16+

Большая Морская битва: кто выиграл право трансформировать «вход» на Дворцовую площадь

12/09/2016

Большая Морская битва: кто выиграл право трансформировать «вход» на Дворцовую площадь

На поверхности история выглядит просто – как воплощение идеи превратить 140-метровый участок Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба в пешеходную зону (ПЗ), чтобы там не было, как раньше, стоянки автомобилей, а был некий «парадиз».


        Но если копнуть глубже, в суть проблемы, то оказывается, что на самом деле речь идет не столько о ПЗ и ее декоративном оформлении, сколько о сумме не менее чем 120 млн руб. бюджетных денег (оценка дана по аналогии с существующими примерами1), за которые и развернулась битва. И главные участники тут не архитекторы со своими концепциями и проектами, а губернатор Полтавченко Г.С., с одной стороны, и заместитель председателя КГА Канунникова Л.В., с другой. Это губернатор скучный и малозаметный, а там, где Канунникова, скучно никогда не бывает. 
 
Вау, – сказал Албин
 
Все началось с идеи, которую я считаю глупой и вредной: превратить этот клочок территории в особым образом оформленную ПЗ. Идею выдвинуло движение «Красивый Петербург», отмеченное рядом инициатив, нужных исключительно для того, чтобы сделать известным само это движение. На взгляд дилетанта, для того чтобы сделать улицу пешеходной, достаточно запретить движение транспорта и, скажем, стоянку автомобилей. Однако для чиновников интересно только то, что начинается с чисел хотя бы с пятью нулями (а еще лучше с шестью и более). Поэтому любая ПЗ, сколько бы короткой они ни была, превращается в конкурс проектов, в перекладку подземных коммуникаций, в устройство фонтанов, клумб и вазонов, в декоративное мощение полированным гранитом разных цветов, в декоративные скульптуры, особые скамейки, фонари и фонарные столбы, научно именуемые опорами осветительного оборудования. Ну и, естественно, все сопровождается интригами, подковерной и надковерной борьбой. 
 
Началась эта история с вице-губернатора И.Н. Албина и синего петуха. Проект этот и сейчас есть в Интернете на его (Албина, а не петуха) официальной странице http://gov.spb.ru/gov/admin/albin-igor-nikolaevich/news/69547/. Датирован 21 июля 2015 г., посвящен рабочему совещанию по вопросам развития общественных пространств Санкт-Петербурга, на котором Албину был представлен отчет о продвижении пилотных проектов реконструкции Приморского парка Победы и создания новой ПЗ на Б. Морской улице. 
Проект для ПЗ, показанный Албину, оказался таким: прямо под аркой был поставлен гигантский петух, почему-то синего цвета, высотой 4 метра. На самой улице разместились какие-то странные разноцветные скамейки бесконечной длины, а на полированном граните мостовой выбита краеведческо-экскурсионная информация. Авторы этого безумия – архитектурное бюро WowHaus, которое уже превратило Москву в Собянинвиль. Материал про них точно был назван «Взял мяч – фигачь» (http://www.the-village.ru/village/city/architecture/178775-such-wowhaus). Возможно, Албину нравится то, что они наделали в столице, и он пригласил эту публику пособянить и пофигачить в Петербурге, под боком у Дворцовой площади. О своем проекте на том совещании рассказала директор WowHaus Анна Ищенко, хотя что она рассказала, на сайте Албина не указано. Самое же смешное заключается в том, что Албин отнюдь не возражал против синего петуха, а лишь «отметил, что при реализации проекта нельзя допустить «вакуума», когда автотранспорт с улицы будет убран, а для пешеходов ничего не будет сделано». Т.е. заказ его был простым: забить все пространство под завязку, чтобы шагу ступить было негде.  
 
Ответом на «петушение» стал проект (позже он получил название «Меридиан Победы на Большой Морской»), выполненный «Архитектурной фабрикой «32 декабря»» (руководитель – архитектор Дмитрий Лагутин) совместно с архитектором Феликсом Романовским (1939–2016) и скульптором Алексеем Архиповым. Представлен он был 21 октября 2015 г. в КГА на совещании под руководством главного архитектора СПБ В.А. Григорьева (протокол № 154). 
 
И вот с этого момента главная интрига и начала раскручиваться, только конкурентами  оказались не Албин и WowHaus, с одной стороны, и «Архитектурная фабрика «32 декабря»», с другой, а «Фабрика», поддержанная губернатором, и упомянутая выше Канунникова. 
 
«Подумаешь, первое лицо подписало!»
 
Проект архитектурной мастерской «32 декабря» имеет ярко выраженный историко-патриотический характер. Главное в нем – фигуры 12-ти гвардейцев высотой 2,2 метра каждый (скульптор А. Архипов), расставленные по обеим сторонам улицы и напоминающие об Отечественной войне 1812–1814 гг. Также воссоздаются скамейки и фонари начала ХХ в., выполняется мощение улицы как продолжение мощения Дворцовой пл. (проект Ф. Романовского), а вдоль фасадов домов устанавливаются кадки с зеленью. 
 
Наконец, был подключен еще и астрономический сюжет: вдоль улицы прочерчена бронзовая линия, разделяющая улицу посередине и напоминающая о Пулковском меридиане,  проложенном от Пулковской обсерватории до шпиля Петропавловского собора по Московскому проспекту через Триумфальные Московские ворота и Б. Морскую ул.  
 
 Д. Лагутин собрал большую группу поддержки: тут и А.С. Чаркин, председатель СПб союза художников, и вице-президент Русского географического общества А.Н. Чилингаров, и, наконец, президент благотворительного фонда Героев Советского Союза и Героев РФ В.В. Янин – сам Герой России (род. 1964, гвардии подполковник, десантник). Компания неслабая, и именно Валерий Викторович Янин подписал 23 февраля 2016 г. письмо на имя губернатора Г.С. Полтавченко с кратким описанием проекта, перечислением тех, кто его одобрил, и предложением проект поддержать. А поскольку Янин – это не тот человек, письма которого отфутболивают в Управление по работе с обращениями граждан, где сочиняют бессмысленные отписки (сужу по богатому собственному опыту), 19 марта 2016 г. губернатор на письме Янина начертал: «Албину И.Н. Макарову С.В. Кириллову В.В. Идею поддерживаю. Прошу оперативно проработать и доложить предложения по реализации». 
 
Известно, что С.В. Макаров, председатель КГИОП, сразу сказал, что на этом участке Б. Морской находится охранная зона, поэтому ставить тут монументально-декоративное оборудование запрещено законом. Реакции вице-губернаторов В.В. Кириллова и И.Н. Албина неизвестны. Зато спохватилась Канунникова. История сохранила ее афоризм, произнесенный 31 марта в присутствии Ф.К. Романовского, В.В. нина и Лагутина: «Подумаешь, первое лицо подписало! Оно всем подписывает». 
 
Напомню, что на кон поставлено не менее 120 млн руб., которые нужны для создания ПЗ на 140 метрах Б. Морской ул. То есть речь идет о возможности распорядиться этими деньгами, выбрать правильные фирмы, правильно провести конкурсы…
 
После чего 9 июня 2016 г. распоряжением КГА № 209-7 было утверждено положение об архитектурном конкурсе «на проект благоустройства территории Большой Морской улицы (участок от арки Главного штаба до Невского проспекта)», в самом начале которого было указано, что «конкурс проводится в соответствии с поручением Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко от 07.04.2016 № 05-11-1689/16-0-1 «О реализации проекта благоустройства Большой Морской улицы Санкт-Петербурга»». Канунникова при этом оказалась председателем оргкомитета и членом жюри, а председателем – председатель КГА В.А. Григорьев. Кстати, из 13 членов жюри десять человек – это чиновники городской администрации: четыре председателя комитетов, четыре заместителя председателей комитетов, глава Центрального района и директор СПб ГУП «Ленсвет». Никому, кроме чиновников, выбор проекта чиновники оргкомитета во главе с Канунниковой доверить не смогли. Зато Канунникова вполне доверила самой себе быть членом жюри. 
 
Но нужно напомнить, что именно Канунникова была автором проектов двух ПЗ – на Малой Садовой и Большой Московской ул. Это ставшие классическими примеры того, как под видом создания ПЗ можно безнаказанно уродовать город (не говоря о бессмысленной – для города – трате денег). 
 
Вообще-то 19 марта 2016 г. губернатор поручил «оперативно проработать и доложить предложения по реализации» проекта, который протежировал В.В. Янин, но за 20 дней поручение губернатора трансформировалось в конкурс, в первом туре которого, состоявшемся 12 июля, участвовало 10 проектов. Из них было отобрано пять, к ним добавили еще один, неизвестно откуда взявшийся, и эти шесть проектов вышли во второй тур, итоги которого подвели 6 сентября 2016 г. 
 
Плагиат?
 
О самих проектах скажу чуть ниже, потому что после первого тура конкурса возникла ситуация особо конфликтная и необычная. 19 августа 2016 г. Дмитрий Лагутин, один из авторов проекта  «Меридиан Победы на Большой Морской», подал в Ленинский районный суд исковое заявление о защите нарушенного авторского права. Ответчиком он определил Антона Николаенкова, одного из авторов проекта «Дворцовый меридиан», а заинтересованным лицом – КГА. Судья А.С. Исакова приняла иск к рассмотрению и вынесла определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (сложное дело). Предварительное судебное заседание назначено на 26 октября 2016 г.  
 
Согласно исковому заявлению, проект «Меридиан Победы на Большой Морской», воплотивший идею архитекторов Лагутина и ныне уже покойного Ф.К. Романовского, во-первых, после совещания 31 марта 2016 г. в КГА был по просьбе Канунниковой оставлен ей для изучения. Во-вторых, проект с идеей Лагутина был опубликован дважды в журнале «Конкуренция и рынок» в декабре 2015 г., а потом там же в июне 2016 г. 
 
Что же касается ответчика Антона Николаенкова, то в его проекте «Дворцовый меридиан», который впервые обнаружился в начале июля 2016 г. уже при подаче на конкурс, также использована идея линии, разделяющей Б. Морскую ул. по центру в виде меридиана, и более того – само оформление проекта ответчиком фактически полностью совпадает с проектом Лагутина. С учетом всех обстоятельств Лагутин обвинил Николаенкова  в том, что тот незаконно использовал в своем проекте элементы, образы и замысел проекта «Меридиан Победы на Большой Морской». К исковому заявлению Лагутин приложил заключение архитектора А.К. Писаренко, который по просьбе адвоката выступил в качестве независимого эксперта, сравнившего два проекта. 
 
В своем заключении Писаренко указал, что «смысловым стержнем обоих проектов и главной композиционной осью является выполненная в гранитном мощении пешеходной зоны и на всем ее протяжении линия с применением бронзы, обозначающая направление Пулковского меридиана. 
 
В проекте под названием «Меридиан Победы на Большой Морской» бронзовая линия на фоне из светло-серого гранита соединяет центры 9 модульных квадратов мощения... Эта бронзовая линия завершается в центре модульного квадрата… навигационным знаком со стрелками румбов в круге...
 
В проекте под названием «Дворцовый меридиан»  линия, обозначающая направление Пулковского меридиана, выполнена из голубовато-серого гранита… Начало и конец этой линии обозначены бронзовыми латинскими буквами N и S в квадратах из красного гранита... Как и в проекте под названием «Меридиан Победы на Большой Морской»,  в том же месте и почти такого же  размера выполнен квадрат с обрамлением из светло-серого гранита, в центре которого выполнена градуировка солнечных часов и концентрические окружности из бронзовых полос…
 
Схожесть с проектом под названием «Меридиан Победы на Большой Морской» вызывают и диагональные полосы из светло-серого гранита…
 
2. Положение исторических фонарей и их количество в обоих проектах совпадают, как и положение скамей по отношению к фасадам зданий. Основной фон мощения пешеходной зоны… как и использование линейных элементов из бронзы, в том или ином виде, совпадают.
 
3. Если обратить внимание на старую  фотографию 70-х годов, которую использовали как основу авторы проекта «Меридиан Победы на Большой Морской», то там видна многоступенчатая вывеска «Междугородная телефонная станция». Она закрывает 2 окна дома № 5. И у автора проекта  «Дворцовый  меридиан» на левом ризалите дома № 5 не хватает 2-х окон, это тоже доказывает, что использовано фото из проекта «Меридиан Победы на Большой Морской»».
 
Вывод: представленные проекты похожи между собой как по общему композиционному решению, так и по деталям.
 
Причем, судя по датам предварительных публикаций, можно предположить, что проектную идею Лагутина авторы проекта «Дворцовый меридиан» вполне могли видеть еще до того, как начали создавать собственный проект. Похоже, тут и впрямь не исключен плагиат, скажу я осторожно до решения суда, которое состоится не ранее конца октября 2016 г. 
 
Правда, ко второму туру конкурса Николаенков, как я понимаю, постарался удалить некоторые признаки сходства, но генетическая связь проектов все равно сохранилась.  
 
Что было в проектах
 
1. Проект общественного движения «Красивый Петербург». Авторы Владислав Малышко (рук.), Варвара Лымарь (род. 1989, окончила СПбГАСУ в 2012 г.), Стив Каддинс, Валентина Соловьева (см. ее девичью страничку в сети «ВКонтакте»). Ориентировочная стоимость 29,1 млн руб. На планшете показано зонирование: по центру временные экспозиции, сбоку – продажа сувенирки и, конечно, зона пошлых летних кафе. То есть чисто торговые функции, имеющие тенденцию постепенно заменять собой временные экспозиции. И вся эта суета «Красивого Петербурга» ради торгашей? Ни клочка территории без еды и торговли? А где кафе, там и передвижные сортиры. За всем этим стоит имманентный и неизживаемый инфантилизм: куда бы человек ни пришел, он сразу же хочет сперва попить, а сразу потом пописать.
 
2. Студия Clever's. Авторы Анна Ильина, Дмитрий Белов. Это тот шестой проект, который добавили к пяти из первого тура конкурса. Предложено в мощении отразить планировку колонной улицы Пальмиры в Сирии (ширина 11 м, длина более 1 км), якобы вдохновившей К. Росси на создание арки (на самом деле это выдумка авторов проекта). То есть в мощении сделаны белые кружки – следы колонн. Конечно, декоративная подсветка. И вот главное в «концепции»: «На мощении возможно размещение столиков кафе и ресторанов», а ближе к Невскому – велопрокат.
 
3. Проект «Дворцовый меридиан», авторы Антон Николаенков, С. Маркушев, М. Левченко. В целом повторяет проект «Меридиан Победы на Большой Морской». В социальной сети «ВКонтакте» Антон Николаенков 12 июля 2016 г., после первого тура конкурса, написал на своей странице: «на днях прошел конкурс на благоустройство участка большой морской улицы от арки главного штаба до невского проспекта. мы решили и здесь немного наследить-подгадить. процесс пошел, посмотрим, что из этого выйдет» (https://vk.com/id622054). При этом Николаенков почему-то поместил на своей странице изображение проекта Лагутина, а не своего. Возможно, перепутал ввиду сходства.  
 
4. Проект архбюро «Хвоя». Руководитель проекта Вадим Спиридонов, архитектор Илья Спиридонов. Концепция: 140 м улицы – аванзал Эрмитажа на свежем воздухе. Фонари, гранитные скамьи и гранитные урны. Мощение. Летние кафе, террасы и рестораны, велопрокат – все очень оригинально, все для обещпита. Самый пустой, безликий и общепитозаполненный проект.  
 
5. Проект «Театр и музей под открытым небом», авторы Александр Демин, Татьяна Демина, Светлана Данилова, Анастасия Ладиган. Клумбы в гранитном обрамлении, очень напоминающие клумбы-могилы на Большой Московской ул., сделанные по проекту вышеупомянутой Канунниковой, только монументальнее. Подсветка в мощении (которая быстро выходит из строя). На картинке (http://archi.ru/russia/image_large.html?id=219209) показаны пляски ряженых. Концепции нет, но уверен, что потом ее заменит общепит. 
 
6. Проект «Меридиан Победы на Большой Морской», авторы: архитекторы Р. Даянов, Д. Лагутин, А. Марковский, К. Рогожкин, Ф. Романовский; скульпторы А. Чаркин, Б. Петров, В. Свешников, А. Архипов. Ориентировочная стоимость 180–200 млн руб. Этот проект единственный из всех нагружен каким-то смыслом, а не торговой функцией. В данном случае патриотическим смыслом, сегодня модным и востребованным, который символизирует взвод из двенадцати гвардейцев, по шесть с каждой стороны. Хотя скамейки и кадки с зеленью надо убрать, они снижают пафос и превратят ПЗ в зал ожидания, где пьют и закусывают. Скамейки похоронят пафос, их не должно быть. Отсутствие же скамеек придаст улице необходимую динамичность. Идея ПЗ – направить зрителя к арке, как бы подтолкнуть его к ней, не загромождая пространство тем, что может остановить или отвлечь внимание. Хотя понятно, что на пути к Эрмитажу, к главному музею страны, к главной площади города, очень выгодно что-то продавать. Спрос обеспечен! И вот эта картина навевает на меня ужас. 
 
То есть если выбирать из трех вариантов: 1) нынешняя стихийная автостоянка; 2) летние кафе, рестораны, выносная торговля, ларьки, которые формально охранное законодательство не нарушают, но фактически вид улицы гробят; 3) гвардейцы и военно-патриотический пафос без автостоянки, кафе и торговли – я бы выбрал третий вариант как наихудшее из трех зол, хотя установка здесь, в охранной зоне, скульптур, безусловно, противозаконна. Но гвардейцы и весь военно-патриотический пафос, может быть, не позволят превратить улицу в сплошной общепит плюс базар с матрешками и прочим кичем всех видов. На ул. Рубинштейна на 35 домов 53 питейных заведения, и этот идеал всем не дает покоя.  
 
Победа своего
 
Победителя конкурса жюри определило 6 сентября. В 11 час. 30 мин. архитектор Лагутин передал Екатерине Боровой свой судебный иск и подтверждение, что он принят к рассмотрению в Ленинском районном суде, а Боровая передала эти документы в оргкомитет Канунниковой. В 13 час. 30 мин. началось заседание жюри, в 14 час. 30 мин. победителем был назван проект мастерской «Хвоя». То, что их проект самый пустой, безликий и общепитозаполненный, я уже сказал. Иными словами, в конкурсе победил общепит двумя полосами длиной 140 м каждая. Так что спасибо «Красивому Петербургу» за идею. А еще победила дружба.
 
Потому что архитектор Вадим Спиридонов, сын которого Илья работает в «Хвое», близок к КГА. Здесь он по-прежнему свой человек, и исходя из качества собственно проекта, других объяснений победы именно Вадима Спиридонова нет. Он был руководителем мастерской № 3 Бюро Генерального плана КГА, потом стал руководителем ООО «АМ-ТРИ», принял непосредственное участие в создании бездарных проектов благоустройства пл. Искусств1[1] (реализация этого проекта изуродовала площадь, о чем я в свое время подробно писал) и Большой Конюшенной ул., т.е. обнаружил умение получать заказы выгодные в материальном отношении со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому победа безликого проекта «Хвои» удивить не может – уверенная рука Вадима Спиридонова чувствуется. И интерес Канунниковой тоже.
 
И еще один любопытный нюанс. До последнего момента В.П. Лукин, главный архитектор Эрмитажа, был членом жюри. И вдруг оказалось, что он уже не в жюри, а является одним из авторов проекта-победителя архитектурной мастерской «Хвоя», оказавшейся прикрытием и для Вадима Спиридонова, и для Лукина. «Фонтанка.ру» написала, что и концепция, оказывается, разрабатывалась «с участием специалистов Эрмитажа» (http://www.fontanka.ru/2016/09/06/102/), так что теперь остается гадать: то ли Лукин поддерживал проект ранее, потому что ему обещали авторство, то ли проект ему так понравился, что он захотел стать соавтором. Понятно, как всё это выглядит с точки зрения этики.
 
Что же касается Д. Лагутина, то результаты этого конкурса он оспорит через судебный иск, поскольку жюри должно было отложить принятие решения до завершения суда по иску о плагиате. 
Михаил Золотоносов
 
1 Вот, например, свежий аналог 2016 года – проект благоустройства территории бывшей автостоянки ЦВЗ «Манеж» (архитектурная мастерская «Циркуль»). Площадь территории 39,8 х 35,0 = 1393 кв. м. Согласованная смета на сайте госзакупок 48,563 млн руб. (на 01.06.2016). Стоимость 1 кв. м = 34863 руб. На Б. Морской площадь благоустройства 3500 кв. м., общая стоимость 122,020 млн руб.
 
2 Wow – англо-американское междометие, употребляемое при радости, удивлении (вроде русского «ух ты!»).          








Lentainform