16+

О чем поют пингвины на сцене Михайловского театра

31/03/2016

О чем поют пингвины на сцене Михайловского театра

Последние месяцы в Михайловском театре выдались урожайными на оперные премьеры: В конце февраля прошли премьерные исполнения оперы Доницетти «Дон Паскуале», а в марте на сцене появилась «Волшебная флейта» Моцарта.


          «Дон Паскуале» –  возможно, лучшая комическая опера в мировой оперной литературе – была дана semi-staged, или в «полупоставленном» виде: оркестр располагался не в яме, а в глубине сцены, а солисты с помощью минимума реквизита разыграли спектакль на авансцене.

С самой лучшей стороны показала себя в роли Норины Светлана Мончак, заметно прибавившая в вокальном мастерстве и порадовавшая публику образом обаятельной, в меру кокетливой и порою стервозной молодой вдовы.

Исполнитель заглавной партии, обладатель красивого баса Юрий Мончак продемонстрировал хорошую дикцию и создал великолепный образ комического старикашки – в лучших традициях своего педагога Андрея Храмцова, блиставшего в своё время на сцене Кировского театра в ролях баса-буффо. 

Приятно, что оперная труппа Михайловского театра имеет в своём активе молодых и талантливых солистов: у исполнителя роли Эрнесто Борис Степанов прекрасный голосм, а для Бориса Пинхасовича партия Малатесты стала просто бенефисом. Кстати, Степанов и Пинхасович являются выпускниками хорового училища имени М.И. Глинки. Судя по тому, какие кадры предоставило училище для спектакля «Волшебная флейта» (партии трех Волшебных мальчиков), то вышеупомянутые солисты еще лет 20 могут не беспокоиться: конкуренция им не грозит. В некогда славном училище кризис образования явно достиг своего апогея: выступившие в спектакле дети не способны чисто петь, построить трехголосный аккорд для них непреодолимая проблема – уже не говоря о том, что голоса их откровенно слабы и их пришлось подзвучивать микрофонами.

Впрочем, это единственное обнаруженное мной слабое звено «Волшебной флейты». Премьера получилась  удачной – пожалуй, это лучшая постановка театра за последние годы. Осмысленная режиссура, интересное дизайнерское решение показали, как легко приковать внимание сидящих в зале, не ставя все с ног на голову. Хотя «Флейта» –  самая загадочная опера Моцарта, полная таинственностей, шарад и ребусов, подталкивает режиссеров к самым нестандартным решениям.

Немецкий режиссер и театральный художник Пет Халмен поставил «Волшебную флейту» для Лозаннской оперы. Действие оперы разворачивается в библиотеке Анны Амалии в Веймаре. В 2004-м году пожар уничтожил там бесценные документы, и в том числе – рукописи Гёте и авторскую партитуру «Волшебной флейты». Этот факт так потряс режиссера, что он решил использовать в своем постановочном решении антураж библиотеки как до пожара, так и после него. Часто меняющаяся декорация представляет зрителю то светло-голубой зал, то обугленные черные стены хранилища.

Остроумно решен образ птицелова Папагено, который предстаёт публике в виде забавного пингвина (хорошая пластическая и вокальная работа молодого солиста Александра Шахова). Вообще надо отметить достойный вокальный уровень исполнителей: итальянец Паоло Фанале звучит как типичный представитель немецкой вокальной школы, несколько глубоковато для сицилийца, но стилистически безупречен, к тому же отлично отработал все диалоги, которые идут на русском языке. А солист театра Борис Степанов, который выступил в той же роли на второй премьере, продемонстрировал хороший немецкий и рафинированность фразировки.

Фактурный и статный Алексей Тихомиров в роли Зарастро скорее является компромиссным вариантом: его низы, которые Моцарт щедро отсыпал исполнителю, не убедили в достаточной мере.

Женские голоса также порадовали. Стоит отметить Памину в исполнении Светланы Мончак (вторая за месяц убедительная работа артистки) и острохарактерную Папагену (тоже пингвина, только женского пола) юной Екатерины Фениной. Ну, и конечно, как ни крути, если речь заходит о «Волшебной флейте», то сразу вспоминается самый знаменитый её персонаж – инфернальная Царица ночи с колючими и злыми колоратурами. Светлана Москаленко на премьере выступила ярко.

Так сложилось, что в обеих премьерах дирижёры впрыгнули в постановку в самый последний момент. Валентин Богданов с хорошим драйвом провёл «Дон Паскуале», узнав о том, что ему предстоит дирижировать новым спектаклем лишь за несколько часов до премьеры. Оказавшийся в схожей ситуации, но уже на «Волшебной флейте» дирижер Гавриэль Гейне был корректен и точен. Конечно, порой хотелось услышать больше свободы в моцартовской партитуре, но принимая во внимание короткий срок, который был отведен маэстро для знакомства с коллективом, результат можно считать удачным.                

Виктор ГОРДЕЕВ








Lentainform