В среду депутаты принимали во втором чтении закон о собственных выборах и обсуждали, как будут распределяться мандаты между теми, кто избирается по партийным спискам. Все уже знают, что делать они это будут по методу Империали.
Правда, в процессе обсуждения метод Империали поменялся на метод д'Ондта. Понять эти методы, если сильно напрячь мозги, можно. Невозможно понять, зачем такие сложности. Если только не с целью оттяпать пару мандатов у оппозиции. «Город 812» на примерах посчитал, как это делается.
Пропорциональная система выборов, когда депутатские места распределяются между всеми партиями, преодолевшими определенный барьер, несравненно более демократична, чем мажоритарная, когда депутатом становится тот, кто получил большинство в своем округе, как правило не превышающее 40–50%. Однако она имеет один недостаток: мандаты нельзя поделить прямо пропорционально результату, полученному партией на выборах. Неизбежно будут возникать дроби. С XIX века лучшие политические умы США и Европы бились над этой проблемой и за столь продолжительное время придумали множество разных методов распределения мандатов.
Они делятся на две основные группы. Первая – это метод квот. Число проголосовавших за все партии кандидатов делится на число мандатов, и получается цена одного мандата, выраженная в голосах. На сколько мандатов по такой цене у партии хватит голосов, столько она и получает. Но после этого у каждой партии остаются «непотраченные» голоса, которых не хватило на целый мандат. И мандаты, которые пока никому не достались. Различные методы предлагают разные механизмы их распределения.
По самому простому механизму распределяются голоса на выборах в Думу. Число голосов, поданных за партии, преодолевшие проходной барьер (в нашем случае – 5%), делится на число депутатских мандатов, то есть 225. Нераспределенные мандаты раздаются тем партиям, у которых остатки больше. Это называется метод Хэйра, по имени придумавшего его английского политика XIX века Томаса Хэйра (говорят, правда, что не он первый его придумал, ну да это неважно).
На конкретном примере это выглядит так. Допустим, партия «Голубая Россия» получила 400 000 голосов, партия «Красная Россия» – 35 200 голосов, а партия «Желтая Россия» – 14 800. Тогда цена одного мандата будет (400 000+35 200+14 800)/225=2 000 голосов.
В соответствии с этим голубые получат ровно 200 мандатов, красные – 35 200/2 000=17 мандатов, и у них останется еще 600 голосов. А желтые – 14 800/2 000=7 мандатов и остаток 400 голосов. При этом останется и 1 нераспределенный мандат (225-(200+17+7)), который достанется красным, так как у них остаток больше.
Если эти расчеты показались вам сложными, то про другую группу методов – «методы делителей» – можете даже и не читать. Суть их сводится к тому, что результаты партий делятся на последовательный ряд чисел – делителей. Понять, зачем это делается, не имея специальной математической подготовки, невозможно. Методы этой группы различаются между собой только последовательностью делителей. Несмотря на очевидную сложность, так распределяются мандаты в значительной части стран с пропорциональной системой. Однако именно метод Империали, который применялся на предыдущих выборах в ЗакС и хотели сохранить на будущих, считается наиболее тенденциозным с точки зрения перераспределения голосов в пользу лидера. В настоящий момент он, как утверждает англоязычная Википедия, применяется только на муниципальных выборах в Бельгии, где и был изобретен в начале пошлого века правым политиком маркизом Империали. Известно также, что этот механизм использовал Муссолини.
Метод Империали начал триумфальное шествие по регионам России в 2006 году. Говорят, в руководстве «Единой России» кто-то прочитал в умной книжке, что это самый выгодный механизм подсчета голосов для партии большинства, и велел повсеместно его внедрять.
Итак, метод Империали. Допустим, у нас есть 4 партии, которые суммарно получили 100 голосов избирателей. Расклад такой. Голубые – 50 голосов, красные – 30, желтые – 13 и зеленые – 7.
В законе о выборах задается последовательный набор делителей: 2,3,4 и т.д до 25. Голоса, полученные каждой партией, сначала делятся на первый делитель. В нашем случае получается: голубые – 25, красные – 15, желтые – 6,5, зеленые – 3,5. Запоминаем эти частные и делим результат партий на следующий делитель, 3. Получилось: голубые – 16,6, красные – 10, желтые – 4,3, зеленые – 2,3. Снова запоминаем и снова делим на следующий делитель, 4. Результат: голубые – 12,5, красные – 7,5, желтые – 3,25, зеленые – 1,75. И так дальше, пока не кончится заданный в законе набор делителей.
Получается примерно такая табличка:

Почему депутатов на ноль делить нельзя, а на два можно
Теперь ранжируем все полученные нами частные всех партий в порядке убывания. Получилось:
25 – голубые;
16,6 – опять голубые;
15 – красные;
12,5 – опять голубые;
10 – красные
и т.д.
Каждая строчка в этом списке – это одно депутатское место. Отсчитываем 25 верхних строчек, и вот мандаты распределены. Результат получится таким: голубым достается 14 мест, красным – 8, желтым – 2 и зеленым – одно.
Такой метод подсчета невыгоден малым партиям, но выгоден лидерам. Поэтому оппозиционеры в ЗакСе стали подавать кучу поправок. Одну из этих поправок случайно приняли: депутаты запутались, за что именно они голосуют в данный момент. Впрочем, ошибочность эта весьма относительная: поправку приняли как раз голосами небольших партий (то есть всех, кроме «Единой России»), которым она была выгодна. Поэтому если ошибка и была – то в том, что люди, контролирующие работу лояльных «Единой России» депутатов, на какое-то мгновение ослабили контроль.
В результате принятой поправки принцип распределения мандатов остается прежним, но делить начинают не с 2, а с 1 (получился метод д'Ондта, самый распространенный в мире). Это принципиально важно для аутсайдеров. В нашем случае у зеленых первое число будет не 3,5 (7/2), а 7 (7/1), у желтых – не 6,5, а 13. То есть в списке они поднимаются выше и, соответственно, у них больше шансов попасть в топ-25.

Почему депутатов на ноль делить нельзя, а на два можно
Так и есть: если начинать делить не с 2, а с 1, то результат будет следующим: голубые – 13, красные – 8, желтые – 3 и зеленые – по-прежнему 1.
А вот как бы выглядел результат, если бы применялась наиболее логичная думская система. 1 депутатское место стоило бы 4 голоса (100 голосов/25 мандатов), у голубых было бы 12,5 мандатов, у красных – 7,5, у желтых – 3,25 и у зеленых – 1,75. При этом дополнительный мандат доставался бы зеленым, так как их остаток наибольший, и либо голубым, либо красным, так как у них остатки равные, по 0,5. В законе о думских выборах говорится, что в таком случае мандат получит партия, которая зарегистрировалась раньше. Пусть для наглядности это будут красные. Тогда лидер, голубые, получат на целых 2 мандата меньше, чем при самой выгодной для них системе Империали.
Антон МУХИН
- Сколько денег надо, чтобы стать депутатом. Личный опыт
- ЗакС одержал очередную победу в войне со Смольным
- Фермер-скандалист предложил выбирать президента России по-другому
- Может ли новый закон о выборах случайно сделать их честными
- «Голодный народ выберет неправильную власть»: Госдуме предложили отменить выборы
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
