16+

Почему люди перестали бегать за покемонами

05/09/2016

Почему люди перестали бегать за покемонами

Незаметно, без особого шума популярная месяц назад компьютерная игра Pokemon Go вышла из моды, отправилась в прошедшее время. Правда, русская версия игры еще не вышла, но уверяют, что это ее не спасет. «Город 812» попытался узнать, зачем людям нужны были покемоны и почему охота на них у нас завершилась, едва начавшись.


         Особенности охоты

В компании Touch Instinct, занимающейся разработками мобильных приложений, работают в основном молодые ребята. Средний возраст 24–25 лет: программисты, дизайнеры и другие IT-специалисты. По долгу профессии не могли они пройти мимо Pockemon Go. И не прошли.

– Я занимаюсь мобильной разработкой в качестве программиста, поэтому с этой стороны лучше знаю, как это все работает, – говорит Илья Куртов. – Покемоны поставили рекорд скачиваний за последние восемь лет существования App Store. В общем, суперпопулярны. Но сейчас интерес поубавился – в том числе из-за системы монетизации.

Основная статья дохода разработчиков Pokemon Go – наличие внутриигровой валюты, за обладание которой игрок должен платить реальные деньги. На купленные в игре деньги можно приобрести либо покеболы, либо специальные инкубаторы, где высиживаются покеяйца (что это – см. Покетезаурус).

– На низших уровнях игры, – делится опытом программист Куртов, – такие покупки не очень нужны: я один раз купил инкубатор для покеяиц. Интрига заключается в том, что никогда не знаешь, что из этого яйца вылупится: вдруг у меня родится уникальный покемон? А ты ходишь по городу, нагуливаешь километры, и у тебя вылупляются яйца.

– Яйца лопаются в зависимости от количества пройденных километров? То есть если я буду сидеть дома, яйца останутся нетронутыми?
– Да, но ходить надо именно с включенным приложением. И с этим довольно много мороки – телефон садится мгновенно, где-то за час. Один инкубатор на три использования стоит примерно 100 рублей. Есть пакет за 379 рублей, в котором примерно 450 монет внутриигровой валюты.

У Ильи есть друзья на Манхэттене. Говорят, Центральный парк Нью-Йорка кишит покемонами.
– В игре есть такая штука, называется покестоп. Это специальная площадка, где игрок может получить случайно выпавшие вещи – покебол или зелье для восстановления здоровья покемона после битвы. На покестопе можно активировать лур – это такое дополнение, которое привлекает покемонов: в конкретном месте при активации лура к игроку будут сходиться покемоны из разных мест. И в этом Центральном парке таких точек с покестопами семь или десять – в Петербурге такого, конечно, нет. У нас если и есть одна или две таких площадки – уже толпа скапливается. Но даже там, за океаном, ребята говорят, что с какого-то уровня игра умирает, поскольку без вливания денег практически ничего не происходит. 20 уровень – это момент, когда игра становится скучной, а у покемонов, вылупляющихся из яиц, перестает расти сила. Это максимальный уровень, когда покемонов можно оставлять предоставленными самим себе. На 30 уровне достигает максимума совершенствование пойманного покемона, несмотря ни на какие деньги.

Еще игрок Pokemon Go должен набирать очки опыта, только так в мире покемонов можно двигаться вверх по карьерной лестнице – от уровня к уровню. «Чтобы получить, например, 20 уровень в игре, нужно иметь около 200 000 очков опыта, – говорит Илья Куртов. – Для 21 уровня нужно еще 50 000 опыта, то есть четверть того, что уже было пройдено. 22 уровень – 75 000 опыта, и так далее. А это значит, нужно очень долго ходить, платить и качать. При этом чем больше покемонов ты ловишь, тем меньше неоткрытых существ у тебя становится, и ты получаешь все меньше очков опыта».

В общем, понятно, как трудно быть охотником на покемонов. И это еще не все.

На разных уровнях игроку дают разные штуки-дрюки. А потом эти предметы выпадают гораздо реже.

– Прокачиваешь новый уровень – появляется интерес: например, на 12 уровне у игрока появляется грейтбол – это специальный шар, которым можно ловить более сильных покемонов. Он большой, гладкий и прикольный. А на 20-м есть ультрабол, им можно ловить суперпокемонов. Поэтому с каждым уровнем ты что-то получаешь, но поскольку уровни качаются очень медленно, мотивация играть дальше пропадает: покемоны практически все собраны, прокачаны, единственный интерес – это устраивать покесхватки. Или ловить суперредких покемонов. 

Главная интрига, оказывается, не в ловле покемонов, а в битвах между ними. Мало найти и обезвредить покемона – в него надо вкладываться, улучшать его навыки, тренировать. Чтобы затем выставить его на покеринг (или джим). Поэтому игрок является не только покеохотником, но и покепромоутером.

Одна из серьезнейших претензий к Pokemon Go – ограниченные возможности массовой движухи: например, объединения игроков друг с другом для массовой охоты или коллективной покебойни. Игроки не могут добавлять друг друга в «друзья», обмениваться информацией, а главное – покемоны могут калечить друг друга только в джимах.

Охотничьи технологии


Западный успех Pokemon Go в сочетании двух беспроигрышных элементов – известного бренда (настолько, что само слово «покемон» крепко вошло в обиход даже россиян) и возможности дополненной реальности.

– Игрой используются два разных переживания, – говорит психолог Константин Кунах. – В одном из них проявляется стремление к накопительству, то есть желание обладать. Здесь нет, как у енота-полоскуна, конкретного инстинкта, направленного на единичное действие – собирательство или полоскание. У всех популярных игр есть некая внутренняя система развития, получение новых уровней, бонусов, артефактов и так далее. Второе – это символическое удовлетворение потребности в принадлежности к определенной группе – то есть к тем людям, которые будут считать тебя своим.

– Так повальное увлечение покемонами – это болезнь, который мы, может быть, избежали?
– Сама по себе игра – это инструмент, он может быть по-разному использован. Можно выпить стакан шампанского в новогоднюю ночь, а можно стать алкоголиком. Так и тут – игра не является чем-то деструктивным, но ее можно довести до масштабов серьезной зависимости. Правда, это будет говорить не о том, что игра затянула человека, а о том, что он попросту сбежал от своей жизни. А так – это всего лишь мода.

Очевидно, что люди играют в компьютерные игры, чтобы расслабиться и выпустить пар. То есть сбежать из мира реального в выдуманный. На эту тему у психолога Константина Кунаха есть история.

– В 1970-е годы проводился эксперимент с крысами. Ученые давали им  серьезные наркотики. Крыса, подсевшая на это, лизала воду, в которой был растворен наркотик, ждала, когда принесут новую порцию, пока не умирала. Ни на что другое животное не отвлекалось – у крысы притуплялось поисковое, игровое и даже полоролевое поведение. И вот она сидела и пока не умирала, потребляла этот наркотик. Лет через тридцать  Александр Брюс, профессор психологии из Ванкувера, решил повторить эксперимент, но с другими условиями: крысам была предложена все та же вода с растворенным в ней наркотиком, но в остальном клетка была не пуста, как изначально, а был создан такой крысиный рай – было полно развлечений, еды, сородичей. И зависимость от наркотиков со 100% в первом случае упала на три четверти. То есть чуть больше половины крыс иногда подбегали попить, чтобы поднять себе настроение, но они не превращались в зависимых.

– С точки зрения психологии – какой должна быть современная мобильная игра, чтобы стать успешной?
– В любой игре должны быть ощущение прогресса и инструменты для его четкого измерения. Последнее сейчас используют не только в играх, но и, например, в мире бизнес-тренингов. А направлено это на одну простую идею: когда человек видит свой прогресс, это, во-первых, дает ему силы идти дальше, а во-вторых, появляется мотивация тратить эти силы, потому что у человека уже есть опыт, показывающий, что при определенных усилиях можно получить некоторый результат. И практически любой игровой процесс, в котором есть инструмент оценки успеха, имеет шанс стать успешным. Посмотрите на «Тетрис» – даже он имеет шкалу очков, хотя, если вдуматься, это полная чушь. Но даже тут появляются сайты с рейтингами, желание добиться большего, строится какой-то свой особый мир.

А в Pokemon Go психолог Кунах никакой особой уникальности не видит.
– Вот вы думаете, что эта игра чем-то уникальна, и вы эту уникальность пытаетесь вычленить. А я предлагаю вам идею о том, что Pokemon Go не уникальна. Она только хорошо использует общие технологии, вот и все.

Почему покемоны имеют мало шансов в России

Из-за большой популярности Pokemon Go в мире, уже накрылись серверы компании-разработчика. Поэтому многие игроки попросту не могут даже зайти в это приложение, и едва ли российская версия игры исправит положение. Если она вообще появится, учитывая, как идут дела. 
А если добавить к этому сложный способ монетизации приложения – уровни качаются медленно, покемонов, гуляющих на свободе, все меньше, игра для развития требует все больше денег, а из-за покеяиц слишком быстро разряжается телефон, – то и вовсе перспективы покемонов в РФ становятся призрачными.

Так что остается только ждать новой суперигры, в которой нам предложат ловить Колобка или устраивать бои между Правым сектором и Ватниками.

Покетезаурус


Pokemon Go – игра, сделанная на основе японских мультфильмов о покемонах. Смысл заключается в существовании трогательных монстров, которых можно положить в карман (само название pokemon является сокращением от pocket monster).
Покебол – специальное устройство, представляющее собой шар, с помощью которого игрок, направив покебол на монстра, ловит его.
Инкубатор – особая колба, в которой хранится и вынашивается покеяйцо.
Покеяйцо – оплодотворенная яйцеклетка зародыша покемона в твердой оболочке.
Покестоп – площадка, рядом с которой игрок может пополнить запасы своего инвентаря; пять артефактов покестопа выпадают игроку в случайном порядке.
Лур – специальная программа, запуск которой привлекает всех покемонов округи в место запуска лура. 
Покерадар – система для обнаружения присутствия покемона.
Джим – место, в котором покемоны меряются силами.
Покедекс – опция, в которой заключена информация обо всех покемонах.
Зелье – специальная мазь для восстановления сил покемонов.                 

Всеволод ВОРОНОВ





3D графика на заказ







Lentainform