16+

Скрипка и немножко нервно в самолете

15/03/2016

Скрипка и немножко нервно в самолете

Российские музыканты бунтуют: не хотят брать на скрипку еще один билет


            Российские музыканты могут прекратить выезжать на гастроли. По ничтожному, можно сказать, поводу: «Аэрофлот» запретил им провозить инструменты в ручной клади. Музыканты написали петицию – требуют разрешить возить виолончели и арфы с собой. В «Аэрофлоте» про петицию знают,  менять из-за нее правила не собираются. «Город 812» решил разобраться, почему авиаперевозчики так обижают музыкантов.

В петиции музыкантов сказано: «Поскольку компания-перевозчик (Аэрофлот) не дает никаких гарантий, что инструмент доедет в целости и сохранности… требуем разрешить провоз музыкальных инструментов длиной до 125 см в салоне самолета на полках для ручной клади. Исключение: крупногабаритные инструменты, для провоза которых требуется покупка дополнительного места в салоне».

Напомним, стандарты ручной клади – 55 на 40 на 20 см или 115 см по сумме трех измерений. Классическая гитара – около 120 см – в стандарты не влезает, виолончель – тем более. Но, как жалуются исполнители, дошло уже до маразма: в багаж заставляют сдавать трубу и скрипку длиной 60 см и прочие некрупные инструменты, которые по сумме измерений не дотягивают до 115 см, зато в длину слегка выбиваются из стандарта. А инструмент в багаже – это риск потери или опоздания багажа и  как следствие – срыва концерта. Наконец, инструмент могут просто разбить.

Комментарии к петиции – это настоящие крики души.

«Играю на ренессансной арфе, которая размером меньше гитары. Это хрупкий и изящный инструмент с толщиной деки в некоторых местах меньше 1,5 мм. Он не может идти в багаж, даже в жестком чехле – увы, со мной в жизни случалось, что грузчики разбили в хлам инструмент стоимостью в 4000 евро, банально уронив его из самолета, хотя кейс был залеплен "рюмочками" и стикерами "Кантовать осторожно" на четырех языках. И мне ничего никто не возместил: авиакомпания сказала, что это не ее проблемы, страховая – что не ее случай».

«Проблема хорошо знакома. Сдача инструмента в багаж – 100%, что инструмент погубят. Вы видели, как загружают и разгружают? Просто бросают с 3–4 метров».

«Не надо думать, что если у музыканта дорогая скрипка, значит, он сам богатый. Инструменты зачастую спонсорские. Хороший музыкант лучше сам полетит в багажном отсеке при температуре минус 50, чем сдаст туда инструмент». 

Глава департамента общественных связей ОАО «Аэрофлот» Андрей Согрин в ответ на наш запрос только пожал плечами: «Мы просто решили следовать тем же стандартам, что и остальные, в том числе европейские авиакомпании. Идти на поводу у музыкантов никто не будет. Если им не хочется сдавать инструменты в багаж, пусть покупают дополнительное место в салоне (экстра-сит) и ставят инструмент в кресло. Так рекомендуют все перевозчики».

Его слова, переданные музыкантам, вызвали настоящий рев возмущения. Во-первых, иностранные компании в основном к музыкантам относятся как раз лояльно и позволяют брать в ручную кладь даже виолончели с гитарами, не говоря уж о менее крупных инструментах. Во-вторых, на гитару билет стоит ровно столько же, что и основной.

Стандарты ручной клади продиктованы Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). «Аэрофлот» и другие российские авиакомпании еще надбавили пять см, а вообще-то IATA предлагает ограничиться 110 сантиметрами в сумме (55 на 35 на 20). Другое дело, что как раз год назад «Аэрофлот» уменьшил стандарт и для вещей, сдаваемых в багаж: с 203 до 158 см. Примеру последовали и другие перевозчики, хотя у UTair, например, осталось 206.

Об этом «Город 812» узнал от тех же музыкантов, которые теперь сетуют, что инструмент можно было бы прятать в надежном аэрокофре и тогда уж не брать в салон, но вот беда: кофр большой, и в 150 см не вписывается. За негабаритный багаж приходится доплачивать. «Обложили со всех сторон, – резюмируют гитаристы. – В багаж сдать не можем, в салон взять тоже. Единственный выход – покупать дополнительное сидячее место, но, боюсь, наши администраторы такие расходы не потянут».

Мы тут же поговорили с администраторами. «Я в основном организовываю джазовые концерты, которые во многом зависят от спонсоров, – рассказал продюсер нескольких групп Феликс Лахути. – Спонсоры сейчас экономят, заказов мало. В авиакомпаниях мне говорят: если не хотите покупать билеты на инструменты и боитесь сдавать их в багаж, купите надежные кофры, и тогда грузчики ничего с инструментами не сделают. Я в свою очередь должен буду сказать музыкантам: купите кофры за свои деньги, но это вам обойдется  дороже, чем гонорар за весь гастрольный тур. Они стоят от 50 тысяч рублей и весят очень много, потому что их делают из пуленепробиваемого материала. А таскать их каково? У моего друга только что сорвались гастроли именно по этой причине. Уже при вылете, у стойки авиакомпании, ему велели купить дополнительные билеты на инструменты, которые исполнители привыкли возить с собой в ручной клади и билеты на них никогда не брали. У моего друга не оказалось столько денег. Поездку пришлось отменить, хотя зал был уже выкуплен. И дальше все будет еще хуже».

Когда «Город 812» обзванивал авиакомпании и выяснял, как они относятся к музыкантам, один из сотрудников позволил себе откровенность: «Конечно, жалобы от бортпроводников тоже были. То и дело возникали конфликты: пассажирам не хватает места для сумки на полке, потому что рядом летят музыканты и всё заняли. Но это редкость, а дело, видимо, в том, что у нас готовятся овербукинги. Представьте: в салоне мест меньше, чем пассажиров. Но на одном стоит гитара. Что проще: гитару положить на багажную полку, а место отдать пассажиру. Владельцу инструмента будет все равно».

Косвенно это подтверждается рассказом виолончелистки Ксении Жулевой, которая тоже подписала петицию. «Мне надоело покупать билет на виолончель, а потом смотреть, как на купленное мной место сажают человека, а инструмент без крепежей ставят к аварийным выходам! Имейте совесть, музыканты и так нищеброды! «Аэрофлот» особенно нагло себя ведет. Это происходит всегда по одной и той же схеме: виолончель не принимают из-за габаритов в качестве ручной клади и уверяют меня, что ставить ее в салоне некуда, а на коленках держать нельзя. Требуют покупать на виолончель полноценный билет. Я покупаю два места рядом, за полную стоимость обоих. Так как билеты выписаны на мою фамилию, то, пройдя в самолет, я вижу, как человек сидит на месте моей виолончели и демонстрирует мне посадочный талон. Т.е. «Аэрофлот» просто продает виолончельное место еще раз, полагая, что в самолете мне уже «поздняк метаться». А виолончель? А ее, восемнадцатого века, ставят куда-нибудь к запасному выходу (часто не думая закрепить, максимум предлагая пересесть поближе к ней) и вуаля, место для провозки виолончели в салоне, оказывается, тут же находится».

Что остается делать музыкантам?

1. Купить кофр из углепластика (30–80 тысяч рублей) и сдавать в багаж. Можно самим изготовить футляр из пенопласта. Прокат кофров пока не налажен. Но спрос на это есть.
2. Покупать экстра-сит. Некоторые авиакомпании дают поблажку: разрешают поставить на одно сиденье несколько инструментов.
3. Ехать поездом.
«Я разочаровалась в кофрах, после того как израильская авиакомпания El Al заставила меня сдать в багаж гитару и несмотря на металлизированный кофр ее раздавили, – рассказала лидер группы «Ковчег» Ольга Арефьева. – Было похоже, что сверху на нее упал ящик с железом, так там все смялось. Хорошо, что у меня в аэропорту работал друг, он помог оформить претензию. Но мне выдали всего 200 долларов: $ 100 на кофр и $ 100 на ремонт гитары. А я на ней писала песни и с ней выступала на сцене. В результате я осталась без инструмента на пять лет, так как больше не могла найти настолько же удобной гитары. Я играю не очень, но мне было важно, чтобы узкий гриф, металлические, но мягкие струны, чтобы хороший звук и в линию с датчика, и в воздух. В результате творчество и концерты пострадали. Дальше мы с разными авиакомпаниями находили, в принципе, общий язык, хотя однажды нас заставили сдавать хрупкие электронные гитарные приставки-педали. Но вот сейчас нам лететь на гастроли в Новосибирск. Мы уже спросили в авиакомпании, и там сказали, что инструменты в салон нельзя. Поэтому несколько человек повезут инструменты в поезде, двое суток. Билет будет стоить как в самолет».

Опрос
Три места или одно?


Скрипка и немножко нервно в самолете

Опрос авиакомпаний мы начали с такой легендой: администратор группы, в которой есть виолончель, гитара и скрипка,  ищет возможность перевезти все это самолетом. Все авиаперевозчики – российские и зарубежные – заявили, что крупные инструменты в ручную кладь не берутся, что бы ни рассказывали другие пассажиры, которым посчастливилось это сделать. Хорошо, говорили мы: а) можно ли поставить гитару с виолончелью на одно пассажирское место, ибо они прекрасно уместятся; б) нужно ли платить за билет на гитару полностью, включая аэропортовые сборы и питание; в) можно ли взять в ручную кладь скрипку, если длина футляра превышает 55 см, а сумма измерений меньше 115 см. Получилось, что наиболее терпимо проявил себя как раз «Аэрофлот». Впрочем, наш обзвон – еще не истина в последней инстанции: в колл-центре могут сегодня говорить одно, а завтра другое.              

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform