16+

Политолог - о том, почему в российских государственных СМИ нет пропаганды

10/08/2016

Политолог - о том, почему в российских государственных СМИ нет пропаганды

Российский журналист, бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко считает, что называть пропагандой то, что транслируют российские СМИ, нельзя. В созданной Владимиром Путиным медийной системе есть свои особенности.


           – Медийное поле России не имеет аналогов, – рассуждает Яковенко на m.online.ua. – Большая ошибка — называть это полем пропаганды. Это не пропаганда.

Пропаганда — это всегда стремление внедрить в головы граждан некую устойчивую картинку мира с определенной совокупностью идей и ценностей. Если мы возьмем коммунистическую пропаганду, то она стоит на фундаменте марксизма-ленинизма. Это, пусть частично сфальсифицированная, но не самая последняя теория, которая была идейным фундаментом. Слабость советской пропаганды была в том, что есть тексты и идеи, которые можно опровергать.

В случае с путинской системой, нет никакой системы ценностей, базисных текстов и взглядов.Она не навязывает свою систему ценностей, а разрушает любую другую систему ценностей, склоняет к отказу от любых последовательных взглядов. При этом она гибкая, словно пылесос, втягивает все, что угодно.

Есть только одна константа — сохранение власти Владимира Путина. Все остальное может меняться или существовать параллельно: рыночные взгляды и махровый сталинизм, либерализм и воспевание крепостного права в России, нацизм, популизм.

Она разваливает системы ценностей, логическое и научное мышление. Поэтому в прайм-тайм на НТВ сейчас Кашпировский со своим бредом. Как можно опровергнуть бред? Никак. Например, что можно противопоставить словам доктора исторических наук Вячеслава Никонова о каком-то арийском племени, которое спустилось с Карпат, заселило всю русскую равнину?

В классической пропаганде есть двухступенчатая модель. Сначала какие-то идеи передаются лидерам общественного мнения, а они потом доводят их до основной массы населения. Эта двухступенчатая модель в России трансформирована, так как лидеров общественного мнения назначают.

Кто такой лидер общественного мнения в России? Это человек, который часто бывает на передаче у Владимира Соловьева или Петра Толстого. Лидерами общественного мнения становятся люди, которые среди своих коллег — нули. Не думаю, что писатели воспринимают Александра Проханова как писателя. Не думаю, что политологи воспринимают своим представителем Сергея Маркова. Кто такой Валерий Федоров, директор ВЦИОМ? Он не социолог. Все они назначаются лидерами общественного мнения, подобно тому, как когда-то Анатолий Чубайс отдавал куски госсобственности, и разные люди становились миллиардерами.

На поддержку СМИ государство тратит приблизительно 1 млрд долларов ежегодно. Это, по сути, ликвидирует рынок как таковой. Например, "Российская газета" ежегодного получает из бюджета от 3 до 4 млрд рублей. Это фантастические суммы для одной газеты. То же самое — "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Он получает 22 млрд рублей из бюджета. Russia Today — около 18 млрд рублей. В этой ситуации никакого рынка газет или телевидения не может быть. Не может быть конкуренции среди журналистов. Журналистика фактически уничтожена. Есть отдельные журналисты, но единого поля нет.                








Lentainform