16+

Почему новый фильм «Контрибуция» не превратится в агитационный продукт

01/04/2016

Почему новый фильм «Контрибуция» не превратится в агитационный продукт

В прокат выходит фильм «Контрибуция» – большой проект киностудии «Ленфильм», который должен был выйти почти месяц назад, но не вышел, потому что Министерство культуры нашло для него более удачный прокатный слот.


          Фильм, в основе которого одноименная повесть Леонида Юзефовича,  был обильно поддержан государственными  структурами и по всем параметрам должен был  превратиться в агитационный продукт. Но не превратился.

«Ленфильму» был нужен большой эффектный проект, чтобы показать, что студия преодолела кризис и встала на ноги. «Контрибуция» стала практически идеальным выбором – в стране мода на исторические фильмы,  посвященные судьбам родины, а здесь  дело происходит как раз в переломный момент: на дворе восемнадцатый  год, в разгаре Гражданская война,  белые во главе с генералом Пепеляевым (играет Максим Матвеев) выбивают красных из  Перми и стягивают силы, чтобы идти на Москву. При этом  исторический катаклизм показывается через понятную человеческую историю: любовный треугольник между белым генералом, красным сыщиком, служащим в местной милиции (Илья Носков) при большевиках, и их общей довоенной любовью Верочкой (Надежда Толубеева). И вся эта лирика надежно упакована в детективную интригу вокруг  кражи огромного брильянта, полученного в результате контрибуции, которой генерал обложил  местных купцов, и пропавшего прямо из  генеральской приемной.

Детективная история  в исторических интерьерах потребовала  постановочного размаха, и он был достигнут. При этом официальный бюджет картины был сравнительно небольшой – 3 миллиона 700 тысяч долларов, хотя деньги на картину давал не только Минкульт, но и петербургский Комитет по культуре.

На роль спасителя репутации студии был выбран Сергей Снежкин, режиссер профессиональный, да  и с размахом у него все в порядке – он был одним из сценаристов «Сталинграда». А некоторую прямолинейность и склонность к излишней простоте, свойственную его творческой манере, должен был компенсировать Леонид Юзефович,  автор нескольких исторических детективов, с которым они вместе писали сценарий. 

Проблема была только в том, что исторические детективы у нас часто превращаются в  проповедь о судьбах родины с непроработанной интригой и унылой постановочной частью. «Контрибуции» удалось избежать этой судьбы, прежде всего благодаря  хорошей драматургии и стопроцентному обаянию герметичного детектива, в котором преступление совершается в закрытом пространстве,  и удовольствие зрителя заключается не столько  в  том, чтобы сообразить, кто из собравшихся в комнате персонажей спер брильянт стоимостью 65 тысяч рублей золотом, сколько в наблюдении за тем, как герои в этом замкнутом пространстве готовы повыцарапать друг другу глаза. Сидят они себе в генеральской приемной и все как один находятся под подозрением в краже.

Тем более что с брильянтом почти сразу все понятно, так что ничто не мешает наблюдать за героями. А выбор здесь большой: от галереи карикатурных пермских купцов в исполнении хороших петербургских актеров, до фам фаталь, которую играет несравненная Елизавета Боярская. 

Правда, временами снежкинские купцы бросают кривляться и изображать членов старгородского  «Союза меча и орала»,  встают в позы и начинают произносить монологи о будущем страны, но зато Боярская, кажется, впервые за свою карьеру получает возможность на всю катушку продемонстрировать  фантастическую привлекательность. 

Но самое приятное в фильме – неожиданный  перевес симпатий в сторону большевиков, вернее красного следователя  Мурзина, у которого с белым генералом Попеляевым происходит эмоциональный поединок и который не только выходит из него победителем, но и демонстрирует превосходство частной жизни перед желанием положить свою жизнь ради служения идеи. Неважно какой – белой или красной.  Превосходство Мурзина подкрепляет и артист Носков, заметно возмужавший и вместе с бородой обретший некоторое мужское обаяние. Эта мысль довольно отчетливо проступает в повести Юзефовича, и можно только порадоваться, что  Снежкин ее не потерял.

За это «Контрибуции» можно простить неожиданно плоскую и пеструю телевизионную картинку, прямолинейность мизансцен  и тонкую шею Максима Матвеева, не по-генеральски торчащую из кавалерийской   шинели.               

Елена НЕКРАСОВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform