16+

Может ли новый закон о выборах случайно сделать их честными

05/02/2016

Может ли новый закон о выборах случайно сделать их честными

За 8,5 месяцев до выборов в Законодательное собрание СПб, наконец, внесен проект закона о том, как эти выборы будут проходить. Закон внесен внезапно, и большой вопрос, видели ли его в Смольном. Но в самом тексте нет ничего сенсационного, все именно так, как и предполагалось: 25х25 (то есть половина мест по спискам, половина – по округам). Из-за борьбы между двумя ветвями власти закон в некоторых местах оказался исключительно демократичным.


        В том, что схема выборов будет именно 25 на 25, все были убеждены как минимум с конца прошлого года.  Как известно, за такую схему выступал Смольный, тогда как ЗакС хотел бы сохранить нынешнюю, когда все избираются по партспискам, но с привязкой к территориям. Причина разногласий в том, что по мажоритарным округам Смольный сможет выдвинуть своих кандидатов, и это совсем не нравится спикеру Вячеславу Макарову. А если округов не будет, то кандидатов смогут выдвигать только партии. Небольшим партиям (то есть всем, кроме «Единой России») партсписки объективно выгоднее, поскольку на победу в округах шансов у их кандидатов практически нет. Абстрагируясь от внутригородской ситуации, «Единой России» смешанная схема выгодней: она получит около половины мест по спискам и может победить практически во всех округах.

В конце ноября вице-губернатор Александр Говорунов сказал в Горизбиркоме, что выступает за смешанную систему. На ближайшем же заседании ЗакС принял знаменито-скандальный запрос Максима Резника, которым Говорунов обвинялся в попытках вмешательства в выборы. Некоторые связывают эти события и говорят, что болезненная реакция Вячеслава Макарова была вызвана именно заявлением о смешанной схеме, которое он воспринял как давление.

Однако к концу года возникло ощущение, что ЗакС смирился со схемой 25х25, в обмен на что выторговал себе право определять границы округов. Определять границы – это очень важно. Хорошим депутатам их нынешние округа можно сохранить, добавив к ним по кусочку от соседних округов. Плохим – наоборот. Однако потом у Вячеслава Макарова, видимо, возникло подозрение, что Смольный хочет его обмануть. На первом после зимних каникул заседании две недели назад парламентарии вызвали главу Комитета по МСУ Игоря Князева (он считается одним из активных участников предвыборного смольнинского штаба, хотя это весьма эфемерная структура). Представители «Единой России» во главе со спикером в довольно грубой форме пеняли Князеву, что он-де встречается с главами районов и обсуждает с ними нарезку округов. Сам глава комитета  все отрицал.

Неформально депутаты говорили, что если они не договорятся со Смольным, то будут тянуть с принятием закона о выборах до конца весны. А там будет назначена дата голосования, после чего менять правила игры уже нельзя. И не останется ничего другого, как проводить выборы по старому закону. То есть полностью по партийной схеме, как они и хотели.

Однако чтобы тянуть с принятием закона о выборах, надо иметь железные нервы. А вдруг в последний момент Смольный что-нибудь придумает и за три месяца до выборов правила этих выборов полностью поменяет? Поэтому поскорее принять закон было в  интересах самого ЗакСа.

В проекте закона написано ровно то, что и ожидалось. В округах возможны самовыдвиженцы, которые, как и непарламентские партии, должны для своей регистрации собирать подписи (первоначальная информация про возможность залога оказалась недостоверной). Места в партийных списках будут распределяться так же, как и сейчас: мандаты получат те партийные кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов в округах. При этом сохраняются и первые тройки – лидеры партийного списка, которые получают мандаты первыми. Можно предположить, что для таких партий, как ЛДПР и «Яблоко», первыми тройками все и ограничится.

Самое любопытное в проекте закона – обязательное создание окружных избирательных комиссий (ОИК), которые будут вести всю работу с кандидатами в округах: принимать или отказываться принимать у них документы, регистрировать или не регистрировать, и т.д.  К этим традиционным полномочиям законопроект добавляет новые: так, например, теперь в их власти создавать временные участки (которые по итогам 2011 года дали наибольшее число скандалов). Ранее источники в Горизбиркоме говорили, что собираются вообще отказаться от окружных комиссий, передав их функции на более высокий уровень – территориальным избирательным комиссиям.

Суть этой неинтересной бюрократии в том, что территориальные комиссии контролируются Горизбиркомом, тогда как окружные будут формироваться заново. В проекте закона указано, что они должны состоять из 5 человек, а по федеральному законодательству не менее половины членов любой комиссии формируют из представителей политических партий. Значит, в данном случае от партий будет по 3 человека как минимум. Иными словами, Горизбирком теряет контрольный пакет в ОИКах. Однако приобретает ли его Вячеслав Макаров? Сейчас все партии – его друзья, но на выборах действует правило про дружбу и табачок. В результате политическая конкуренция внутри окружных комиссий может сделать их работу настолько честной, что сами создатели закона горько пожалеют о своей придумке.

Непонятной остается ситуация с тем, кто определяет границы округов. Федеральный закон говорит, что округа рисуют в избирательной комиссии, а региональный парламент их утверждает. Обычно такая формулировка предполагает, что депутаты имеют право сказать либо да, либо нет. Поэтому в нашем проекте закона специально оговорено: они не только утверждают, но и могут вносить поправки. Теоретически Смольный может начать придираться и требовать убрать этот пункт, трактуя федеральное законодательство в том смысле, что права вносить правки депутатам не дано. Однако, судя по настрою Смольного, он либо вообще не хочет воевать, либо не хочет делать это публично. Так что, скорее всего, Вячеслав Макаров отвоевал себе право определять границы округов.

Законопроект появился на свет неожиданно. Он был внезапно рассмотрен и внесен  парламентской Комиссией по МСУ, руководимой Сергеем Соловьевым. При этом сами члены комиссии увидели его только перед заседанием и только в печатном виде. В электронном банке законопроектов ЗакСа на сайте парламента он по состоянию на конец прошлой недели так и не появился. Вместе с тем теоретически текст закона должен был бы готовить Комитет по законодательству, руководимый Виталием Милоновым. По крайней мере, так всегда было раньше. Сам Милонов, по его словам, текст появившегося закона до этого не видел, хотя и принимал участие в разных совещаниях по поводу его подготовки.

В этом можно усмотреть свидетельство недоверия Вячеслава Макарова к Виталию Милонову. Сам по себе вопрос о том, доверяет ли спикер Милонову, является их частным делом и для нас, простых обывателей, не так важен. Важно другое: много ли осталось среди видных единороссов людей, которым доверяет Макаров. Некоторые считают, что практически ни одного.

Люди, ориентирующиеся на Смольный, в отсутствии внятных сигналов сверху на новость о появлении законопроекта реагируют довольно вяло. Их больше заботит, назначат ли на освободившееся недавно место в Горизбиркоме начальника аппарата вице-губернатора Говорунова Михаила Петрова. Вакантное место относится к квоте ЗакСа, и именно ЗакС будет принимать решение. Кто бы ни был назначен на этот пост, расклад сил в Горизбиркоме это не изменит. Поэтому речь исключительно о формальном жесте – захотят ли депутаты сделать приятное Александру Говорунову и главе избиркома Алексею Пучнину или проявят в их адрес неуважение.                

Антон МУХИН








Lentainform