16+

Как я учился на таксиста в Финляндии...

29/02/2016

Как я учился на таксиста в Финляндии...

Обучение длится две недели по 8 часов в день. Стоит это удовольствие 600 евро. Водителям рассказывают об обязанностях, ответственности, объясняют, как работать с оборудованием такси и диспетчерами, что делать с пьяными пассажирами, куда звонить при каких-то проблемах, как начисляется оплата проезда.


          А также — как питаться, одеваться, когда делать перерывы в работе и где расположены бюро находок забытых вещей клиентов. Это всё рассказывают в первую неделю.

Вторая неделя обучения посвящена улицам и районам города. Хельсинки – не самый большой город, и навигатор есть в каждой машине, но всё равно водителей заставляют изучать, где расположены отели, больницы, рестораны, офисы фирм, посольства, спортсооружения, дома престарелых. Трудновато.

Затем два экзамена. Первый — на знания, полученные в первую неделю, второй – соответственно, по топонимике города. Начну со второго, потому что сдал его сразу. Дается 2 часа на 100 вопросов.

Основные вопросы по аналогии «как проехать от Лянсисатама до Култууритало». И экзаменуемый начинает прописывать маршрут улица за улицей: Тюненмеренкату – Яткасааренлайтури – Мехелиненкату – Похьос Раутатиенкату – Рунебергинкату – Этеля Раутатиенкату – Похьос Раутаиенкату – Маннерхейминтие – Хельсингинкату – Стуренкату. Таких вопросов около 40. Пользоваться ничем нельзя, всё по памяти. Или другой тип вопросов: отметить на «слепой» карте, где находится район Кивистё или Якомяки, или в каком районе находится улица Похйоланкату, а в каком – Похйонтие.

Я 15 лет живу в этих краях и всё никак не могу привыкнуть к принципу названий районов. К примеру, я живу в Эспоо, но не только в Эспоо, но еще и в Леппявааре, да еще и в Похйос (Северной) Леппявааре, ну а уж совсем точно мой район называется Валикалио. Этот район величиной с пятак, но его надо знать. И таких районов миллион.

С гордостью сообщу, что я правильно ответил на 91 вопрос из сотни!

Но ловушка меня ждала на тесте по обязанностям таксиста, то есть по первой неделе обучения. В тесте вопрос состоит из 4 – 5 описывающих ситуацию предложений и 4 варианта ответа. Предполагается, что это еще и тест на твёрдое знание финского языка, достаточного для работы.

Пример вопроса в моем переводе с финского: «Ночь, улица, фонарь, 30 градусов мороза, очень пьяный клиент. Довозишь его до дома, высаживаешь. Твои дальнейшие действия?»

Ответы:
1. Работа выполнена, поехал дальше.
2. Убедился, что клиент зашел в подъезд, поехал дальше.
3. Убедился, что клиент отошел от машины на расстояние 0,13% от чего-то, что я не смог перевести, – поехал дальше.
4. Клиент не отходит от машины на расстояние 0,13% от чего-то, что я опять недопонял, – звонишь в полицию.
Вот и гадай, что правильно...

Для сдачи необходимо набрать 22 балла из 30.  Не набрал — плати 100 евро (с этой недели 120 евро, за одну часть экзамена) и пересдавай. Я прошел тест с третьего раза.

Полезно знать, что если вы заказываете такси по телефону, то вы можете попросить таксиста со знанием английского, русского, французского, шведского, эстонского языков. На выбор, конечно, а не таксиста-полиглота.

А завтра я пойду оформлять удостоверение таксиста.

Какие автомобили в финских таксомоторных компаниях?

Автомобили, как правило, не старше 5 лет. Это преимущественно иномарки класса люкс: БМВ, «Вольво» – более надежные машины. Их может купить только зарегистрированная фирма-такси. Они продаются в автосалонах с налоговой скидкой, без НДС. Кроме того, государство доплачивает около 1 тысячи евро компании. Автомобили могут использоваться только (!) как такси. За эти пять лет они эксплуатируются круглосуточно, пробегая в среднем по 500 – 600 тысяч километров.

В такси установлено необходимое оборудование: счетчик, коммуникационное устройство для связи с центром, камера, аварийная кнопка. Счетчик не только считает деньги, но и фиксирует все передвижения авто. К примеру, в среднем на 1 км оплаченного передвижения  приходится 1 км неоплаченного. То есть довез клиента до дома – оплаченное передвижение, поехал от дома клиента до ближайшей или следующей стоянки такси – неоплаченное. Если друг попросил довезти куда-то, то этот километраж будет зафиксирован, но отвечать за перерасход неоплаченного километража нужно будет водителю. Или оплатить самому.

Разрешение на покупку «моторов» фирмам выдается один раз в год. Причем существует очередь из таксофирм на приобретение новых машин. Делается это для разумного ограничения количества моторов в городе. Для того чтобы иметь право зарегистрировать таксомоторную компанию и получить разрешение на приобретение хотя бы одной машины, будущий владелец фирмы должен отработать наёмным водителем такси не менее 6 лет.

Камера и аварийная кнопка – это системы безопасности. Каждый раз, когда садится новый клиент, камера делает снимок кабины и отправляет его в базу такси-центра. В случае нападения таксист нажимает на аварийную кнопку, тогда камера переходит в режим видео и транслирует изображение из кабины в диспетчерский центр. Кроме того, сигнал с «аварийки» сразу поступает в такси-центр, оповещая о проблеме. Соответственно, местоположение каждой машины такси постоянно отображается на большой электронной карте города, которая расположена в такси-центре.           

Игорь Ким, fontanka.fi, фото fi.portalglobus.ru








Lentainform