16+

Как Герман-младший снимает в Петербурге мелодраму «Довлатов»

30/03/2016

Как Герман-младший снимает в Петербурге мелодраму «Довлатов»

В Петербурге продолжаются съемки мелодрамы Алексея Германа-младшего «Довлатов». Картина, как нетрудно догадаться, о писателе Сергее Довлатове. С присущей Германам размеренностью режиссер перекрывает улицы мегаполиса и воссоздает Ленинград 1970-х.


            В ночь на 29 марта ради достоверной картинки в непривычную мглу погрузились Благовещенский мост, набережные Лейтенанта Шмидта и Английская, даже Эрмитаж скрылся в ночи.

«Интрига не в лице, а в судьбе»

Ночь. Набережная. По задумке режиссера — зима, а потому кучки специально привезенного снега на асфальте. На спуске к Неве появился ретро-«Крайслер». В 1970-е на весь Ленинград он, наверное, был единственный. Но без него в полубиографическом кино о Довлатове не обойтись. На его фоне ночью снималась одна из сцен фильма. Журналистам разрешили понаблюдать за этим процессом.

— Смотрите, это Довлатов пошел, — комментировал продюсер картины Андрей Савельев происходящее. — У него встреча с богатым, очень богатым знакомым. Его играет польский актер Петр Гасовский. Он у себя в стране почти как Максим Галкин у нас.

Вся сцена длится 1,5–2 минуты, но репетиции, настройки и съемки занимают всю ночь. Короткий разговор Довлатова с другом и здесь же что-то вроде ссоры с девушкой — ее тоже играет польская актриса.

Кому досталась роль главного героя, продюсер упорно не говорит, храня «великую тайну» Германа-младшего.

— Интрига не в лице и не в актере, а в его судьбе, — объясняет Андрей Савельев. — Этот артист может сыграть Довлатова, потому что знает, как играть. Несмотря на довольно молодой возраст, он уже через многое прошел.

Савельев лишь чуть приоткрыл тайну — актер иностранный, высок и красив, так что прекрасно смотрится в дуэте с Данилой Козловским, исполняющим роль его друга-фарцовщика. Этот «инкогнито» читал Довлатова в переводе, русский язык учит по ходу съемок, так что придется его переозвучивать. Кто этим займется, пока не решено. Впрочем, новые голоса понадобятся многим персонажам. Кроме уже упомянутых, маму писателя, например, играет армянская актриса, а еще в фильме задействованы финны.

Отрепетировав сцену на набережной, актеры расходятся по своим гримеркам. Засекреченный Довлатов проскальзывает мимо прессы быстрым шагом, оберегаемый от любопытных взглядов девушками из съемочной группы. Неслучайно нас позвали наблюдать за ночной съемкой — чтобы не было шансов разглядеть этого загадочного иностранца, в котором смутно угадывается сербский актер Милан Марич.

— Главный герой, между прочим, еще вообще не утвержден на роль, — добавил интриги Андрей Савельев. — Да и вы знаете Германа, он вообще может параллельно снимать двух актеров, а потом выберет, кого оставить в итоговом варианте.

Военная операция

До итога еще далеко. Сейчас в съемках едва пройдена четверть пути. Предполагается, что продолжительность фильма составит всего 1,5 часа, но в нем будет задействовано порядка 700 человек, в том числе 111 персонажей со словами, и действия развернутся в 42 разных местах. Работа над картиной ведется по-германовски размеренно. Режиссер сам же был и сценаристом. В основу киноленты лег один из рассказов Довлатова из сборника «Чемодан», а также факты из его биографии. На экране будут показаны четыре дня из жизни писателя. Впрочем, в те дни его литературу еще никто не признавал. Довлатов мучился на журналистском поприще, писал в стол и ругался с женой Еленой. Вскоре он переберется в Прибалтику, а Бродский, который также промелькнет в фильме, — в Америку.

Художник-постановщик картины Елена Окопная внимательно изучила снимки Ленинграда тех времен, чтобы достоверно воспроизвести город. Для съемок решили не строить декораций на киностудии. Все снимается в естественных «локациях» — на улицах Петербурга и в реконструированных помещениях. Киногруппа воссоздаст комнату в коммуналке, где жил Довлатов, и редакцию газеты, в которой он работал, а также легендарный «Сайгон». Многое приходится «возрождать» и в самом городе.

— Мы очень благодарны властям Петербурга и его жителям за то, что они нас поддерживают. Как только узнают, что Алексей Герман снимает фильм о Довлатове, сразу идут навстречу. Например, недавно нам нужно было снять старый дом — стеклопакеты замаскировали деревянными накладками, повесили советские вывески, разложили на балконах то, что обычно там хранилось у ленинградцев, даже воссоздали ящики-холодильники на окнах. И никто из жильцов не был против, все помогали и поддерживали.

Естественно, ради съемок то и дело приходится перекрывать улицы и площади в городе. А в ночь на 29 марта для имитации вечернего Ленинграда 1970-х не просто остановили машины, но еще и погрузили во мглу центр города — и это ради двухминутной сцены.

— Ради нас без подсветки оставили Эрмитаж и все прочие здания на набережных Лейтенанта Шмидта и Английской, а также Благовещенский мост. Это практически «военная операция», — говорит Андрей Савельев.

Местами отключили и уличное освещение. Все потому, что в 1970-е фонари светили белым, а сейчас желтым. И только Исаакий остался со своей нынешней иллюминацией.

— Он, во-первых, на заднем плане, а во-вторых, мы выяснили, что 40 лет назад его подсвечивали по ночам немного по-другому — прожекторами с земли, но все-таки он не был совсем темным, — пояснил продюсер.

Кстати


Для съемок фильма «Довлатов» используется более 50 ретроавтомобилей — в том числе «Запорожец», «Победа», 17 грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-52, черные «Чайки», «Волги» и «Москвичи», и даже старый финский автобус Volvo, на каких ездили туристы и фарцовщики.

В главной роли — мистер Х

Алексей Герман-младший не первый, кто решил создать интригу и не рассказывать об исполнителе главной роли. В истории кино уже не раз были похожие случаи, хотя поводы для «интриги» случались разные.

— В 1968 году Спартак Мишулин был вынужден скрывать, что получил роль Саида в «Белом солнце пустыни», потому что главный режиссер Московского академического театра, где работал Мишулин, Валентин Плучек категорически запрещал своим артистам сниматься в кино. Особая трудность заключалась в том, что для кино Спартаку пришлось обрить голову наголо. Чтобы Плучек его не ругал, он носил парик. Но тайна раскрылась в один миг, когда Мишулин встретил режиссера и поприветствовал его, подняв кепку. Вместе с ней улетел и парик. Но Плучек не стал гневаться, он даже обрадовался, так как оказалось, что ему очень нравились киноработы Владимира Мотыля, снимавшего «Белое солнце пустыни».

— Зрители «Звездных войн» долгое время думали, что в эпизоде «Скрытая угроза» роли Королевы Амидалы и ее служанки-двойника исполняет одна и та же актриса — Натали Портман. Лишь позже выяснилось, что это не так — Портман сыграла только королеву, а служанку очень похожая на нее Кира Найтли.

— Лишь спустя пять месяцев после выхода на экраны было озвучено имя исполнителя главной роли в фильме «Высоцкий: спасибо, что живой». Сергей Безруков сам признался, что это он сыграл знаменитого певца и актера. Хотя эта версия была основной у журналистов и киноманов еще во время съемок кинокартины.              

Елена МИХИНА, spb.mk.ru, фото предоставлено студией «Сага фильм».





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform