16+

Почему надо всегда подписывать фотографии Сергея Довлатова

08/09/2016

Почему надо всегда подписывать фотографии Сергея Довлатова

Эта неделя – довлатовская, она уместилась, как тире, между двумя главными датами в его судьбе, но письмо, что пришло на этой неделе, хоть и не выбивалось из довлатовской тематики, удивило меня невероятно. Это было письмо читателя, я оторопела, поскольку уже привыкла, что нынешний читатель писем не пишет, а если что не по нему, то хватает клавиатуру и пишет в соцсетях свои соображения, направляя их в белый свет как в копеечку и называя их постом. (Автор фото - Марк Серман)


      Письмо в редакцию – это совсем другое дело, на него требуется ответить. Я только подамся немного назад, чтоб ответ получился, как в 3D, немного объемнее.

На углу Фонтанки с площадью Ломоносова стоит дом, который построил Росси, ему в этом строительстве даже немного Шарлемань помогал. И создали они невообразимо красивое здание, куда въехало МВД царского времени и для своих дел завело типографию, чтоб печатать секретные материалы.

А когда наступила советская власть, то она быстро поняла про творение Росси, что построено оно на века и поэтому не развалится, даже если огромные ротационные машины будут раскачивать его круглые сутки туда-сюда.

Поняв это, власти выстроили рядом с Росси самый некрасивый дом на Фонтанке (они не напрягались с проектом, потому что рядом с таким зданием любое будет самым некрасивым), а в нем поселили тех, кто работал на типографию, чтоб машины не простаивали.

Новая пятиэтажка («Лениздат» называется, если кто еще не понял) снаружи была похожа лапидарностью на перфорированный пакет для овощей, зато внутри была классически симметрична: по центру гардероб, направо лифт и милиционер, налево то же самое. На крыше было гордо написано «Ленинградская правда», но это вовсе не означало, что здесь не врут, а просто указывало на то, что здесь живет главная обкомовская газета.

Газета «Смена» (1919–2015), которая недавно погибла стараниями последних ее хозяев и творческого коллектива, тогда была главной комсомольской газетой и жила на втором этаже. Пробраться в редакцию можно было только по разовому или постоянному пропуску, разовый – получить только по паспорту, морока страшная. Но не для всех.

Очень культурные люди, посетители профильного отдела, приходили без паспорта, как к себе домой: у сменовского отдела культуры была комната на первом этаже.

В моем отделе выше этажом мы пытались с помощью снимков сделать газету красивой и сенсационной. Это была очень трудная работа, потому что красоту и сенсации на три полосы мы должны были найти на любом слесарном участке или рядом с доильным аппаратом. Найти можно, но трудно.

И только четвертая полоса изредка была по правде и красива и сенсационна – это когда обожаемый автор отдела культуры Нина Аловерт приносила снимки балетных премьер в Мариинке. Как хорошо, что эти замечательные артисты были комсомольцами, а некоторые и членами партии, безо всяких препон они стояли в полосе и всех, кто не попал на премьеру, радовали.

Я никогда не видела Нину Аловерт, да и что ей было делать на нашем втором этаже, когда ее с незатухающей надеждой ждали на первом?

Про то, как миновал милицейский пост Сергей Довлатов, сегодня у него не спросишь, но пропуск он не просил никогда, и собачку Глашу приютить, пока он решает свои задачи выше этажами, тоже не просил, мы Глаше безо всяких просьб были рады.

Я очень жалею, что в такой день Нина Аловерт ни разу не поднялась выше этажом, ни разу не встретилась с Довлатовым на сменовских просторах. Я потому жалею, что когда они встретились в далеком от Фонтанки Нью-Йорке, то снимки Довлатова работы Нины Аловерт стали каноническими, без них совершенно справедливое утверждение, что Довлатов был выше и лучше многих, пришлось бы принимать на веру. Ленинградских таких снимков, похоже, нет.

Письмо читателя, с которого я начала и никак не могу остановиться, было про авторство.

«Даже цитату Довлатова украшают его портретом, а имени автора снимка нет почти никогда. Ставьте имя автора! Даже если это не самые знаменитые портреты работы Аловерт, если это снимки Наташи Шарымовой, Марка Сермана, сверяйтесь с альбомами и ставьте имя автора! Ведь свои тексты вы всегда подписываете!»

Читатель прав, мы постараемся. Ведь правда, свои тексты я всегда подписываю.        

Ирина ЧУДИ








Lentainform