16+

Самые ожидаемые проекты будущего сезона в российском кино

12/08/2016

Самые ожидаемые проекты будущего сезона в российском кино

Зрители любят байопики за возможность подглядеть в замочную скважину и домыслить жизнь знаменитостей. На Западе это давно поняли. В последние годы и в российском кино – большом и сериальном – будто прорвало плотину. Кинематографисты подсели на «истории знаменитостей».


        Самые ожидаемые проекты будущего сезона – кино про Маяковского, про Матильду Кшесинскую, 8-серийный байопик «Говорит Москва!» про диктора Юрия Левитана, неожиданный для ТНТ сериал «Гоголь» (заявляется как мистическая история в духе «Сонной лощины» Тима Бертона и «Шерлока Холмса» Гая Ричи) и сага о Льве Яшине.

Андрей Кончаловский собирался затеять проект про Рахманинова, ориентированный на западный рынок, но пока затих. Возможно, испугался повторить неудачу Павла Лунгина, чей фильм «Ветка сирени»  о том же Рахманинове провалился в прокате. На Ленфильме постоянно возникают разговоры о кино то про горца Шамиля, то про химика Менделеева.

Любопытно, что повышенный интерес к байопикам наблюдался в СССР в конце 40-х –начале 50-х годов. Тогда советским зрителям показали на экране исторических личностей – от академика Павлова до адмирала Нахимова. И, понятно, обоих вождей пролетариата.

Если на Западе нередки фильмы о вполне здравствующих реальных персонажах, наши кинематографисты и в послевоенные годы и сейчас предпочитают погружаться в перипетии судеб кумиров прошлого. Редчайшее исключение – «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» о борце Александре Карелине, гимнастке Светлане Хоркиной и пловце Александре Попове.

Примечательно, что современные российские байопики не возвеличивают героев, а напротив, всячески демонстрируют, что  они такие же, как мы.

Почти умильна и  понятна старческая немощь Брежнева. Двусмысленна семейная жизнь маршала Жукова. Чехов в «Поклоннице» Виталия Мельникова оказался вовсе не скучным классиком в пенсне, а человеком, нелепо влюбившемся в замужнюю женщину.

Еще целый пантеон исторических персонажей, за десятилетия покрывшихся толстым слоем официоза, ждет своего часа.

Зритель ждет вовсе не правды от биографических картин, а лишь оправдания представлений об их героях.  Поэтому взрыв зрительского гнева обрушился на Владимира Хотиненко, который показал Достоевского не как гениального автора «Преступления и наказания», а как человека, подверженного отнюдь не христовым страстям.

Конечно, каждому актеру приятно сыграть легендарного летчика, первого космонавта или короля Англии. Но он знает простую истину: в случае провала, спуску ему не дадут. Говорят, сэра Бена Кингсли индусы до сих пор недолюбливают за неудачное, на их взгляд, воплощение образа Махатмы Ганди.

Однако не всякое кино с реальным историческим персонажем байопик. Никто не будет спорить, что «Андрей Рублев» – один из лучших биографических фильмов. А между тем Тарковский и не скрывал, что не оглядывался на реальные события. И Алексей Герман, затеяв кино про Довлатова, убеждает: его фильм не классический байопик. «С байопиком в нынешней экономической ситуации в России не справиться, – уверен режиссер. – Вы только представьте себе лишь довлатовскую географию: Уфа, Питер, поселок Чиньяворык, который в Коми, где он служил, Таллин, опять Питер, Вена, Нью-Йорк. Если задействовать все эти места, проект становится многомиллионным. Надо отдавать себе отчет, что он не окупится: образованного зрителя становится все меньше, к тому же он массово ушел в Интернет. Бороться с этим бесполезно, просто надо принять изменившиеся условия игры».           

Елена БОБРОВА, фото tele.ru








Lentainform