16+

Как летчик Базыкин строит новый аэропорт в Крыму

06/09/2016

Как летчик Базыкин строит новый аэропорт в Крыму

Единственный крымский аэропорт в Симферополе едва справляется с потоком отдыхающих. Новый международный аэрокомплекс сейчас строится на месте военного аэродрома «Бельбек» неподалеку от Севастополя.


          Гендиректором ГУП «Аэропорт «Севастополь» назначен известный петербургский летчик-испытатель Вадим БАЗЫКИН.  Когда первые самолеты полетят в Петербург  и легко ли бороться с олигархом Коломойским, взятками  и откатами, заслуженный пилот России  рассказал «Городу 812».

Двойное назначение

– Как получилось, что вы возглавили аэропорт? Все вас знают как летчика, а вы  превратились в управленца.

– Случайно получилось.  На Валааме  встретил  знакомых – довольно влиятельных людей. Они предложили эту должность – я согласился. Сложно одновременно быть и умным и искренним, поэтому не раздумывал ни минуты, да и привык уже к такому образу жизни – полевому. Всю жизнь в экспедициях – работал в Арктике, потом в Антарктиде. А в последнее время, в том числе из-за автомобильной аварии, я был вроде как привязан к одному месту, да и проекты в Арктике немножко заглохли из-за сложной экономической ситуации. Поэтому, получив предложение, очень обрадовался, и через день уже был в Министерстве транспорта. В мае 2015-го я возглавил ГУП «Аэропорт «Севастополь».

– Что сейчас на месте будущего аэропорта? Там же был военный аэродром. Военные ушли?
– Новый аэропорт предполагает быть двойного назначения – гражданский и военный, это записано в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя.  Сейчас это аэродром совместного базирования «Бельбек».  Соответственно, есть взлетная полоса, перрон, рулежки,  диспетчерская и так далее. Нет инфраструктуры, необходимой для приема гражданских  судов. Хотя раньше выполняли регулярные рейсы и эксплуатировали частные самолеты, и даже есть старое здание аэровокзала, больше похожее на ларек. Новый аэропорт должен быть всепогодный, международный, пропускной способностью до полутора миллионов пассажироопераций в год (то есть рассчитан на обслуживание примерно 750 тысяч человек).

– А почему не на большее количество пассажиров?
– Нужно иметь в виду, что это все-таки аэропорт совместного базирования. Взлетная полоса будет общей. И военные там стоят не просто так – у них же и боевые вылеты, и учебные. Перегружать аэропорт ни в коем случае нельзя.

– Какие самолеты смогут там садиться?
– Взлетная полоса соответствует всем требованиям и нормам гражданской авиации. Поэтому смогут садится  и А-319, и ТУ-204, и «Боинги»  – практически любые пассажирские воздушные суда.

– Сколько понадобится денег на строительство?
– Предусмотрено порядка 6 миллиардов на возведение инфраструктуры, в том числе и на приобретение аэронавигационного оборудования. Питерская организация – «Ленаэропроект»  – в начале 2016 года выиграла конкурс и уже выполнила основной этап проектно-изыскательских работ. Сейчас верстается генплан. Начало строительно-монтажных работ запланировано на 2017 год. Здание аэровокзального комплекса будет проектироваться и возводиться за счет инвестора. Поэтому, если он определится раньше, то строительство аэровокзального комплекса может начаться даже в этом году.


Как летчик Базыкин строит новый аэропорт в Крыму


Власть ревнует

– Крупный бизнес боится инвестировать в Крым из-за санкций. Инвестора для аэропорта тоже не получается найти?
 – Я работаю уже больше года и поначалу  всё очень тяжело двигалось. Власти Севастополя многого не понимали, поэтому боялись и практически ничего не делали для строительства объекта. Как это ни странно, но ГУП «Аэропорт «Севастополь» отдан в подчинение Департаменту городского хозяйства, где к  нему относились по остаточному принципу: сначала канализация, дороги, ЖКХ, и  только потом – аэропорт.  Помощи не было никакой. Плюс чиновники не хотели связываться с Коломойским, которому принадлежит тот старый «ларек» аэровокзала. Боялись, что он начнет его отстаивать, чинить неприятности. Поэтому просто тихо заморозили проект. Инвесторов  каких-то двоих-троих опросили – это нельзя назвать поиском. Необходимо было организовать конкурс, но это сделано не было. Недавно в Севастополь пришел новый губернатор, который к проекту по-другому относится. Он прекрасно понимает, что аэропорт – это громкий брендовый проект, важный не только для Севастополя. Фактически это памятник губернатору при жизни. Я надеюсь, что скоро инвестор появится. Думаю, до середины сентября надо определиться с датой проведения конкурса. Желающие есть. Но боюсь сглазить и пока не хочу их называть.

– Как решили проблему с «ларьком» Коломойского, который мешает строительству?
 – Это старое здание нам вообще не нужно. Новый аэровокзал поставим рядом, земли достаточно – строй не хочу! Можно сделать великолепный аэровокзал – красивый, просторный, технологичный.  А старое здание – в зависимости от того, чем все закончится, – либо просто разберем и отправим хозяину, либо приспособим его потом под какой-нибудь аэропортовый объект.

–  Министр транспорта республики Крым Андрей Безсалов (в августе отправленный в отставку) открыто выступал против строительства пассажирского аэропорта в Севастополе, заявляя, что «Бельбек»  должен навсегда остаться военным. Почему так?
– Да, было такое. Дело в том, что руководство Крыма и аэропорта «Симферополь» очень ревностно относится к появлению второго аэропорта. Аэропорт Симферополя, конечно, сегодня хорошо живет: обслуживает 2,5 миллиона пассажиров в год и сейчас наращивает мощности, чтобы принимать  3,75 млн человек в год. По их мнению, для Крыма больше и не нужно. Хотя при этом ведутся разговоры о строительстве еще одного аэропорта – в Евпатории. Но это мышление хороших менеджеров, сильных бизнесменов. А есть и государственная позиция. С точки зрения государственного мышления, мы должны сделать  второй аэропорт в городе федерального значения Севастополе– хотя бы для транспортной безопасности. Вот несколько недель назад в симферопольском аэропорту был случай: самолет из-за неисправности заблокировал рулежную дорожку. Из-за этого несколько часов аэропорт не принимал. А если, не дай бог, какие-нибудь серьезные инциденты? Всё: считайте, Крым закрыт! Для Симферополя запасной аэропорт – Сочи.  Я сам не раз был пассажиром и попадал в ситуацию, когда из-за тумана нас сажали в Сочи. При этом сверху вижу, что туман стоит над Симферополем, а наш Севастопольский аэропорт открыт, виден. Кроме того, представьте, какой толчок к развитию других инвестпроектов даст появление нового аэропорта.  Симферополь все знают как авиационные ворота Крыма. Аэропорт «Севастополь»  станет инвестиционными воротами  Крыма. Тем более, что Севастополь – самый крупный город полуострова.

Откаты витали в воздухе

– Куда бы вы отправили первый рейс из нового аэропорта? По каким направлениям сегодня ощущается нехватка рейсов в/из Крыма?
– Однозначно – в Санкт-Петербург и Москву.  Еще в Тюменскую область, Якутию, Новосибирск, Архангельск, Мурманск. Весь Север надо обязательно охватить.

– Какая справедливая цена на билет из Петербурга или Москвы до Крыма?
– 12 тысяч туда-обратно – нормальная цена. Это сравнимо со стоимостью проезда в купе поезда.

– Будет ли у аэропорта «Севастополь» своя базовая авиакомпания?  
– Хотелось бы. Но это сложнее, скорее всего  – в Симферополе. Пока не знаю,  кто это будет.

– Вы говорили, что  трудно было на новом месте работать честно. Повсюду откаты, коррупция...
– Я никого за руку не ловил, но это всё  витало в воздухе. А я как-то особнячком держался. Меня в команду никто не принимал, и когда подобные разговоры велись, я их просто не поддерживал, в  тусовках не участвовал.  В конце концов, все поняли мою позицию и я стал неинтересен. Просто мне хочется доказать, что в России можно жить и по-другому, понимаете?

–  А можно ли без этого выжить в таком серьезном бизнесе, как аэропорт?
– Если честно... Сложно сказать. Но я  хочу доказать, что можно.               

Елена РОТКЕВИЧ








Lentainform