16+

Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС

14/04/2016

Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС

Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга в третий раз составила рейтинг страховых компаний, продающих полисы ДМС петербуржцам.


          В 2015 году рынок добровольного медицинского страхования формально рос – но в реальности сужался. Объем сборов по ДМС вырос в Петербурге на 1,6%. Но надо учитывать рост цен: полисы ДМС подорожали в среднем на 5–15%, услуги в клиниках города – на 10–12%.

Работодатели, которые и формируют не менее 90% суммарного бюджета добровольного медицинского страхования, покупая  полисы ДМС своим работникам, сокращали эти расходы. Многие небольшие компании просто исключили ДМС из своих социальных пакетов, крупный и средний бизнес оптимизировал программы ДМС за счет сокращения выбора лечебных учреждений или отказа от страхования родственников работников.

Как эти непростые условия сказались на сотрудничестве частных медицинских клиник со страховыми компаниями, и демонстрирует этот рейтинг.

Методика составления рейтинга

В этот раз к опросу кроме частных клиник, входящих в СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга», были привлечены еще 11 крупных медицинских организаций, активно работающих на петербургском рынке ДМС. В итоге общее количество респондентов составило 49 медицинских компаний, которые в совокупности управляют более чем 150 частными клиниками в нашем городе. Анкеты заполняли руководители клиник, врачи-эксперты, заведующие отделениями и сотрудники финансовых служб.

В этом году экспертами рынка ДМС была разработана принципиально новая методика составления рейтинга, позволяющая объединить показатели по нескольким критериям, которые ранее оценивались только по отдельности.

1) Объем выплат, перечисленных частным клиникам, в этом году учитывался как по данным клиник, так и по сведениям о выплатах страховых компаний (по отчетности для Центробанка с сайта insur-info.ru, см. таблицу № 1).

2) Уровень платежной дисциплины – в рейтинге 2016 года учитывались два показателя: своевременность оплаты счетов в соответствии с договором и отсутствие задолженности за 2015 год (см. табл. № 2).

3) Доступность колл-центров (см. табл. № 3).

4) Качество программ ДМС (см. табл. № 4).

5) Качество администрирования процесса медико-экономической экспертизы – в этом рейтинге учитывались, с одной стороны, качество экспертных заключений (см. табл. №5 ), а с другой стороны – сроки их предоставления клиникам (см. табл. № 6).

6) Доверие клиник (см. табл. № 7).

По каждому из критериев был составлен свой рейтинг. Эти рейтинги впоследствии были объединены в итоговый, с учетом весовых коэффициентов, значение которых варьировалось от 3 до 30 % (см. табл. № 8). Самый большой вес – 30% – у показателя «объем выплат частным клиникам», самый низкий вес – 3% – у показателя «соблюдение сроков оформления экспертных заключений». Доступность колл-центра оценивалась с коэффициентом 5%. Очевидно, что частным клиникам денежный поток гораздо важнее, чем доступность колл-центра.

В рейтинге участвовали реальные игроки рынка ДМС: 36 страховых компаний (в прошлом году их было 39). Из реестра страховщиков кроме «мертвых душ» были исключены СК, у которых в 2015 году была отозвана или приостановлена лицензия. Это «Авеста», «АСК-мед», «Гефест», ИНСОТЕК, «Оранта», «Помощь», а также те, с кем значительная часть клиник расторгла договор из-за наличия у СК финансовых проблем.

Выплаты частным клиникам

В таблице ниже приведен суммарный рейтинг по объему выплат по данным опроса клиник и сайта insur-info.ru.


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


«Раньше показатель выплат частным клиникам не учитывался, но важность его признавалась, т.к. он отражает опыт работы страховщика и размер клиентского портфеля. Рейтинг текущего года уникален именно тем, что впервые клиники предоставили информацию по объему выплат страховщиками по страховым случаям. Для этого использовалось специальное программное обеспечение, которое гарантирует конфиденциальность сбора и хранения данных и  автоматически обрабатывает результаты до уровня консолидированного отчета», – комментирует директор клиники ЕМС, председатель комитета по стандартизации и информатизации СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Татьяна Романюк.

Платежная дисциплина

Уровень платежной дисциплины страховых компаний отражает наличие долгов перед клиниками за 2015 год по состоянию на 1 апреля 2016 года и аккуратность соблюдения сроков оплаты в соответствии с условиями договора в течение всего 2015 года.


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


 В список страховщиков, имеющих на 30 марта 2016 года задолженность за 2015 год перед клиниками Ассоциации, вошли только 13 страховых компаний . Отметим, что этот список сократился по сравнению с прошлым годом, и в целом финансовая дисциплина солидных страховщиков выросла.  Это позитивная динамика, она говорит о неплохом финансовом  состоянии петербургского страхового  рынка.

Важно также, что  страховщики имеют задолженность не более чем перед 10%  опрошенных клиник.

«В условиях  экономической нестабильности клиники должны постоянно следить за ситуацией на рынке, оценивая финансовые риски. Эти риски всегда однотипны: сначала страховщик начинает нарушать сроки оплаты счетов, потом долги накапливаются, затем клиники узнают, что у СК уже отозвана лицензия и шансы клиники получить деньги по долгам от таких страховщиков равны нулю. Правда, следует сказать, что, например, компания «Помощь», потерявшая лицензию в 2015 году, в конце года восстановила ее. Сейчас «Помощь» предпринимает серьезные усилия по восстановлению репутации и рассчитывается по долгам с клиниками», – комментирует Лев Авербах, генеральный директор «КОРИС ассистанс (СПб)».

В целом медики признают, что страховщики стали заметно больше авансировать медицинские услуги. С одной стороны, этого требуют клиники, стараясь снизить финансовые риски,  с другой – страховщики сами готовы авансировать клиники при условии предоставления им скидок.

Доступность колл-центров

Качество работы колл-центров страховых компаний оценивалось по их доступности для врачей клиник при необходимости согласования медицинских услуг.


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


Качество программ ДМС

Качество медицинских программ оценивалось по такому критерию, как объем согласования медицинских услуг, который, по сути, отражает объем доступной пациентам медицинской помощи по ДМС или уровень ограничений (исключений) по программам страхования.

«Этот показатель также отражает специфику портфеля страховых компаний: компании, способные привлечь платежеспособных клиентов, обычно предлагают более наполненные программы. Наличие у многих СК сокращенных программ говорит об определенной  тенденции рынка в условиях нестабильной экономики и сниженной платежеспособности», – подчеркивает Алексей Власов, коммерческий директор ООО «АВА-ПЕТЕР» (клиники «АВА-ПЕТЕР» и «Скандинавия»).

Поскольку клиники заинтересованы в  программах, которые не ограничивают качество лечения, то компании, у которых превалируют полные программы, заняли в рейтинге более высокое место.


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


«В 2015 году явно прослеживалась тенденция, которая появилась два года назад: снижение уровня контроля со стороны колл-центров страховщиков. Страховщики хотят меньше тратить на содержание колл-центра и дают врачам больше возможности самим принимать решения по страховым событиям. В целом такая тенденция не может не радовать, так как она направлена на повышение удовлетворенности застрахованного пациента, рост эффективности и снижение издержек обеих сторон, обучение врачей лучшему пониманию принципов страхования и правил работы по программам ДМС», – пояснил генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.

Качество администрирования процесса медико-экономической экспертизы

Данный рейтинг рассчитывался по двум параметрам. Первый – качество экспертных заключений. Клиники оценивали наличие обоснованных причин отказа в оплате и то, в сколь убедительной для врача форме они были изложены (см. табл. № 5). «Часто в актах просто отсутствуют обоснованные аргументы причин отказа в оплате. Такая небрежность в работе экспертов и отсутствие диалога между экспертами и врачами – существенный недостаток, это формирует у врача негативное отношение к страховой компании и приводит к нежелательным для нас конфликтам», – комментирует Константин Шарко, операционный директор холдинга «СМТ».

Второй критерий – сроки оформления и передачи экспертных заключений клиникам (см. табл. № 6). «В последнее время некоторые страховые компании позволяют себе присылать акты экспертиз спустя полгода и более, не задумываясь о том, что по результатам экспертиз клиники ведут финансовый и бухгалтерский учет, а также разъяснительную работу с врачами и что данная работа клиниками должна выполняться своевременно», – подчеркнул Лев Авербах, генеральный директор «КОРИС ассистанс (СПб)».


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


«У нас есть определенные сложности во взаимодействии с некоторыми страховыми компаниями в этом вопросе. Медико-экономическая экспертиза – процесс, в котором очень много белых пятен, подводных камней и противоречий, искушающих стороны отойти от главной цели экспертизы, – комментирует  заместитель директора сети клиник «XXI век» Оксана Адаменко.  –  И всё же основная наша задача – оказание качественной медицинской помощи застрахованным.  И в этом наши интересы  полностью совпадают с интересами страховых компаний. А сложности с доступностью колл-центров есть у обеих сторон. Мы их решаем, интегрируем процессы для более быстрой коммуникации».

Рейтинг доверия клиник к страховым компаниям

Как и в прошлом рейтинге, этот критерий показывает, в какой страховой компании клиника сама застраховала бы своих сотрудников (разрешалось назвать не более 5 страховщиков).
 

Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


Симпатии клиник остались на стороне СК «РЕСО-Гарантия». Отметим, что в тройку лидеров по этому показателю  вошли также «Ренессанс Страхование» и «ВТБ Страхование», которые в прошлом году занимали соответственно  5 и 6 позиции в  рейтинге доверия. Им удалось подвинуть таких крупных страховщиков, как «Альянс», «Капитал-Полис» и «Росгосстрах». Однако с учетом всех остальных критериев оценки   итоговый рейтинг  страховых компаний выглядит иначе.


Рейтинг страховых компаний, работающих в системе ДМС


В итоговой таблице места распределены на основании мультипликативного показателя деловой репутации по 6 вышеперечисленным критериям. Таким образом, по итогам 2015 года СК «РЕСО-Гарантия» переместилась с первого места на третье, «СОГАЗ» остался на втором, а «Альянс» стал лидером рейтинга.

Более подробно с методикой анкетирования экспертов и результатами рейтинга можно ознакомиться на сайте СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» www.acspb.ru.

Комментарий страховщиков

– Как бы мы ни относились к результатам и достоверности рейтингов, они важны, потому что  позволяют  получить  сторонний взгляд на оценку нашей деятельности, – считает Оксана Попова,  директор департамента ДМС СК «РЕСО Гарантия» (Северо-Западный региональный центр). – Позади очередной сложный страховой год. Нестабильность финансового рынка, повышение цен на медицинские услуги, сложность в работе с лечебными учреждениями с одной стороны и  уменьшение социальных программ, не всегда добросовестная конкуренция среди страховщиков, повышенные требования со стороны страхователей с другой стороны привели к тому, что не все страховые компании смогли адекватно на это среагировать.

К сожалению, мы все дальше уходим от понятия классического рискового страхования и  страхового события, что приводит к увеличению выплат и, следовательно,   к увеличению стоимости полиса для страхователя – организации или физического лица.  А это уже может стать проблемой и для клиник (в виде неоплаты со стороны страховщика оказанных услуг), и для страхователя (как невыполнение  условий договора), и для страховщика. А  кроме того, всегда на рынке найдется тот, кто пообещает «больше, но дешевле».

Немногие клиники готовы работать в рамках страховых программ и обучать своих сотрудников   понимать разницу между оказанием услуг по страховому событию и реабилитацией, оздоровлением и т.д.  Страховка – это не «абонемент», а возможность получения медицинской помощи при неожиданно возникших проблемах со здоровьем в высокопрофессиональных, сервисных клиниках. Только совместная работа и желание слышать друг друга позволит клиникам и страховщикам оказывать достойную помощь застрахованным по ДМС.

Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс Страхование»:
– Приятно, что рейтинг нашей компании продолжает расти. Значит,  мы  выбрали верную стратегию взаимодействия с партнерами – внедрение новых технологий. Документооборот и процедуры согласований мы  переводим в электронный формат. Это дает возможность экономить время и ресурсы на «ручную» обработку звонков, уменьшить время ожидания клиентов. Клиент не должен зависеть от сроков согласований. Конечно, это возможно, только если партнеры готовы обеспечить необходимую инфраструктуру. Как минимум, необходим единый прозрачный прайс. Диджитализация  сегодня – это самый эффективный путь уменьшения расходов на администрирование договоров. 

Константин Шарко, главный операционный директор холдинга «Современные медицинские технологии»:
– Это непростой год, на рынке медицинских услуг произошли серьезные изменения, не стал исключением и рынок медицинского страхования. Несмотря на все трудности сегодняшнего времени, нам удалось найти компромиссы и выйти на взаимовыгодные условия работы с большинством страховых компаний Санкт-Петербурга. Более того, удалось сделать значительные шаги по оптимизации сотрудничества, наладить обратную связь со страховыми компаниями, что находит позитивный отклик не только у наших страховых партнеров, но и в конечном итоге у страховых пациентов.

Думаю, что в дальнейшем для конструктивной работы надо обратить внимание на опыт страховой медицины Москвы или зарубежных стран. Возможно, стоит продумать новые формы и варианты сотрудничества. Такой адаптированный опыт позволил бы не только сохранить, но и увеличить объемы страхования на рынке медицины.             

Алексей КРЫЛОВ











Lentainform