18+

В думских округах, где нет «Единой России», возможны сюрпризы

15/08/2016

«Единая Россия» пожертвовала двумя думскими округами из восьми существующих в Петербурге, не выдвинув там своих кандидатов. Считается, что на высшем уровне по этому поводу были достигнуты договоренности: один округ отдают коммунистам, другой – эсерам. Вместе с тем совсем не факт, что в итоге именно они там и изберутся. Может быть, единороссы зря демонстрировали такое благородство. И голоса отберут представители бизнеса.

          Кто против Бортко

216-й округ, объединяющий все центральные районы города, как говорят, отдан коммунисту и режиссеру Владимиру Бортко. В его активе – высокая личная известность и фильм «Собачье сердце», снятый на заре перестройки. А также якобы поддержка Смольного, эффективность которой пока не очень понятна.

Однако, судя по всему, этим активы и ограничиваются: источники «Города 812» утверждают, что у Бортко очень плохо с финансированием кампании. Более того, именно имидж создателя «Собачьего сердца» может оказаться для него миной замедленного действия. Поскольку фильм совершенно антисоветский, а сам Бортко ныне не просто коммунист, но и открытый поклонник Сталина.  Любители профессора Преображенского не простят Сталина, любители Сталина – профессора Преображенского. Единственный выход – молчать и о том и о другом. Но кампания сама себя не сделает, что-то говорить электорату надо, а если еще и правда, что нет денег, то ситуация становится не очень приятной.

На этом фоне у Бортко по крайней мере несколько серьезных конкурентов. Во-первых, представитель ЛДПР, совладелец крупной девелоперской компании «Форт Групп» Борис Пайкин. Его главный актив – финансы. Пайкин уже продемонстрировал, что за деньгами не постоит, забросав весь округ своей брошюрой. Но при этом есть небольшая проблема: чудовищная по своему качеству избирательная кампания. В своих предвыборных материалах он, например, обещает «возобновить проект Новой  Голландии». Хотя что там возобновлять, когда компания «Милхаус» Романа Абрамовича, которая управляет Новой Голландией, уже в конце августа ее откроет. Или развешанные по городу плакаты с фотографией Бориса Пайкина, на которых забыли указать его фамилию. Кроме того, явно не в плюс работает партийный бренд: по оценкам экспертов, рейтинг ЛДПР недостаточен, чтобы победить в одномандатном округе, а вот антирейтинг весьма велик.

Другим серьезным конкурентом Владимира Бортко является Максим Резник. Его сняли с регистрации по заксовскому округу, поэтому всю свою энергию он сейчас может канализировать в думскую кампанию. Если Резник плотно займет всю оппозиционную нишу (которая в центральных районах не так мала), а провластный электорат в условиях отсутствия кандидата от «Единой России» разбредется по углам, шансы есть и у него.

Кто против Драпеко


Другой округ без «Единой России» – 214-й. Он якобы очищен под Елену Драпеко из «Справедливой России». Как и Бортко, она обладает высокой известностью у пожилого электората благодаря своей роли в фильме 1972 года «А зори здесь тихие». Кроме того, у нее, как считается, неплохо с деньгами – кампания эсеров в этот раз одна из самых финансово обеспеченных. Зато, видимо, нет поддержки административного ресурса. В этом округе выдвигается, во-первых, близкий к Смольному экс-спарринг-партнер Георгия Полтавченко на губернаторских выборах, лидер «Родины» Андрей Петров. А также замглавы Госжилинспекции Егор Тратников от ЛДПР, про которого говорят, что он креатура вице-губернатора Александра Говорунова.

Поскольку Елена Драпеко – кандидатура, согласованная свыше, Смольный не будет прямо ей противодействовать. Но легко может пытаться действовать из-за угла с целью подорвать позиции эсерки и провести кого-то из своих людей.

В итоге главным  конкурентом Елены Драпеко может оказаться Федор Туркин, владелец крупной строительной компании «РосСтройИнвест». Он тоже представитель бизнеса, но, в отличие от Бориса Пайкина, у него продуманная избирательная кампания. Он является учредителем общественной организации «Бессмертный Ленинград», которая взялась за тему блокады и работы с ветеранами. Даже странно, что никто другой в 214-м округе не пошел по этому пути, ведь патриотизм сейчас может принести очень много очков. Особенно если речь заходит о блокаде Ленинграда.

Другим козырем в кампании Туркина может стать строительство храмов, которым он давно занимается. Как раз недавно на строящийся им храм Тихвинской Божьей Матери на улице Софьи Ковалевской был установлен крест.

И наконец – Федор Туркин строит свою кампанию на идее доступного жилья – проблемы, которая волнует если не всех, то многих. Туркин идет на выборы с идеями активного строительства социального жилья и снижения ставки ипотечного кредитования до 5–6%.

Как и в случае с 2016-м округом, здесь уход единороссов не столько играет на руку тому, для кого они очищают округ, сколько путает всем все карты. Провластное большинство избирателей привыкло голосовать за единороссов, и напрасно думать, что административным ресурсом его можно направить в сторону любого другого кандидата. Оно окажется дезориентированным,  и тут патриотическая тема Федора Туркина может оказаться для него центром притяжения.

Как бы то ни было, мы становимся свидетелями уникального эксперимента: что бывает, когда «Единая Россия» сама очищает от себя пространство. И удается ли после этого сохранить контроль над ситуацией. Результаты этого эксперимента будут записаны в учебники по политтехнологиям если не отдельной главой, то, по крайней мере, параграфом.              

Игорь Конюхов