Единственный крымский аэропорт в Симферополе едва справляется с потоком отдыхающих. Новый международный аэрокомплекс сейчас строится на месте военного аэродрома «Бельбек» неподалеку от Севастополя.
Гендиректором ГУП «Аэропорт «Севастополь» назначен известный петербургский летчик-испытатель Вадим БАЗЫКИН. Когда первые самолеты полетят в Петербург и легко ли бороться с олигархом Коломойским, взятками и откатами, заслуженный пилот России рассказал «Городу 812».
Двойное назначение
– Как получилось, что вы возглавили аэропорт? Все вас знают как летчика, а вы превратились в управленца.
– Случайно получилось. На Валааме встретил знакомых – довольно влиятельных людей. Они предложили эту должность – я согласился. Сложно одновременно быть и умным и искренним, поэтому не раздумывал ни минуты, да и привык уже к такому образу жизни – полевому. Всю жизнь в экспедициях – работал в Арктике, потом в Антарктиде. А в последнее время, в том числе из-за автомобильной аварии, я был вроде как привязан к одному месту, да и проекты в Арктике немножко заглохли из-за сложной экономической ситуации. Поэтому, получив предложение, очень обрадовался, и через день уже был в Министерстве транспорта. В мае 2015-го я возглавил ГУП «Аэропорт «Севастополь».
– Что сейчас на месте будущего аэропорта? Там же был военный аэродром. Военные ушли?
– Новый аэропорт предполагает быть двойного назначения – гражданский и военный, это записано в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя. Сейчас это аэродром совместного базирования «Бельбек». Соответственно, есть взлетная полоса, перрон, рулежки, диспетчерская и так далее. Нет инфраструктуры, необходимой для приема гражданских судов. Хотя раньше выполняли регулярные рейсы и эксплуатировали частные самолеты, и даже есть старое здание аэровокзала, больше похожее на ларек. Новый аэропорт должен быть всепогодный, международный, пропускной способностью до полутора миллионов пассажироопераций в год (то есть рассчитан на обслуживание примерно 750 тысяч человек).
– А почему не на большее количество пассажиров?
– Нужно иметь в виду, что это все-таки аэропорт совместного базирования. Взлетная полоса будет общей. И военные там стоят не просто так – у них же и боевые вылеты, и учебные. Перегружать аэропорт ни в коем случае нельзя.
– Какие самолеты смогут там садиться?
– Взлетная полоса соответствует всем требованиям и нормам гражданской авиации. Поэтому смогут садится и А-319, и ТУ-204, и «Боинги» – практически любые пассажирские воздушные суда.
– Сколько понадобится денег на строительство?
– Предусмотрено порядка 6 миллиардов на возведение инфраструктуры, в том числе и на приобретение аэронавигационного оборудования. Питерская организация – «Ленаэропроект» – в начале 2016 года выиграла конкурс и уже выполнила основной этап проектно-изыскательских работ. Сейчас верстается генплан. Начало строительно-монтажных работ запланировано на 2017 год. Здание аэровокзального комплекса будет проектироваться и возводиться за счет инвестора. Поэтому, если он определится раньше, то строительство аэровокзального комплекса может начаться даже в этом году.

Как летчик Базыкин строит новый аэропорт в Крыму
Власть ревнует
– Крупный бизнес боится инвестировать в Крым из-за санкций. Инвестора для аэропорта тоже не получается найти?
– Я работаю уже больше года и поначалу всё очень тяжело двигалось. Власти Севастополя многого не понимали, поэтому боялись и практически ничего не делали для строительства объекта. Как это ни странно, но ГУП «Аэропорт «Севастополь» отдан в подчинение Департаменту городского хозяйства, где к нему относились по остаточному принципу: сначала канализация, дороги, ЖКХ, и только потом – аэропорт. Помощи не было никакой. Плюс чиновники не хотели связываться с Коломойским, которому принадлежит тот старый «ларек» аэровокзала. Боялись, что он начнет его отстаивать, чинить неприятности. Поэтому просто тихо заморозили проект. Инвесторов каких-то двоих-троих опросили – это нельзя назвать поиском. Необходимо было организовать конкурс, но это сделано не было. Недавно в Севастополь пришел новый губернатор, который к проекту по-другому относится. Он прекрасно понимает, что аэропорт – это громкий брендовый проект, важный не только для Севастополя. Фактически это памятник губернатору при жизни. Я надеюсь, что скоро инвестор появится. Думаю, до середины сентября надо определиться с датой проведения конкурса. Желающие есть. Но боюсь сглазить и пока не хочу их называть.
– Как решили проблему с «ларьком» Коломойского, который мешает строительству?
– Это старое здание нам вообще не нужно. Новый аэровокзал поставим рядом, земли достаточно – строй не хочу! Можно сделать великолепный аэровокзал – красивый, просторный, технологичный. А старое здание – в зависимости от того, чем все закончится, – либо просто разберем и отправим хозяину, либо приспособим его потом под какой-нибудь аэропортовый объект.
– Министр транспорта республики Крым Андрей Безсалов (в августе отправленный в отставку) открыто выступал против строительства пассажирского аэропорта в Севастополе, заявляя, что «Бельбек» должен навсегда остаться военным. Почему так?
– Да, было такое. Дело в том, что руководство Крыма и аэропорта «Симферополь» очень ревностно относится к появлению второго аэропорта. Аэропорт Симферополя, конечно, сегодня хорошо живет: обслуживает 2,5 миллиона пассажиров в год и сейчас наращивает мощности, чтобы принимать 3,75 млн человек в год. По их мнению, для Крыма больше и не нужно. Хотя при этом ведутся разговоры о строительстве еще одного аэропорта – в Евпатории. Но это мышление хороших менеджеров, сильных бизнесменов. А есть и государственная позиция. С точки зрения государственного мышления, мы должны сделать второй аэропорт в городе федерального значения Севастополе– хотя бы для транспортной безопасности. Вот несколько недель назад в симферопольском аэропорту был случай: самолет из-за неисправности заблокировал рулежную дорожку. Из-за этого несколько часов аэропорт не принимал. А если, не дай бог, какие-нибудь серьезные инциденты? Всё: считайте, Крым закрыт! Для Симферополя запасной аэропорт – Сочи. Я сам не раз был пассажиром и попадал в ситуацию, когда из-за тумана нас сажали в Сочи. При этом сверху вижу, что туман стоит над Симферополем, а наш Севастопольский аэропорт открыт, виден. Кроме того, представьте, какой толчок к развитию других инвестпроектов даст появление нового аэропорта. Симферополь все знают как авиационные ворота Крыма. Аэропорт «Севастополь» станет инвестиционными воротами Крыма. Тем более, что Севастополь – самый крупный город полуострова.
Откаты витали в воздухе
– Куда бы вы отправили первый рейс из нового аэропорта? По каким направлениям сегодня ощущается нехватка рейсов в/из Крыма?
– Однозначно – в Санкт-Петербург и Москву. Еще в Тюменскую область, Якутию, Новосибирск, Архангельск, Мурманск. Весь Север надо обязательно охватить.
– Какая справедливая цена на билет из Петербурга или Москвы до Крыма?
– 12 тысяч туда-обратно – нормальная цена. Это сравнимо со стоимостью проезда в купе поезда.
– Будет ли у аэропорта «Севастополь» своя базовая авиакомпания?
– Хотелось бы. Но это сложнее, скорее всего – в Симферополе. Пока не знаю, кто это будет.
– Вы говорили, что трудно было на новом месте работать честно. Повсюду откаты, коррупция...
– Я никого за руку не ловил, но это всё витало в воздухе. А я как-то особнячком держался. Меня в команду никто не принимал, и когда подобные разговоры велись, я их просто не поддерживал, в тусовках не участвовал. В конце концов, все поняли мою позицию и я стал неинтересен. Просто мне хочется доказать, что в России можно жить и по-другому, понимаете?
– А можно ли без этого выжить в таком серьезном бизнесе, как аэропорт?
– Если честно... Сложно сказать. Но я хочу доказать, что можно.
Елена РОТКЕВИЧ
- В Рунете обсуждают гибель собаки на борту самолета «Аэрофлота»
- Видео, как квадрокоптер врезался в купол православного собора
- В аэропорту Волгограда закрасили «половой член», который «создает положительные эмоции»
- Зачем лоукостер мучает родителей с детьми
- В Израиле журналист обманул службу безопасности аэропорта и пронес муляж бомбы на борт
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего