16+

Московский «эффект Валентина Серова» оказался заразительным: петербуржцы не могут попасть на выставку Фриды Кало

09/02/2016

Московский «эффект Валентина Серова» оказался заразительным: петербуржцы не могут попасть на выставку Фриды Кало

Выставка мексиканской художницы Фриды Кало, открывшаяся в музее Фаберже, вызвала небывалый ажиотаж среди горожан и гостей города. Журналисты поспешили сравнить его с успехом выставки Серова в Третьяковке.


         Возле Шуваловского дворца, где расположен музей, выстраиваются огромные очереди из желающих ознакомиться с работами легендарной художницы и любовницы Льва Троцкого. В первый день экспозиции было распродано 900 билетов, и это несмотря на то, что выставка будет проходить  до конца апреля. В минувшие выходные выставку посетили порядка 3 тысяч человек.

Организаторы уверяют, что никаких неудобств, сродни тем, с которым столкнулись посетители выставки Серова в Москве, почитатели Фриды Кало не испытают. Для тех, кто купил билеты через интернет, организована отдельная очередь.


Для увеличения пропускной способности на выставке не будет экскурсий. От 10 до 15 гидов будут дежурить в зале и отвечать на возникающие у зрителей вопросы.

Уже в первый день работы выставки на страницах фанатов Кало в социальных сетях появилось предупреждение: больше 2 тысяч человек в день пускать не будут. Однако в Музее Фаберже полагали, что такие нагрузки если и будут, то очень редко, но ошиблись с прогнозом.

Полное название выставки – «Фрида Кало. Живопись и графика из частных собраний Мексики». Трудно придумать более полярные артефакты, чем холодная шведская ювелирка и рвущие душу откровения горячей мексиканки, которая всю недолгую жизнь расплачивалась за свои и чужие грехи.

Владимир Воронченко, директор музея, считает, что выставка Кало рядом с пасхальными яйцами и другими сувенирами Фаберже   – это попытка привлечь новую публику в популярное место. А также показать всем художницу, которую в России еще не видели.

 

Если учесть, что известно примерно полторы сотни произведений Кало, показ 23 картин, 11 рисунков и 1 литографии можно назвать большим проектом.  Работы Фриды редко доходят до аукционов и других видов открытых продаж. В России нет ни одной,  даже самой незначительной ее почеркушки. Впрочем, искусствоведы и арт-критики осторожно добавляют: нет в публичном доступе. 

Основная часть выставки, привезенной из Мексики,  принадлежит Музею Долорес Олмедо. В том числе «Автопортрет с обезьянкой», который после эрмитажной выставки одной картины прямиком перебрался в Шуваловский дворец.

Жаль, что не удалось получить один из корсетов Кало из частного американского собрания, он был расписан художницей во время ее долголетней борьбы с болезнями и стал бы осязаемым символом этой битвы. Также нет возможности показать (организаторы выставки  думали об этом) культовый фильм «Фрида» с Сальмой Хайек: истек срок его демонстрации в России.

Выставка построена как круг Фридиного ада. От раннего рисунка «Авария», изображения столкновения автобуса с трамваем, сделавшего ее тяжелым инвалидом, до  последней картины «Круг» – свидетельства угасания личности, подавленной алкоголем и наркотиками. В центре этого круга – картина «Сломанная колонна» – сюрреалистический автопортрет с раскрошенным столбом вместо позвоночника, корсетом держащим тело, утыканное гвоздями, отсылающими к изображениям страданий святого Себастьяна.

Фрида Кало размышляла о проблемах миллионов  женщин и мужчин – гендерном неравенстве, поиске самоидентичности, сохранении национальных традиций, жажде любви и материнства. В силу личных обстоятельств, предельно обострив эти мотивы в своих художественных образах. Что и сделало ее суперзвездой.

Что обязательно посмотреть

Выбор куратора выставки Екатерины Лопаткиной, заместителя заведующего отделом современного искусства Эрмитажа

1. «Несколько царапин». Кало прочитала в газете о зверском убийстве жены ревнивым мужем, который заявил на суде: «Всего-то несколько царапин!» Но на картине убийца похож на ее мужа Диего Риверу, который соблазнил Кристину – младшую сестру Фриды. Кало оказалась дважды униженной и оскорбленной.

2 «Маска (безумия)». Автопортрет художницы, спрятавшей лицо под традиционной мексиканской маской малинче, символе сексуальности. Но по маске текут слезы, ближе к сорока годам добровольно избранная свободная жизнь стала утомлять Кало.

Справка

Фрида Кало (1907–1954) родилась в пригороде Мехико в семье фотографа, немецкого еврея, и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит, из-за чего на всю жизнь осталась хромота. Когда ей было 18 лет, автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида Кало получила тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза и другие травмы. Год она была прикована к кровати, а впоследствии  месяцами не выходила из больниц. В 1928-м вступила в Коммунистическую партию, через год стала женой знаменитого художника-коммуниста Диего Риверы. В 1937 году в их доме жил Лев Троцкий; считается, что у него с Кало был роман. Из-за проблем со здоровьем постоянно принимала лекарства и наркотики.            

Вадим ШУВАЛОВ








Lentainform