16+

После десятилетних переговоров Daimler передумал делать «Мерседесы» в Петербурге. Почему?

28/03/2016

После десятилетних переговоров Daimler передумал делать «Мерседесы» в Петербурге. Почему?

Новость пришла из европейских СМИ. Automotive News Europe сообщил, что компания Daimler передумала строить в России завод по производству автомобилей Mercedes-Benz.


           Теперь его планируют создать в Польше. До того Daimler вел активные переговоры с петербургскими властями по поиску площадки под завод. В Смольном о новом решении Daimler еще не слышали.

Неудачная история переговоров Daimler в России началась еще в 2005 году. Тогда глава автоконцерна «Даймлер-Крайслер» Юрген Шремп встретился с президентом Путиным и сообщил, что компания будет строить в Петербурге завод по производству «Мерседесов». Все обрадовались.

Тогдашний губернатор Валентина Матвиенко предложила автогиганту хороший участок в Шушарах, по соседству со строившимся заводом Toyota. Инвесторы его осмотрели и сообщили, что планируют вложить в завод порядка $ 100 миллионов инвестиций, чтобы выпускать 25–30 тысяч автомобилей ежегодно.

Но потом инвесторы передумали строить завод. Объяснения были туманные: якобы российская сторона «не предоставила приемлемых условий». Скорее всего, речь шла высоких таможенных пошлинах на ввозимые компоненты, предположили наблюдатели.
С тех пор Daimler возвращался в Россию  еще несколько раз. И каждый раз передумывал. В 2007, 2011, 2014 годах он сначала анонсировал строительство завода, потом отказывался.  Аргументы были одни и те же. Инвестору не нравились высокие таможенные пошлины и требования по локализации производства.

Однако в 2014 году переговоры о заводе снова  оживились. Daimler заявил, что хочет срочно  организовать производство «Мерседесов» в России, чтобы госчиновники могли закупать их для своих нужд,  так как постановление правительства РФ ограничило закупки для госнужд  автомобилей, произведенных за границей.

Среди возможных мест для строительства завода автоконцерн рассматривал Подмосковье, Калининград, Тулу, Владимир, Татарстан, Свердловск и Петербург. Петербург лидировал.
Летом прошлого года Daimler обратился в Смольный с просьбой предоставить площадку для строительства завода. И ему снова, как и в 2005 году, предложили участок в Шушарах. А в качестве альтернативы – в Марьине. Инвестору  все вроде бы понравилось, но он выдвинул условия: площадку дать бесплатно, за счет города очистить ее от торфа и подвести  инженерную инфраструктуру, а также предоставить гарантии возврата инвестиций в капитальные объекты, если вдруг строительство не окупится. Такой жадности в Смольном не ожидали и взяли паузу.

А Daimler тем временем снова передумал. Но городские власти этого пока не знают.
Еще в декабре, по информации Automotive News Europe,  председатель правления Daimler AG Дитер Цетше утверждал, что компания планирует строить завод в России, чтобы поддержать рост продаж на российском рынке. Но с  тех пор, по его словам, ситуация изменилась. В конце марта Дитер Цетше  сказал, что в России нет никаких признаков, что она в ближайшее время оправиться от «глубокого кризиса». Поэтому компания перенесла свое внимание на Польшу. Завод может быть построен в  городе Явор.

Глава Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин заявил «Городу 812», что ему об этой ситуации ничего не известно.
– Мы продолжаем вести переговоры с компанией Daimler . У меня есть информация примерно трехнедельной давности. Тогда нам в компании сообщили о возобновлении переговоров, так как прежде они были прерваны из-за гибели их топ-менеджера Александра Ламберта, курировавшего процесс. Нам сообщили имя нового переговорщика. У меня нет информации, что они отказались от проекта в России. Они должны были бы нам сообщить, если это так, – сказал Максим Мейксин.

– Город заинтересован в том, чтобы  Daimler  построил завод –  даже на тех условиях, что они выдвинули?
– Город заинтересован в любом инвесторе, а тем более в таком. Любые условия, которые, скажем так, имеют срок окупаемости и потенциально выгодны, можно обсуждать, – уверен Мейксин. 
На уровне правительства РФ к метаниям Daimler относятся довольно скептически. Еще в 2005 году в Минэкономразвития инициативы компании называли спекуляциями – правда, неофициально.

Позже Глава Минпромторга Мантуров заметил, что «Daimler долго решается».

– Решение может быть очень долгим, потому что инвестиции большие. Автомобильный рынок в России за последний год рухнул, и принять решение о строительстве завода сейчас, думаю, отважится редкий инвестор. Но мы должны понимать, почему конкретно они от нас ушли. Это ведь не проблема компании, а  наша, в первую очередь, – считает глава АНО «Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций»  Слава Ходько.               

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform