18+

Что ожидается от реорганизации ГУИОН

09/09/2016

Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУП «ГУИОН») ожидает реорганизация. Из коммерческого предприятия оно превратится в государственное бюджетное учреждение, которое получит полномочия по определению кадастровой стоимости. После того как Госдума приняла поправки в ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предусматривающие передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным учреждениям на исключительных правах, с 2017 года в Петербурге именно новая структура будет заниматься кадастровой оценкой. Что бы это значило?

        Давайте так. Это всё уже было. Но, цитируя американского классика, иногда они возвращаются. Ведь что такое ГУИОН? Главное управление инвентаризации и оценки недвижимости. Главное – значит исполняющее некую основную, лидерскую роль. В чем? В инвентаризации и оценке недвижимости. Изначально ГУИОН был создан при Комитете по управлению городским имуществом как государственное бюджетное учреждение и кроме технической инвентаризации объектов капитального строительства и оценки недвижимого имущества занимался присвоением адресов объектам адресной системы города, инвентаризацией земельных участков для расчета арендной платы и проектными работами. И всё, кроме проектных работ, делали только они, объясняя монополию исполнением функции собственника. Долгие годы обществом это воспринималось как данность, и конечно, у тех, кто взаимодействовал с этой организацией, и в мыслях не было, что может быть по-другому. Но время шло, и в середине двухтысячных количество строящейся и вводимой в эксплуатацию недвижимости стало расти, как на дрожжах. И все это требовало технической инвентаризации. 
 
А теперь немного фантазии. Мне представляется, как в конце, например, 2005-го умные, талантливые, средних лет дядьки, один из которых мог быть даже юристом, а другой вполне мог быть экономистом, руководившие в то время учреждением и той организацией, которая учредило это учреждение, сидели, например, в рыбном ресторане на Суворовском и вели дружескую беседу за бокалом 20-летнего скотча.
 
– Слушай, а ведь там, в ГУ-шке, за год оборотка – миллиард…
– Да ладно… Как-то нечестно…
– Да. Все делаем мы, а деньги – в бюджет.
– Да уж. Как-то не по-христиански. Как это исправить?
– С помощью ГУПа… – прошептал один из талантливых, умных дядек, может быть, юрист, а может, и экономист.
– Гениально, – ответил второй.
 
Все дядьки на Земле талантливые и умные, даже те, кто отрицает это, но эти были еще и деятельные, и вот 16 марта 2006 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о создании нового юридического лица – ГУП «ГУИОН», учредителем которого выступило КУГИ, а основной целью было заявлено извлечение прибыли. Но дитя это выросло в монстра. Когда речь шла о деньгах, ГУИОН вел себя, как коммерческая организация. Когда речь заходила об ответственности, ГУИОН – это государственная структура. На контрактах, по которым им должны деньги, ни слова об их принадлежности к государству. Письма и официальные бумаги просто светятся четырехбуквенной радостью – КУГИ (теперь КИО) и лишь потом даруют нам важный текст, который хочется читать стоя, как Джойса. А что же бюджет? ГУП «ГУИОН» более не просил бюджетного финансирования, но, с другой стороны, цитируя русского классика, не просил, но требовал не вмешиваться в его финансовые потоки. Что же дальше? А дальше – новый закон о кадастре, переходный период и 2013 год, с 1 января которого техническая инвентаризация и кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства – это рынок, а его субъекты – любые юридические лица, отвечающие требованиям закона. А наш герой в условиях рыночной среды стал очень похож на клоуна Пеннивайза, монстра из ужастика Стивена Кинга. И когда ты идешь в магазин купить дочке воздушные шары и у тебя впервые за много лет появилась возможность купить эти шары не у монстра, хоть и смахивающего на клоуна, то, конечно, ты с радостью используешь эту возможность. Умеющий зарабатывать лишь в условиях абсолютно монополизированной системы, ГУП сфокусировался на кадастровой оценке, контракты на которую он выигрывал, проходя жесточайший конкурсный отбор. Судьей же на этих конкурсах выступал создатель нашего ГУПа – КУГИ. 
 
А теперь вот новая незадача. Кадастровая оценка – функция исключительно бюджетных учреждений. А присвоение адресов – полномочие КИО. А кадастровые работы – рынок. А проектные – тоже. И, как назло, руководство у КИО новое, да все из налоговой… Не разбираются… Не объяснить… Под анекдоты про возмещение НДС упразднят ГУП!
 
А года через три умные, талантливые, получившие юридическое образование дядьки, руководящие в это время учреждением и той организацией, которая учредила это учреждение, будут сидеть, например, в «Шаляпине» на Тверской и вести дружескую беседу за бокалом 20-летнего скотча.
 
– Слушай, а ведь там, в ГУ-шке, за год оборотка – за ярд…
– Да ладно… Как-то нечестно…
– Да. Все делаем мы, а деньги – в бюджет.
– Да уж. Как-то не по-христиански. Как это исправить?
– С помощью ГУПа… – прошепчет один из талантливых, умных дядек.
– Гениально, – ответит второй.
 
Иногда они возвращаются. А может, и не исчезают вовсе, а сидят, как чудовищный клоун, в ливневой канализации и ждут подходящего момента, чтобы вылезти вновь. Но у любой истории, даже самой страшной, всегда есть хороший финал. У Кинга повзрослевшие дети все-таки справились с монстром. Я верю, что и у нас найдутся герои, которые раз и навсегда покончат с этим клоуном.
 
И в городе начнется карнавал!            
 

Виктор СЕМЕНОВ, писатель