16+

Почему инвесторы не хотят строить в Петербурге трехзвездочные отели

17/02/2016

Почему инвесторы не хотят строить в Петербурге трехзвездочные отели

Петербург должен построить новые отели эконом-класса к чемпионату мира–2018 для приема болельщиков. Это требование FIFA, сообщили в Смольном. Но инвесторов для строительства гостиниц нет.


          Власти прикладывают усилия – или делают вид, – чтобы их найти. Однако обстановка вокруг проекта царит странная: неудивительно, если и его постигнет не самая счастливая судьба, как и другие планы, связанные с подготовкой к ЧМ-2018.

Согласно требованиям ФИФА, Петербург как город проведения полуфинала чемпионата мира должен предоставить 40 отелей для болельщиков общей вместимостью  10 тысяч номеров категории «2 звезды плюс».

Сколько сегодня в Петербурге таких отелей – неясно, данные противоречивые. Согласно статистике Комитета по развитию туризма,  отелей уровня «2–3 звезды» в городе насчитывается  100 штук, общей вместимостью    9895 номеров.

По данным сайта Booking.com, в Петербурге есть как минимум 529 вариантов размещения в отелях категории «две-три звезды» (из них 472  – по цене менее 50 евро за ночь за номер).

Простая арифметика показывает: имеется 100 гостиниц  (или, по версии Booking.com,  529), а FIFA нужно только сорок. Значит, тех, что уже есть,  должно хватить для размещения болельщиков. В крайнем случае можно построить одну гостиницу, чтобы точно добрать до нужных ФИФА 10 тысяч мест. Но, видимо, эта арифметика слишком простая.

В Комитете по инвестициям считают, что к ЧМ-2018 в Петербурге нужно строить новые и большие (от 80 номеров) трехзвездочные гостиницы. Нужно привлекать к этому делу инвесторов, но просто так они, понятно, не привлекаются, поэтому надо дать инвесторам преференции. Такие преференции потенциальные застройщики уже получили. В среду Законодательное собрание Петербурга приняло поправки в городской закон «О стратегических инвесторах», снизив для строителей гостиниц в 10 раз (до 1,5 миллиарда руб.) пороговый размер инвестиций, которые нужны для получения статуса «стратегический инвестор». 

Главные преимущества, которые дает  статус, – получение земельного участка целевым назначением и льготная арендная ставка. Плюс сопровождение проекта чиновниками Смольного, которые в ручном режиме должны устранять любые административные барьеры на пути проекта.

Не все эксперты гостиничного бизнеса согласны с доводами Смольного.  По мнению специалиста Центра экспертной поддержки компании «Клен» Владимира Михайлова, рынок Петербурга достаточно насыщен отелями.

– Гостиницы построить можно, другой вопрос – чтобы они были загружены и после чемпионата мира. Аналитика-то простая: зайдите на Booking.com – там представлено достаточное количество петербургских отелей и мест свободных много.  Инвесторы не хотят  вкладываться, потому что опасаются, что потом  им придется избавляться от бизнеса, продавая его за копейки. Чтобы не получилось, как в Сочи: строили под мероприятие, а потом объект пустой стоит, – говорит Владимир Михайлов.

По мнению главы петербургской Ассоциации рестораторов и отельеров Леонида Гарбара, отели эконом-класса в Петербурге строить нужно.

– Не все же  могут себе позволить останавливаться в «Европе»! Есть спрос на семейные бюджетные гостиницы, поэтому и появляется на рынке такое большое количество мини-отелей. Почему не строят трехзвездочных? Из-за менталитета наших инвесторов, которые считают, что «спать – так с королевой», а  если отель – так  пять звезд или шесть. Они хотят возврата инвестиций через неделю, и когда слышат сроки окупаемости в 10–15 лет (что для гостиницы нормально), делают большие глаза и уходят, – объясняет  Леонид Гарбар.

В Комитете по инвестициям создали список из 10 земельных участков и 6 объектов недвижимости, на месте которых должны появиться гостиницы. По словам представителей комитета, «объекты подобраны в соответствии с основными критериями оптимального расположения гостиниц – доступность станции метрополитена или вокзала, преимущественно центральные районы города, объекты, расположенные на берегу и пр.». Но этот список  держат в секрете. Его обещают показывать только «под запрос» потенциальным инвесторам. Это странно: заранее ведь не проверишь – настоящий инвестор интересуется секретным списком или фальшивый. Никаких объяснений этой удивительной истории нет.

– Таково решение руководителя, – разводят руками в пресс-службе Комитета по инвестициям.
Несколько секретных адресов все-таки сообщили в прессе. Назвать их привлекательными для гостиниц можно  с большой натяжкой. Один участок расположен за гаражами на Товарищеском проспекте, другой – в конце Расстанной улицы рядом с железной дорогой, третий – неподалеку от Смоленского кладбища. Такой выбор участков делает историю еще более запутанной. И даже подозрительной.

Объяснений подобных странностей может быть несколько. По мнению некоторых экспертов, кому-то, возможно, удобно получить земельный участок целевым назначением. И под видом отеля (или одновременно с отелем) возвести там коммерческий объект. А список засекречен, чтобы уже присмотренные места не перехватили конкуренты.

Другое объяснение: на самом деле никого списка из 16 объектов нет. А есть  перечень неких «пятен» в непонятном юридическом статусе, с которыми – в случае появления интересантов – может начать работа по их оформлению. 

В любом случае у этой истории уже просматривается нехорошая наследственность. Так как многие проекты, которые должны появиться в городе к чемпионату мира, преследует несчастливая судьба. С трудностями возводится главный стадион на Крестовском острове. Пешеходный мост, по которому болельщики должны ходить на матчи, до сих пор непонятно кто и на какие деньги будет строить.

За термином «стратегический» наверняка кроется нарушение

Вадим Владимиров, глава управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу:

– В ближайшее время УФАС по Петербургу займется проверкой «стратегических инвесторов» и законодательных актов, связанных с ними. Понятно, что на чемпионате мира–2018 город должен представить себя достойно. Но при этом должны соблюдаться принципы конкуренции. Чтобы для любого участника рынка были равные, понятные и прозрачные условия. В антимонопольном законодательстве нет термина «стратегический». Это означает, что никаких преимуществ, нарушающих закон о конкуренции, для «стратегических» быть не может. Меня слово «стратегический» вообще настораживает. Почти наверняка за ним кроется нарушение антимонопольного законодательства. Вопросы вызывает и выделение участков целевым назначением.            

Елена РОТКЕВИЧ, фото ekb.pulscen.ru











Lentainform