Почему новый фильм «Контрибуция» не превратится в агитационный продукт
01/04/2016
Фильм, в основе которого одноименная повесть Леонида Юзефовича, был обильно поддержан государственными структурами и по всем параметрам должен был превратиться в агитационный продукт. Но не превратился.
«Ленфильму» был нужен большой эффектный проект, чтобы показать, что студия преодолела кризис и встала на ноги. «Контрибуция» стала практически идеальным выбором – в стране мода на исторические фильмы, посвященные судьбам родины, а здесь дело происходит как раз в переломный момент: на дворе восемнадцатый год, в разгаре Гражданская война, белые во главе с генералом Пепеляевым (играет Максим Матвеев) выбивают красных из Перми и стягивают силы, чтобы идти на Москву. При этом исторический катаклизм показывается через понятную человеческую историю: любовный треугольник между белым генералом, красным сыщиком, служащим в местной милиции (Илья Носков) при большевиках, и их общей довоенной любовью Верочкой (Надежда Толубеева). И вся эта лирика надежно упакована в детективную интригу вокруг кражи огромного брильянта, полученного в результате контрибуции, которой генерал обложил местных купцов, и пропавшего прямо из генеральской приемной.
Детективная история в исторических интерьерах потребовала постановочного размаха, и он был достигнут. При этом официальный бюджет картины был сравнительно небольшой – 3 миллиона 700 тысяч долларов, хотя деньги на картину давал не только Минкульт, но и петербургский Комитет по культуре.
На роль спасителя репутации студии был выбран Сергей Снежкин, режиссер профессиональный, да и с размахом у него все в порядке – он был одним из сценаристов «Сталинграда». А некоторую прямолинейность и склонность к излишней простоте, свойственную его творческой манере, должен был компенсировать Леонид Юзефович, автор нескольких исторических детективов, с которым они вместе писали сценарий.
Проблема была только в том, что исторические детективы у нас часто превращаются в проповедь о судьбах родины с непроработанной интригой и унылой постановочной частью. «Контрибуции» удалось избежать этой судьбы, прежде всего благодаря хорошей драматургии и стопроцентному обаянию герметичного детектива, в котором преступление совершается в закрытом пространстве, и удовольствие зрителя заключается не столько в том, чтобы сообразить, кто из собравшихся в комнате персонажей спер брильянт стоимостью 65 тысяч рублей золотом, сколько в наблюдении за тем, как герои в этом замкнутом пространстве готовы повыцарапать друг другу глаза. Сидят они себе в генеральской приемной и все как один находятся под подозрением в краже.
Тем более что с брильянтом почти сразу все понятно, так что ничто не мешает наблюдать за героями. А выбор здесь большой: от галереи карикатурных пермских купцов в исполнении хороших петербургских актеров, до фам фаталь, которую играет несравненная Елизавета Боярская.
Правда, временами снежкинские купцы бросают кривляться и изображать членов старгородского «Союза меча и орала», встают в позы и начинают произносить монологи о будущем страны, но зато Боярская, кажется, впервые за свою карьеру получает возможность на всю катушку продемонстрировать фантастическую привлекательность.
Но самое приятное в фильме – неожиданный перевес симпатий в сторону большевиков, вернее красного следователя Мурзина, у которого с белым генералом Попеляевым происходит эмоциональный поединок и который не только выходит из него победителем, но и демонстрирует превосходство частной жизни перед желанием положить свою жизнь ради служения идеи. Неважно какой – белой или красной. Превосходство Мурзина подкрепляет и артист Носков, заметно возмужавший и вместе с бородой обретший некоторое мужское обаяние. Эта мысль довольно отчетливо проступает в повести Юзефовича, и можно только порадоваться, что Снежкин ее не потерял.
За это «Контрибуции» можно простить неожиданно плоскую и пеструю телевизионную картинку, прямолинейность мизансцен и тонкую шею Максима Матвеева, не по-генеральски торчащую из кавалерийской шинели.
Елена НЕКРАСОВА
- Певца Газманова упрекают, что он «плевком» в Навального, позорит свои седины
- В соцсетях фантазируют, какая «горячая» встреча ждет Навального в аэропорту
- Возвращение Навального обсмеяли в соцсетях
- Как вызвать у себя слезы?
- Почему россияне верят, что наша элита втихаря вакцинируется западными препаратами, игнорируя родной «Спутник»
- Когда президента Трампа блокируют в соцсетях — это цензура или вынужденный шаг
- Что меня смущает в операции на позвоночнике, которую сделали Плющенко в Израиле
- Губернатор отчитал девушку, обругавшую работу местного здравоохранения. Достоин ли чиновник штрафа за оскорбления граждан