16+

За год платная парковка не сумела разрешить проблем

19/07/2016

За год платная парковка не сумела разрешить проблем

В Петербурге прошло первое заседание экспертного совета по развитию платных парковок. Глава совета, генеральный директор Центра транспортного планирования Рубен Тертерян, сообщил, что пока лишь был определен регламент встреч.


        Через месяц обсудят годовые достижения пилотной зоны в районе Литейного, а затем будут собираться раз в квартал и вносить предложения об оптимизации. Другие эксперты пояснили: главный итог совещания – отсутствие каких-либо итогов. Основные проблемы так и не были решены, и уже очевидно, что московский опыт Петербургу не указ, потому что в столице платная парковка работает «вне правового поля». 
 
Основной проблемой, как и ожидалось, назвали низкую собираемость платы. Горожане обоснованно не боятся наказания, хотя штраф за неоплату парковки большой, в 50 раз больше, чем час парковки. Но все уверены, что их не по ймают. А если проезжавший мимо «Паркон» и зацепит своим сканером, то сам Центр управления парковками штрафовать нарушителей не имеет права, а у ГИБДД много других забот. За год сумма не собранных с нарушителей штрафов уже превысила 140 миллионов рублей, взыскать которые вряд ли удастся, так как сроки давности вышли. Напомним, срок давности по административным делам составляет 2 месяца с момента вручения нарушителю копии протокола. Но если водителя, превышающего скорость и попавшего под камеру-радар, протокол находит почти сразу, то нарушитель парковки остается неуязвим: у «Паркона» нет доступа к базе ГИБДД. Поэтому протоколы составляются с большим опозданием. И даже если объявить аврал и ориентировать всех гаишников на поиск неплательщиков, из 140 миллионов удастся собрать только 20 миллионов.
 
Если поделить 140 миллионов на 3000 рублей (это сумма штрафа) – получится менее 50 тысяч нарушителей в год. А добросовестные автовладельцы принесли казне около 100 миллионов, то есть оплатили полтора миллиона парко-часов. Получается, процент нарушителей не так уж высок. Но он может вырасти, когда автомобилисты окончательно поймут, что ничем особо не рискуют. 
 
Главная прореха в организации парковочного пространства – «отсутствие договора об информационном обмене». ГИБДД не соглашается делиться с Центром управления парковками личными данными автовладельцев, видя в этом прямое нарушение закона. На экспертном совете осудили московский опыт: там ГИБДД просто сдала парковщикам базу и тем самым «продемонстрировала готовность работать вне правового поля». Обсудили Казань: там автоинспекцию по суду обязали поделиться базой с администрацией города. Но любой житель Казани может хоть завтра обжаловать это решение в Верховном суде и победить. И все вернется на круги своя. Для Петербурга избрали третий вариант: официальный законопроект, предписывающий Госавтоинспекции передавать данные для поиска неплательщиков. Такой закон, слегка отодвигающий Конституцию с ее защитой персональных данных, не может приниматься городским парламентом. Но глава Центра управления парковками Артем Хрюкин заверил экспертный совет, что губернатор эту задачу решит на правительственном уровне: в Минюсте и МВД.
 
Остальные проблемы тоже известны: не проработана система предоставления парковочных мест инвалидам и резидентам, то есть людям, живущим в платной зоне. Наконец, автомобилистов до сих пор раздражает, что паркоматы не принимают наличные. 
 
«Заседание имело явно выраженный популистский характер, – отметил член экспертного клуба, сотрудник ГКУ ДОДД Дмитрий Попов. – И мне кажется, что основная его цель – показать, какой у нас хороший новый начальник парковочного центра Хрюкин: он и ученых привлекает, и общественников, лишь бы получился конструктивный диалог. Но сейчас нужны не слова, а дела. Скоро исполнится год нашему платному парковочному пространству. Сменилось два руководителя – до Хрюкина были Ермак и Васильев, – а ничего толком сделано не было. На заседании сыпали терминами типа «парковочная сессия», а термин неудачный. Он означает: некая машина приехала и заняла одно паркоместо неизвестно на сколько часов. Что это за статистика такая, ведь ежу понятно, что надо высчитывать именно продолжительность этих сессий, а не их количество! Кто является целевой аудитори ей этого проекта: люди, которые приезжают в центр на час-два, или те, кто готов, не считаясь с расходами, парковать машину на весь рабочий день? Пилотная зона своего назначения не выполнила – а у нас уже готовится расширение. Депутат Палин из ЗакСа сказал, что вот-вот подпишут еще 25 тысяч парковочных мест».
 
«А мы, наоборот, интересовались, почему зона платной парковки расширяется так медленно, – говорит руководитель проекта «Красивый Петербург» Красимир Врански. – Обещали, что в 2016 году она накроет весь центр». Отметим, что расширение зоны платных парковок потребует денег – порядка 14 миллиардов рублей, которые планируется получить либо от внешних инвестиций, либо в рамках государственно-частного партнерства. Инвестор уже нашелся – банк ВТБ. Но теперь все опасаются повторения ситуации с «Платоном» и поэтому не хотят отдавать всю систему взимания платы в руки частника. 
 
P.S. По этой ссылке любой горожанин может высказать свое мнение по вопросу платных парковок https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScnqEGSAMPFiDVh4r7CamSwKkkra2Sj5065sAluuXtzONl94A/formResponse 
 
Как работает «Паркон»

12 автомобилей с установленной на них системой «Паркон» курсируют по пилотной зоне платной парковки, сканируя госномера припаркованных автомобилей. Номера автоматически сверяются с базой оплаченных парко-часов, куда поступают сведения со смартфонных приложений, от сотовых операторов, принимающих SMS, и т.д. Как только выявляется номер, которого нет в базе, поступает сигнал. Но «Паркон» не сразу записывает нарушение: он уезжает и через 15 минут приезжает снова. Если машина все еще стоит на этом месте и программа снова выдает сигнал о неуплате, составляется протокол.            

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform