в Сети с изумительной статьи генпрокурора РФ Юрия Чайки, а закончилась феерической пресс-конференцией Путина. Что-то роднило эти два выступления.
Чайка выждал полмесяца после обнародования одноименного фильма ФБК и выступил с апологией в «Коммерсанте». Текст получился в своем роде образцовый – на его примере Сеть изучала логику, в соответствии с которой мыслит высшее руководство России.
Журналисты «Медузы» реконструировали ее так: «На расследование потратили много денег, значит, заказчик не Навальный. Заказчик ненавидит нашу страну в целом и российскую прокуратуру в частности. Значит, заказчик – Уильям Браудер».
Связь аргументов в тексте действительно такая. Журналисты «Медузы» только забыли добавить, что логику Чайки отличает еще и принципиальная неверифицируемость: чтобы опровергнуть его вывод, нельзя апеллировать к ложности исходных положений. Бессмысленно, скажем, рассказывать, что на самом деле на расследование потратили немного денег. Никакого «на самом деле» нет.
Но Чайка – птица особая. Всю неделю Навальный, как мог, измывался над ним – особенно когда бывшая жена заместителя Чайки, на которую был зарегистрирован совместный с Цапками «Сахар Кубани», начала судебное разбирательство о подделке документов при регистрации этого самого «Сахара»: «Ну это Браудер же! И иностранные спецслужбы. В 2008 году Браудер в маске Лопатиной проник в регистрационную палату Краснодарского края и там подделал подпись честнейшей Ольги Лопатиной, принудительно сделав ее акционером «Сахара Кубани» с женами Цапков. Потом Обама и Маккейн отправили местного резидента ЦРУ в ИФНС по Кущевскому району, чтобы тот зарегистрировал ООО».
Зря Навальный издевался. В четверг виртуозное владение логикой Чайки продемонстрировал в ходе ежегодной пресс-конференции Путин. На вопрос о том, не стоит ли отстранить от должности губернатора Псковской области Андрея Турчака, которого обвиняют в причастности к избиению Олега Кашина, президент ответил: «Я знаю, что в Интернете говорят, что Турчак причастен к избиению журналистов. Так он или отец причастен?» И потом рассказал анекдот про советского кадровика, который отказался повышать сотрудника, потому что у того «что-то с шубой было». Ну то есть у его жены пять лет назад украли шубу, но повышать не будем. При чем здесь шуба и при чем здесь Интернет, когда речь идет об уголовном деле?
Кашин прокомментировал этот ответ без ерничества: «В картине мира Путина не бывает такого, что просто совершено преступление и за него нужно отвечать. В картине мира Путина это всегда какой-то заговор, какие-то заказчики, кто-то что-то подбрасывает».
Забавно, что свойство неверифицируемости присуще не только логике прокурора и президента, но и той логике, которой пользуются традиционные политические аналитики. Татьяна Становая, например, написала по итогам пресс-конференции об уставшем авторитарном лидере, «готовом передать свои полномочия нижестоящим элитам», а Глеб Павловский говорил о недопустимом «оскорблении избирателя в предвыборный год». Элиты, избиратели и электоральный цикл в нынешнем российском контексте вообще-то не представляются чем-то более реальным, чем злокозненные схемы отъявленного русофоба Браудера.
Мораль из всей этой говорильни можно извлечь только одну: язык обсуждения реалий должен соответствовать логике, на которой они строятся. Поэтому единственно уместным в данной ситуации речевым поведением должно стать поведение, описанное Остапом Кармоди: «На заре беззаботной юности я занимался в драмкружке. Мало что оттуда помню, кроме фразы «О чем говорить, когда не о чем говорить», – ее произносят актеры на сцене, когда надо создать видимость разговора и равномерный шум». Ну и надо понимать, что в пьесах под этот шум на сцену обычно крадется что-то до времени безмолвное, что и определит в последнем действии развязку всей драмы.
ранее:
«Едва ли не в каждом городе России есть площадь Революции, а говорить о революции нельзя...»
«Метод погружения» для тех, кто верит, что расследование Навального – заказное
В Сети соревнуются в написании лучшего антитурецкого сочинения
Блогеры следят за российским возмездием: «Путин хочет быть совсем как взрослый»
«В России по телевизору «случайно» показали секретное ядерное оружие, но этого никто не заметил»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего