16+

Ленинград превратили в Ташкент с помощью осла Семы

22/04/2016

Ленинград превратили в Ташкент с помощью осла Семы

В Ленинграде кинематографисты снимали и Германию, и Данию, и Францию. В советские времена единственной проблемой для операторов были отличные от европейских размеры водосточных труб.


              Места. Где в Петербурге что снимали

Англию

В английский Бристоль в «Острове сокровищ» (1982) Владимира Воробьева превратили Петропавловскую крепость. Пристань снимали за Невскими воротами крепости, а площадь и таверну – в Государевом бастионе. На экране все действие продолжается чуть больше пяти минут, но съемки заняли несколько дней.


Основная часть съемок фильма Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» (1981) проходила на Кавказе, но собственно Клуб самоубийц  снимали на Каменном острове в Петербурге. Для этого зловещего места Исаак Каплан, художник картины, приглядел на Большой аллее особняк  с черепичной кровлей и шатровой башней – дом портного Эдуарда Фолленвейдера, построенного в 1904–1905 годах по проекту архитектора Мельцера. Рядом состоялась и историческая дуэль принца из Бакардии и Председателя. Кстати, попугая, с которым любил разговаривать Флоризель, тоже нашли в Ленинграде. Во время съемок  при порыве ветра на спины конной упряжки рухнул с дерева огромный сук. К счастью, обошлось без жертв.

Францию

Готическая столовая особняка барона Кельха (известного также как Дом юриста) на Чайковского, 28, стала местом проживания в Париже масона высокого ранга в авантюрной драме Сергея Дебижева «Золотое сечение» (2010) и кардинала Ришелье в сериале Сергея Жигунова «Три мушкетера» (2013). Кстати, именно в этом здании в марте 1919 года открылась Школа экранного искусства – первое в мире кинематографическое учебное заведение. Отсюда в 1924 году вышел Сергей Васильев – один из создателей  фильма «Чапаев». 

Америку

В интерьерах  Дома ученых на Неве снимали особняк нью-йоркского сыщика,  героя сериала «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (2001). Очень кстати оказалась оранжерея Дома ученых: Ниро Вульф, как известно, был любителем орхидей. Орхидеи для съемок собирали по всем цветочным магазинам города.

Войну

На Стрелке Васильевского острова повесили четырех пленных немцев в фильме «По этапу» (2006), в котором в главной роли снялся Джон Малкович. На самом деле публичная казнь  состоялась на площади перед кинотеатром «Гигант», на пересечении Кондратьевского и Полюстровского проспектов. Но оператор картины Сергей Астахов уговорил британского режиссера Тома Робертса выбрать более узнаваемое место.

Во дворах  Академии художеств Леонид Карпов, художник фильма «БлокАда», которую сейчас снимает «Ленфильм», организовал черный рынок, где герой фильма, офицер НКВД, пытается выйти на след преступника.

Перестроечный Ленинград

На Кронверкской улице, 29, команда Игоря Масленникова нашла дом двух героев «Зимней вишни-2» (1990) – Юли и Вадима Дашковых. Это Дом трех Бенуа, в котором проживало немало знаменитостей. В частности, именно здесь Шостакович писал «Ленинградскую симфонию». Сейчас двор, как и во времена «Зимней вишни» забит машинами, только «Жигули» сменили иномарки, а старые рамы заменены стеклопакетами. Любопытно, что во втором фильме Виталий Соломин, выглядывая из окна своей квартиры, чтобы убедиться, что опостылевшая жена, наконец, садится в машину и уезжает, видит набережную канала Грибоедова.

На Кронверкской же улице Юрий Мамин снял один из самых выразительных моментов своего хита «Окно в Париж» (1993) – сцену с телефонной будкой. В этой сцене идет качок по пустынной улице и вдруг начинает крушить будку, после чего спокойно продолжает прогулку. Это не придуманная сцена, свидетелем такого бессмысленного и беспощадного бунта стала жена Юрия Мамина, выгуливающая поздним вечером королевского пуделя. У женщины и собаки был шок. А режиссер был счастлив, услышав эту историю: «Блестяще! – воскликнул он. – Мне как раз не хватало кульминации в сюжете француженки в России». Для съемок две будки сделали из дюраля,  каскадеру хватило двух дублей, чтобы создать портрет эпохи.

Другой портрет эпохи – Клуб Пушкина – в другом фильме Мамина, «Бакенбарды» (1990), нашли во дворе дома на углу Миллионной улицы и Мошкова переулка. В полной разрухе одиноко высилось здание. И надо же было случиться, что именно в этом доме жила партийная дама, возмущавшаяся фильмом Мамина «Праздник Нептуна» (1986). Она как-то говорила Елене Драпеко об этом кино: «Нет, вы не знаете, какого джинна выпустили из бутылки. Это отвратительный фильм, порочащий нас». И вот новый фильм Мамин снимал как раз у нее во дворе.

Российскую провинцию

В Ленинграде снимали уездный город Губернск для рязановской картины «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) – он разместился в Петропавловской крепости. Самое любопытное, что это не кинематографисты искали подходящую локацию, а  крепость стала поводом для фильма. Снимая в Петропавловке эпизод  «Невероятных приключений итальянцев в России» (1973), Эльдар Рязанов подумал, что это отличная декорация для фильма, где в город вступает гусарский полк. Режиссер рассказал об этом Григорию Горину, и процесс пошел.

Провинциальный город Заборск из фильма «Бакенбарды» (1990) Юрий Мамин снимал в Ленинграде. ДК Пищевиков на улице Правды (где когда-то был первый в СССР клуб авторской песни, а нынче дорогой отель «Эрмитаж») превратили в горком, куда пришли идеологи «пушкинистов». Правда, золоченые интерьеры подсняли у Дома свадебных  торжеств на Чайковского. Зато пленка сохранила неправдоподобно упитанного вождя пролетариата, стоявшего перед ДК (теперь не стоит).  А бесславный конец общества «пушкинистов» режиссер увидел в телерепортажах о разгоне митинга в Тбилиси в 1989 году.

Петербург может прикинуться и сельской местностью. В «Зимней вишне-3» (1995) фигурирует полуразрушенный сарай, где очнулся избитый герой. Режиссер фильма Игорь Масленников поначалу показывает сельскую панораму. И трудно предположить, что интерьер сарая снимали в здании, которое находится на Университетской набережной, 13. Это бывший манеж Кадетского корпуса. Сегодня в реставрацию и оборудование манежа было вложено свыше трех миллионов долларов, и ту развалюху, по которой брел герой Виталия Соломина, уже не узнать.

Южный колорит

На съемках фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976) самый европейский город России превратился в Ташкент. Колорит появился благодаря обитателю зоопарка ослу Семе, тележку которого загрузили тюками. Дело было зимой. Снимали  вовсе не у мечети, а на Кожевенной линии Васильевского острова.

А Виталия Мельникова на съемках «Начальника Чукотки» (1966) выручил слон. По сюжету нужно было снять южный порт. Решили на причал Морского порта в конце Большого проспекта В.О. загнать экзотическое животное, нагруженное разными грузами. Слона арендовали у цирка Дурова, который тогда гастролировал в Ленинграде. Дрессировщик решил прогулять слона по городу до Морского порта пешком. Разгар белых ночей, в те времена на улицах было пустынно, лишь милиционеры передавали друг другу: «Слон прошел, идет дальше».  По Фонтанке, Московскому проспекту – и так потихоньку через два часа слон появился в порту, где его уже ждала на причале съемочная группа. Съемка прошла отлично, правда, без казуса не обошлось: прямо рядом с камерой.  А потом легкий и свободный слон отправился в обратный путь уже в разгар рабочего  дня.            

Елена БОБРОВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform