16+

«Надо поднять с дивана петербуржца...»

02/08/2016

«Надо  поднять с дивана петербуржца...»

Петербург принимает в год почти 7 миллионов туристов. Они приносят 10% ВРП. Не будем сравнивать себя с Парижем, но на 10 млн уже замахиваются Рим, Вена, Берлин. На круглом столе по туризму во время недавней летней сессии Форума пространственного развития Юлия Рыбакова, консультант и эксперт по развитию туриндустрии в российских регионах, говорила о том, сколько туристов может принять Петербург, что им показывать, что туристы могут дать петербуржцам.


            – Цифрам можно верить?
– Что касается посещаемости Петербурга, то это простая статистика ночевок в отелях, будь то отдыхающие, бизнесмены и т.д. Вклад в ВРП, наверное, побольше. Существует мультипликативный эффект.

– 7 миллионов  – это много или мало? Иностранцев, понятно, меньше, чем россиян?
– Думаю, что иностранцев 3 млн человек,  российских туристов – около 4 млн. Для Петербурга 7 млн – хороший вызов в первую очередь для транспортной инфраструктуры. Пока основной поток туристов завязан на центр города. И это все сильнее сказывается на городском  трафике  в точках основного туристского интереса.

– И что с этим делать?
– Десять лет назад, когда Комитет по культуре возглавлял Антон Губанков, мы думали о том, как перераспределить потоки туристов. Предложить им что-то кроме Эрмитажа, Исаакиевского собора, Петропавловской крепости и пригородов.

– И что придумали?
– Одна из идей – революционный Петербург, революционные музеи, которые находятся в ведении города. Музеев по этой тематике у нас много, их надо брендировать, построить маршрут, подключить к существующему потоку.

Мы подготовили кластерное предложение, но потом все занялись другими делами, и все заглохло.
Три года назад появился спрос со стороны Китая, там есть тема «красного туризма». Если бы город не бросил эту тему тогда, сейчас все было бы готово.

– Про Китай позже, сейчас – про рост турпотока. Откуда-то выскочили сотни туристических автобусов, ими забиты все улицы и остановки. Это  раздражает!
– Согласна, горожане терпеливы, но вправе спросить: а что нам от этого потока? Ответ такой: должны появиться новые рабочие места и инвестиции в городскую среду и инфраструктуру.

– Когда это еще будет!
– Не быстро. Сначала надо сделать выбор, какого туриста Петербург хочет видеть у себя.

– Который оставит побольше денег.
– Но можно выбрать того, кто пьет пиво, или того, кто ходит в музеи. Или сделать ставку на семейный туризм, семьи тратят больше. Туризм очень разный, сейчас в мире падает доля группового  туризма, теперь каждый сам себя туроператор.

Петербургу требуется новый бренд как позиция города в глазах туриста. Что мы предлагаем миру в образах, упакованных для туристов.

Имперский классический Петербург – хороший продукт, но его надо обновлять. Новые туристы хотят еще чего-то. Обзорные экскурсии сейчас те же, что и 10–15 лет назад. Разве что экскурсии по крышам появились.

– Кто может создать новый бренд?
– Туризм – сложная сфера, завязанная на транспорт, строительство, визовые вопросы. Необходимо участие многих экспертов, для этого нужны коммуникационные площадки – городской совет по туризму, комиссии по разным видам туризма, где сфокусируются усилия  власти, бизнеса и общественности. Там можно обсудить, что сделать, чтобы при потоке в 10 миллионов туристов было комфортно и горожанам и туристам. Нужно узнать мнение жителей.

– Которые скажут: оставьте нас в покое.
– Надо работать с жителями, доброжелательность воспитывать, сопричастность включать  – это тоже часть городского брендинга. Пока мы общаемся в узком кругу на локальных туристических выставках. Там пар выпускается в основном.

– Как вам логотип Петербурга в исполнении Артемия Лебедева?
– Он возможен, но я не вижу месседжа за ним, значков очень много, и они скорее запутывают, чем ориентируют наших гостей.

– А удачный пример бренда?
– Например, бренд Барселоны – это уникальная архитектура Гауди и насыщенная  современная городская жизнь.

– Эта жизнь приводит туда людей не один раз?
– Почему так важен туризм второго посещения? Затраты принимающего меньше, продукт уже создан, расходы  туриста  примерно такие же. Кроме того, турист второго посещения становится рекламой вашего места.

– Что может предложить Петербург для второго посещения?
– Петергофскую дорогу – там 300 объектов культурного наследия, памятников, о которых по одному слову говорят, проезжая в Петергоф. Городские парки и старинные промышленные предприятия могут стать привлекательными для туристов. Плюс Гатчина, старые крепости на территории Ленинградской области.

Кроме того, надо выстаивать событийный туризм.

– Разве Петербург не пробовал?
– Несколько раз пробовал. День города с карнавалом, потом памятные даты с Новым годом, попытка проведения масштабного Морского фестиваля. В этом году был анонсирован новый проект – Фестиваль света, который начался со светового шоу на площади Островского.  Идея заимствована, это возможно, но надо продумывать свои акценты.

Однозначно «Алые паруса» стали событием, но насколько это событие работает на туристский поток, пока неясно. 

– Толпы приходят, выпускники почти ни при чем…
– Это естественное развитие любого проекта: «Алые паруса» надо достроить до турпродукта, и возить сюда туры.
Спортивные события надо подключать. Мы делали попытку капитализировать фигурное катание, проводились шоу в Ледовом дворце, мы ездили в свое время в Пекин продвигать этот продукт, там любят фигурное катание не меньше балета.

– Вот теперь поговорим про китайский туризм.
– Надо работать с Китаем,  он дает большую численность, но я бы не стала делать на него все ставки. Китайцы мало тратят, у них короткое пребывание. Хотя круизные туристы – еще меньше, ведь самая большая статья затрат – проживание.

«Красный туризм», как считают наши операторы с Дальнего Востока, которые ближе и знают тему, быстро исчерпается – это для старших поколений.

Надо найти тот продукт, который привлечет платежеспособных китайцев во второй раз в индивидуальный тур. Например, чтобы принять участие в рождественском бале. Надо специально исследовать китайский рынок. Для начала надо, чтобы каждый китайский турист уехал отсюда с рекламной листовкой, мотивирующей его на приезд в Петербург еще раз.

– Пока разговоры идут про указатели на китайском и чайники в номерах.
– И это неплохо. Задача –  увеличить дополнительные траты этого туриста на территории города. Например, на сувенирку, она должна стать более практичной, современной и поддерживать привлекательный туристский бренд города.

– Кроме китайцев кому интересно сюда приезжать?
– Есть нации-путешественники, есть соседи, которым просто доехать до нас, но главное – Петербург должен стать интересен прежде всего самим петербуржцам. Поднять с дивана своего жителя, а потом его родственника в другом регионе – вот первоочередная задача для туриндустрии. Это позволит обкатывать продукт, повышать качество обслуживания, привлекать инвестиции под быстрый возврат от живущих рядом горожан.             

Вадим ШУВАЛОВ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга











Lentainform