16+

Как Петербург приспосабливается к китайским туристам

14/07/2016

Как Петербург приспосабливается к китайским туристам

Нынешний туристический сезон в Петербурге пройдет под китайским флагом. Поток гостей из Поднебесной стремительно растет: только за прошлый год он увеличился в три раза. Если темпы роста сохранятся, то уже в этом сезоне Северная столица примет порядка миллиона китайских туристов. Как город приспосабливается к новым гостям?


         Туристы из Китая заняли все отели

По данным Росстата, еще десять лет назад китайцы не составляли статистически заметного турпотока в Россию. Но уже к 2014 году практически каждый пятый (17%) организованный турист в РФ был китайцем.  Сегодня этот процент еще выше.

По данным Ростуризма, в 2016-м турпоток в Россию из Китая уже прирос на 63%. Всего за прошлый год нашу страну по безвизовому каналу посетили 580 тысяч китайцев, из них почти 300 тысяч побывали в Петербурге.  В нашем городе турпоток из Поднебесной всего за год вырос в три раза. Если так пойдет и дальше, то уже в этом сезоне город может принять около миллиона китайских гостей. К такому всплеску  туристическая отрасль города оказалась не очень готова, и теперь спешно перестраивается под новые реалии.

Основной удар «китайского нашествия» в Петербурге приняли на себя отели. В этом году они столкнулись с острой нехваткой мест, особенно  в эконом-классе. Группы из Китая заняли практически все  бюджетные  номера. Это, в свою очередь, ударило по организованным туристам из России, так как и наши соотечественники, и туристы из Китая предпочитают одни и те же отели. Но китайцы оказались быстрее и заранее (за год) всё забронировали. Переполнены даже пригородные комплексы отдыха, хотя цены там уже отнюдь не бюджетные.

– Такого никогда не было, чтобы отели Курортного района были заняты китайскими группами! И они даже на Финский залив не ходят, потому что ничего про него не слышали. Они просто приехали переночевать, потому что в городе нет мест, –  говорит председатель петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации  Алексей Мусакин.

Никаких особых требований к отелям у китайцев нет. По мнению Мусакина, программа China Friendly (запущенная Ростуризмом для улучшения сервиса)  массовому китайскому  туристу не особо нужна.

– В отелях китайцы хотят иметь только чайник или бойлер с горячей водой. Они не селятся в  номера под цифрой «4»  или на четвертом этаже (по-китайски числительное « 4» и слово «умирать» звучат похоже). Они очень рано завтракают – в 6 утра. Но это даже плюс, так как потом  мы имеем возможность спокойно накормить всех остальных гостей, – рассказывает Мусакин.

Из минусов: китайцы своеобразно ведут себя во время завтраков, что может отпугнуть других  клиентов гостиницы. Также они любят забирать «на память» из номеров полотенца и прочий инвентарь, а в комнатах после них может оставаться специфический запах еды, от которого потом сложно избавиться.

– У китайцев своя культура еды. На шведском столе они  могут в одну миску положить все подряд: и жидкое и густое, и горячее  и холодное. Потом все это перемешивают и едят. Видимо, им это нравится. Проблем в этом никаких нет. Но у туристов из других стран иногда возникают вопросы, особенно, когда такая группа садится с ними за один стол во время завтрака. К тому же, китайцы довольно шумные, видимо, из-за фонетических особенностей языка.  Из номеров при выезде они забирают всё, что не приколочено (я немного утрирую), считая, что раз они заплатили за номер, то все это – их. Иногда до половины полотенец «уходит» вместе с  китайской группой. Поэтому приходится контролировать их выезд из отеля, – рассказывает отельер Мусакин.

Полиция для плохих туристов

Несмотря на быстрый рост номинального количества туристов из Китая, они «генерируют» для туротрасли меньше добавленной стоимости, чем европейцы. У азиатов средний чек в разы скромнее, чем у  туристов из ЕС.

– Китайцы дают большой поток, но с каждым днем они все меньше обеспечивают деньгами туристическую отрасль города. Это их специфика, – отмечает Мусакин.

По словам замдиректора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Павла Румянцева, с китайским бизнесом вообще сложно работать.

– Они бьются за каждую копейку и стараются все цепочки бизнеса, ведущегося за пределами Китая, но при этом связанного с китайцами,  замкнуть на себя. Такая у них политика, – объясняет он.

С этой специфической «китайской политикой» связана давно наболевшая проблема нелегальной работы китайских гидов. Дело в том, что многие  группы из Поднебесной предпочитают нанимать в экскурсоводы не петербургских лицензированных  гидов-переводчиков, а своих соотечественников, работающих здесь нелегально. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, вписывается в рамки китайской бизнес-политики.

По оценкам петербургских экскурсоводов, в городе трудятся не менее 250 китайских нелицензированных гидов, которые не только лишают работы горожан, но еще и рассказывают про Петербург неизвестно что. Например, говорят, был такой случай. На вопрос: «Кто это?»  про памятник Николаю Первому, китайский гид-нелегал, не моргнув глазом,  ответил: «Ленин на коне». В музеях  также можно встретить китайцев, нелегально проводящих экскурсии для своих соотечественников, однако музейные сотрудники не имеют права их задерживать. А на замечания китайские гастарбайтеры отвечают, что просто гуляют по музею со своими тридцатью родственниками.

Для решения проблемы в СЗРО РСТ предлагают создать специальную туристическую полицию, которая следила бы за порядком среди иностранцев.

– Такая полиция могла бы организовывать рейды, дежурить в музеях и совершать задержания нелегальных гидов, а также, например, проверять подлинность сертификации гостиниц. Надеюсь,  в течение года мы сможем решить проблему, – полагает Павел Румянцев.

По мнению Алексея Мусакина, проблема китайских нелегалов образовалась из-за того, что городу просто не хватает нормальных переводчиков. По его словам, он нередко сталкивается с тем, что настоящие китайцы  не понимают, что говорит им русский переводчик.

– Одно дело, когда вы беседуете с иностранцами, например на «пиджин-инглиш», при этом вас все равно понимают. А в китайском языке любая ошибка – скажем, произнесенная на полтона ниже гласная – может изменить значение слова на противоположное. Я сам видел, как на международных конференциях сначала говорит наш переводчик, а потом из зала встает какой-нибудь русскоговорящий  китаец и объясняет всё заново, потому что его соотечественники ничего не поняли, – рассказывает Мусакин.

У китайцев специфические культурные потребности.  В Петербурге их, в основном,  интересуют только «самые главные» достопримечательности, про которые известно в Китае: Эрмитаж, Петергоф, разводные мосты.

– Китайцы не будут долго ходить по Эрмитажу или Русскому музею. Отметившись там и быстренько сделав селфи,  они обычно отправляются на шопинг. Это их главное развлечение, – делится Мусакин.

Петербургские музеи также оказались не слишком готовы к наплыву китайских гостей, предлагая им те же стандартные экскурсии, что и всем остальным иностранцам. В итоге китайцы скучают, плохо себя ведут (шумят, отвлекаются), создают толпу внутри музеев и очереди на входе. Для решения проблемы эксперты предлагают разделять турпотоки, например (как сделано в Лувре), и повесить в музеях стрелки-указатели на китайском, ведущие туристов кратчайшим путем к ключевым экспозициям. Так они смогут быстро сделать  нужное селфи и отправиться дальше по своим делам.

Они всегда кивают

Главная особенность китайского туризма в том, что он групповой. По словам президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, методы маркетинга и продвижения для них должны быть совершенно другие.

– В Европе нужно продвигать продукт конечному потребителю, а в Китае – организациям и ведомствам, отвечающим за развитие туризма. Допустим, на уровне глав провинций подписывать соглашения о направлении групп туристов в Петербург. Самих китайцев там не то чтобы не спрашивают, но их в значительной степени «направляют». Их культурный уровень и самостоятельность  пока еще ниже, чем у европейцев.  Однако считать, что китайский туризм примитивен, совершенно неправильно. Он очень быстро развивается, – говорит Владимир Косой.

Власти Петербурга, похоже, знают, как правильно разговаривать с китайцами. На днях в Смольном состоялась встреча  главы Государственного управления КНР по делам туризма господина Ли Цзиньцзао с вице-губернатором Олегом Марковым. Вице-губернатор склонял  китайца к подписанию соглашения о сотрудничестве между Петербургом и правительством КНР в качестве «залога дальнейшей плодотворной работы». Китаец не сказал ни да ни нет.  Зато  посоветовал Петербургу  нарастить количество  китаеговорящих сотрудников и стендов на китайском языке, упростить визовый режим, а также увеличить количество авиарейсов между странами.

Специально для китайских туристов в Петербурге и еще нескольких российских городах открыли «красные»  маршруты, связанные с Октябрьской революцией. Господин Ли Цзиньцзао сказал, что Петербург может стать «плацдармом для развития революционного туризма». Насколько после этого может увеличиться поток китайцев в Петербург?

– Если китайцы захотят сюда приехать – а им это интересно из-за выгодного курса юаня к доллару и рублю, – то они легко смогут увеличить турпоток  в четыре-пять раз по сравнению с прошлым годом, когда приехали 300 тысяч человек, – уверен Алексей Мусакин.

– Петербург такое нашествие переживет?
– Конечно же, нет! Но сейчас поток увеличивается, а потом резко может упасть – из-за очередей в музеях, отсутствия мест в отелях или еще чего-нибудь. Специфика китайцев в том, что они никогда не скажут, если им что-то не понравилось. Они будут кивать, улыбаться, а потом уедут и больше не приедут. И после них не приедет еще миллион человек, которым они  об этом расскажут, – говорит эксперт.

В музеях и торговых центрах Петербурга  сегодня появляется все больше надписей на китайском языке. Недавно по-китайски заговорило информационное табло в «Пулкове», а также магазины брендовых вещей, расположенные в аутлетах.  Сегодня китайцы там – главные покупатели. Из-за падения курса рубля  шопинг в России стал для них выгодным делом.  Большим спросом пользуются ювелирные изделия,  одежда, обувь, сумки известных мировых брендов, а также шоколад и молочные продукты.

С середины июня в Петербурге при поддержке Смольного заработала «горячая линия» для китайских туристов. Операторы, говорящие по-китайски,  готовы оказывать помощь туристам, оказавшимся в сложной ситуации: при потере документов, несчастном случае и так далее. На линию поступило уже порядка десятка звонков. В основном о бытовых случаях, но было и одно ЧП. Двух пьяных китаянок (мать и дочь) пришлось снимать с самолета. Говорят, они выпили  по паре бокалов шампанского и из-за особенностей организмов внезапно впали в состояние сильного опьянения. Их эвакуировали с борта лайнера и оказали помощь.

Как Петербургу стать еще привлекательнее?

Олег Сафонов, глава Федерального агентства по туризму:
– К сожалению, львиная доля иностранных авиапассажиров прилетает в Москву, что не правильно.  Важно улучшить транспортную доступность Петербурга. Мы готовы помочь, поддержим любые инициативы по этому вопросу.  В музеях и объектах турпоказа много очередей. Нужно организовать систему бронирования и продажи билетов через Интернет на определенное время. Ну и цены в гостиницах у вас просто удивительные! Я заплатил за номер более 50 тысяч рублей за ночь, да еще и мест нет!

Владимир Мединский, министр культуры РФ:
– Петербургу важно сохранить ситуацию с малыми отелями, не дать разрушить этот важный сектор. Всячески стимулировать развитие отельно-ресторанного бизнеса. Кроме того, для Петербурга принципиален вопрос визовых послаблений не только для круизных, но также для авиатуристов.

Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры (Москва):

– Для начала нужно точно посчитать, а сколько же туристов реально приезжают в город и сколько ночей они тут проводят. Имеющиеся данные – очень приблизительные. С точки зрения экономики количество ночевок – самое важное. От этого зависит размер чека, то есть количество денег, которые турист тратит в Петербурге.

С точки зрения маркетинга нужно в первую очередь работать над продвижением нового лица Петербурга для сглаживания очень тяжелой сезонности. Все приезжают в белые ночи, а потом город пустеет.               

Елена РОТКЕВИЧ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform