16+

Смольный впервые отделил хорошие школы от плохих, чтобы начать их сокращение

22/01/2016

Смольный впервые отделил хорошие школы от плохих, чтобы начать их сокращение

«В Петербурге есть хорошие школы и есть очень хорошие», – эта фраза Жанны Воробьевой, председателя Комитета по образованию Петербурга, стала крылатой среди педагогов. Долгие годы комитет отказывался согласиться с тем, что не все школы в Петербурге хороши.


         И по этой же причине никогда не существовало официальных рейтингов школ (кроме полученных по результатам ЕГЭ). В 2015 году Смольный впервые ранжировал учебные заведения, отделив хорошие от плохих.

Сотня счастливчиков

Еще несколько лет назад «хорошесть» петербургской школы измерить было невозможно. Единственным критерием и ориентиром служила народная молва. Пять лет назад появились рейтинги школ, получаемые по результатам сдачи ЕГЭ. В Комитете по образованию  к ним относились прохладно, продвигая тезис, что «нет плохих школ». Сравнивать школы между собой чиновники от образования отказывались. Логика была примерно такая: это может спровоцировать переток детей из плохих школ в хорошие, что приведет к диспропорциям и организационным проблемам.

И вот неожиданный шаг: в декабре 2015-го комитет обнародовал сразу четыре  разных рейтинга, в которых  петербургские школы отсортированы по четырем направлениям. Первый рейтинг составлен «по результатам массового образования».  Второй  – «по высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся». Третий – «по качеству условий ведения образовательной деятельности». Четвертый – «по кадровому обеспечению».  К сожалению, понять, что конкретно измеряют эти рейтинги, без объяснений невозможно. Комментарий председателя комитета Жанны Воробьевой, опубликованный на сайте, также не пролил много света ни на методику расчета, ни на критерии, которые использовались при сортировке школ. Вот что рассказала председатель.

– Составляя методику региональной системы рейтингов школ, мы исходили из понимания, что качество образования в школе нельзя оценивать только по результатам ЕГЭ. Если школа не выпускает 100-бальных медалистов, но при этом обеспечивает стабильные хорошие результаты всех своих учеников – это тоже говорит в ее пользу. Другая школа может быть не очень сильна в олимпиадах, но при этом может иметь отличный квалифицированный педагогический коллектив. Большое значение имеют и условия ведения образовательной деятельности – наличие развитой системы социально-психологической поддержки детей, оснащенность техникой, обеспеченность площадями, наличие спортивной инфраструктуры. Все это важно для всестороннего развития ребенка и учтено в наших рейтингах, – сказала Жанна Воробьева.

Примечательно, что в каждый рейтинг включены лишь порядка ста школ (набравших наибольшее количество баллов) из семисот, имеющихся в Петербурге.  Всего  в рейтингах есть информация о 264 образовательных учреждениях. 

Что же чиновники измеряли в школах и как? За разъяснениями «Город 812» обратился в Комитет по образованию. Найти специалиста, который мог бы сходу это объяснить,  оказалось непросто, но  в комитете справились. И прислали письменный ответ.

– Рейтинги составлены без участия самих образовательных организаций путем анализа объективных данных, содержащихся в информационных системах Санкт-Петербурга. Была проанализирована работа всех школ города. В результате этого по итогам 2014–2015 учебного года были сформированы итоговые рейтинги по четырем основным направлениям, – объяснили в комитете.

Далее приводим ответ чиновников.

«Рейтинг образовательных учреждений по результатам массового образования отражает общий уровень образования, которое получают все учащиеся конкретной школы. В нем учитываются результаты итоговой и промежуточной аттестации по русскому языку, математике и другим предметам, однородность результатов, а также количество учащихся, не прошедших аттестацию. В общей сложности учитываются 8 различных показателей, каждому из которых присваивается значение от 1 до 10 баллов. Расчеты производятся по сложным формулам, которые позволяют получать более объективные и репрезентативные результаты, нежели простое рейтингование по средним баллам ЕГЭ и ОГЭ (именно поэтому от метода составления рейтингов по средним результатам было решено отказаться).  В этот итоговый рейтинг вошли 96 школ.

Рейтинг образовательных учреждений по высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся отражает уровень подготовки победителей региональных и всероссийских олимпиад, отличников и золотых медалистов. При составлении этого рейтинга также учитываются 8 показателей, каждому из которых присваивается значение от 1 до 10 баллов.  В этот рейтинг вошли 104 школы.

Рейтинг образовательных учреждений по качеству условий ведения образовательной деятельности учитывает обеспеченность учащихся и учителей компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием, наличие и качество спортивной инфраструктуры, наличие развитой системы социально-психологической поддержки детей, отделений дополнительного образования детей, обеспеченность площадями различного назначения и т.д. В рейтинг вошли 110 школ.

Рейтинг образовательных учреждений по кадровому обеспечению отражает общий уровень педагогического коллектива конкретной школы. При составлении рейтинга учитываются 6 параметров, среди которых обеспеченность школы учительскими кадрами, квалификация учителей, их награды, обеспеченность обучающихся службой сопровождения и т.д.  В рейтинг вошла 121 школа».


Смольный впервые отделил хорошие школы от плохих, чтобы начать их сокращение


У кого бормашина больше

Видно, что работа Комитетом по образованию проделана солидная. Но насколько объективны подобные рейтинги и полезны ли они? По мнению экспертов, в Петербурге есть около десятка хороших школ и несколько десятков плохих. Все остальные – средние. Отличить одни от других могут помочь рейтинги. Но могут не помочь, а, наоборот, запутать. Потому что нужно уметь их правильно читать.

Часто учебные заведения занимают первые строчки в одних рейтингах, и последние – в других. Если ориентироваться только по какому-то одному, легко попасть впросак. Например, первое место в Петербурге в рейтинге «по качеству условий ведения образовательной деятельности» занимает школа № 257. Находится она в поселке Шушары. Построена недавно, в ней есть бассейн и медкабинет с бормашиной. По всем другим показателям это учебное заведение вообще не попало ни в один рейтинг. То есть, вероятно, оказалось в числе худших.

Похожая история с популярной гимназией № 56. В рейтинге высоких достижений, составленном Смольным, она занимает третье место – сразу вслед за престижными президентским физмат лицеем № 239 и губернаторским физмат лицеем № 30. В то же время по рейтингу ЕГЭ  эта гимназия далеко не дотягивает до топовых мест.  Зато по другим показателям – кадровому обеспечению – она стоит на первой строчке, а по условиям для образовательной деятельности – на третьей.

Не попали в рейтинги прославленный лицей ФТШ Академического университета (председатель Совета лицея – нобелевский лауреат Жорес Алферов) и Академическая гимназия СПбГУ (скорее всего, потому, что они не подчиняются Комитету по образованию).

Школы как лошади

Многим директорам школ рейтинги понравились. Вот что говорит директор лицея № 369 Константин Тхостов.
– В рейтинги Комитета по образованию попали абсолютно разные учебные заведения –  и статусные, и самые обычные.  Это объективная реальность.  Например, наш лицей по качеству условий  для образовательной деятельности вообще не попал  в рейтинг (то есть не оказался в сотне лучших). Это неудивительно. Мы находимся на Юго-Западе, в самом обычном спальном районе. Здания школы построены в восьмидесятых годах прошлого века и по оснащению они далеки от современных школ в новостройках, с которыми сложно конкурировать. Но у нас есть свои плюсы. Поэтому мы согласны с теми оценками, которые получил наш лицей, – поделился Константин Тхостов.

По мнению директора президентского физмат лицея  № 239 (признанного лучшей школой России по итогам 2015 г.) Максима Пратусевича,  рейтинги – один из инструментов, измеряющих «качество» школ.  Они могут быть полезны, например, для родителей.
– Но родители должны понимать, чего они хотят. Вот, например, лошади бывают разные: есть рысаки, а есть першероны. И они для разного предназначены. И школы есть  для разного предназначенные. В нашем лицее дети идут сдавать физику, математику, информатику и получают, естественно, высокие баллы. А если обыкновенная общеобразовательная школа показывает не такие высокие баллы, а просто высокие, зато у всех учеников – это  прекрасно!  Потому что у нее задача другая. Не может быть универсальной линейки, которой мы измеряем всех. Комитет по образованию предлагает четыре разных рейтинга,  то есть четыре линейки. Это правильно. Главное, чтобы родители не запутались. Потому что часто они хотят одного, а отдают детей совсем в другое место, – говорит Максим Пратусевич.

Отсортировать, чтобы закрыть?

По мнению кандидата педагогических наук Михаила Поспелова, рейтинги, составленные Комитетом по образованию, вряд ли могут быть полезны родителям в том виде, в котором они опубликованы на портале «Петербургское образование».

– Там нет не только объяснений, как считались эти рейтинги, но даже не расшифровывается, что означает тот или иной параметр. Кроме того, про большинство школ вообще нет никакой информации. Зачем нужны такие рейтинги? Почему-то в каждом из них имеются сведения только о ста учреждениях, набравших, по версии составителей, наибольшее количество баллов. Очевидно, что  компьютер посчитал баллы абсолютно по всем школам, иначе невозможно было бы понять, какие входят в первую сотню, а какие нет.  Но эту информацию  не публикуют, и получается, что все остальные школы, не попавшие в рейтинги, одинаково плохие? Так должны подумать родители? 

На мой взгляд, эти рейтинги делаются не для родителей. Скорее всего, если кто-то вдруг начал сортировать школы, это означает, что на всех не хватает ресурсов и начальству нужен аргумент, чтобы разговаривать с образовательными учреждениями с позиции  «бумажки». То есть для того, чтобы иметь убедительный повод, например, для снижения финансирования, для  закрытия школы, отказа в премиальном фонде и так далее.  По-видимому, рейтинги ориентированы на то, чтобы постепенно закрывать школы, сокращая их количество. Родителей нацеливают отдавать  детей именно  в  школы, участвующие в рейтингах, потому что про них известно, что они   хорошие. Те, кто останется, получат дополнительное финансирование, станут крупнее – за счет ликвидации тех, которые не так успешны, – считает Михаил Поспелов.

В Комитете по образованию говорят, что рейтинги будут актуализироваться и обновляться по итогам каждого учебного года.             

Елена РОТКЕВИЧ








Lentainform