16+

«Бороться с самопрезентацией толпы в Интернете бессмысленно, потому идиотом нынче быть не стыдно...»

12/02/2016

«Бороться с самопрезентацией толпы в Интернете бессмысленно, потому идиотом нынче быть не стыдно...»

Все беды российского общества (да и не только российского) от того, что наши люди «смотрят телевизор», а он их «зомбирует», не устают сетовать наши бунтари. Поэтому наши люди любят Путина; радуются тому, что «Крым наш», и очень озабочены победой «бандеровского фашизма» в Украине.


          Это устаревший взгляд. На самом деле телевизор обрабатывает лишь пожилые массы. Народ помоложе сам «делает телевизор» с помощью Интернета. И это настоящая беда. Катастрофа.  

Раньше все смеялись над страстью японских и китайских туристов фотографировать всё, что попадается им на глаза. Сейчас весь мир стал в этом смысле «японским Китаем». А ведь предупреждал Александр Иванович Герцен: если европейцы не прикончат в себе мещанина, вся Европа сделается Китаем: «Везде, где людские муравейники и ульи достигали относительного удовлетворения и уравновешивания, – достижение вперед делалось тише, и тише, пока наконец не наступала последняя тишина Китая», – писал родоначальник русского социализма.

Когда всё вокруг пошлеет, мельчает; когда вокруг «подавляющие массы какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты», когда  «суживается ум»,  падает энергия,  личности становятся стертыми, а жизнь мельчает настолько, что сводится к интересам торговой конторы и мещанского благосостояния, значит, по методологии Герцена, победил Китай. В России он, по всем признакам, перечисленным родоначальником русского народничества, победил.

Молодой Владимир Маяковский переживал по поводу того, что «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Сегодня поэт от крика улицы просто бы оглох. Она не просто кричит, она вопит, заглушая всё – все смыслы. Масса  постоянно занимается своей собственной презентацией. Толпа стала медийной.

Еще лет пять назад левые публицисты восхищались социальными сетями, доказывая, что Тахрир в Египте и другие порывы «арабской весны» умные ребята, «революционеры нового поколения» организовали с помощью Фейсбука и Твиттера.

Конечно, глупо недооценивать важность социальных сетей. Я, наверное, сошел бы с ума в трудные времена, если бы каждый день с их помощью не убеждался, что я такой не один.

Однако процент умного Интернета весьма невелик. Однажды я не пожалел времени и «посерфинговал» по страничкам «обычных людей». Котики (я их тоже люблю), собачки, цветочки, бесконечные дети и счастливые родственники, часто за столом – это печально, так как люди не стесняются нищеты своей повседневной жизни, а наоборот – выставляют ее напоказ. Но это еще не так страшно. А вот что заставляет людей играть в виртуальный огород? Неужели недостаточно дачного? Или игра в виртуальные поцелуи? Но и это еще не предел.

Наши дамы очень любят оповещать окружение, что они хорошо отдохнули на курорте. Весьма популярная аватарка: дама в откровенном купальнике, часто фото со спины, голова в пол-оборота (в женщине должна быть загадка), плавки в стиле танго. Иногда попадаются и мужчины в плавках. Всё это забавно. Но и пошло. И дело не в полуголой попе, а в самом стиле подачи.

Еще не так давно состоятельные молодые люди выкладывали на свои страницы в Сети блюда, заказанные в ресторане. Я понимаю желание показать, что тебе довелось съесть что-то экзотическое. Но выкладывать в Сеть фото рядовых блюд, например итальянской кухни, или какой-нибудь ординарный коктейль – что это за синдром? «Мы с мужем сходили в выходные в ресторан, вот, что мы съели и выпили...» И что? Как надо воспринимать этот медиапосыл? Тот, кто в тот вечер наелся покупных пельменей, должен лопнуть от зависти? Но обычно лента друзей имеет социально-однородный характер. Получается, что люди красовались друг перед другом.

Но аватарки с попами и фото с едой – детский сад по сравнению с видео, которое появляется в Сети с аннотациями типа «смотреть до конца», «ржака», «убойный юмор», «жесткий прикол» и тому подобное. Вот где парад человеческой тупости! Теперь, чтобы прославиться как «сам себе режиссер», не нужно снимать «забавный случай» на видео, посылать его в редакцию развлекательного канала или передачи, ждать решения профессионалов о судьбе твоего ролика… Зачем всё это, когда есть смартфон с камерой и социальные сети? Теперь каждый может открыть канал на YouTube и стать ведущим «популярной передачи». Рассказывай, о чем хочешь.

И ладно, если бы во всем этом была толика творческой самореализации. Но это какое-то японско-китайское маниакальное желание зафиксировать всё и вся: что надел, что поел, как вспотел, где был, кого видел. Иногда я тоже становлюсь жертвой этого медиапомешательства. Ведь нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Раньше, чтобы рассказать о себе, нужно было быть писателем, беллетристом, художником, журналистом на худой конец. Сегодня достаточно купить смартфон. Любые тупость и пошлость превращаются в медиасобытие. Народ всегда мечтал, чтобы его услышали. И вот его мечты стали явью. Его не только слышат; его еще и видят.

Если «первая фаза господства экономики над общественной жизнью в отношении определения любого человеческого творения повлекла за собой очевидное вырождение «быть» в «иметь»», то потом, как утверждал француз Ги Дебор, наблюдалось повсеместное сползание «иметь» в «казаться». Сейчас и казаться не нужно. Нужно быть таким, какой ты есть на самом деле. Идиотом нынче быть не стыдно.

На протяжении всей истории люди пытались изменить мир под себя. Сегодня им этого не надо. Они хотят себя в этом мире запечатлеть. И неважно, какой мир вокруг. Неважно, что на заднем плане деревянный нужник, лужа и покосившаяся изба. Главное, что на переднем плане мы – любимые. Самолюбование застилает убогость окружающего мира. И зачем что-то менять?

И бороться с самопрезентацией толпы бессмысленно. Массы так долго молчали, что еще будут долго радостно мычать.               

Дмитрий ЖВАНИЯ











Lentainform