16+

Обувь становится все менее крепкой. Но есть страшный секрет, как с этим бороться

05/10/2016

Обувь становится все менее крепкой. Но есть страшный секрет, как с этим бороться

Что-то не то творится у нас в области ботинок и прочих сапог. Нормальную пару обуви стало не купить. Наши бабушки, например, туфли по наследству передавали. А нынешние боты разваливаются через сезон. Почему так? Сколько должна жить пара обуви? – пытал «Город 812» обувщиков. И открылся нам страшный секрет.


          Ботинки с кефиром

Чтобы долго не держать интригу – сразу о секрете. Он состоит в том, что плохую обувь можно вернуть в магазин хоть через два года после покупки. О том, как это сделать, – ниже. Сами продавцы об этом никогда не рассказывают.

Сегодня эксперты констатируют: качество обуви на российском рынке стало хуже. Как рассказали «Городу 812» в Центре независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), нет ни одного производителя, на которого бы не жаловались.

– На рынке больше иностранной обуви, поэтому и жалоб на нее больше. Почти всё, что у нас продается, производится в Китае и в Азии. В основном, конечно, в Китае. Даже брендовую обувь известных марок тоже делают там, – рассказывает эксперт по качеству обуви ЦНПЭ Вячеслав Глазатов.

На экспертизу  развалившуюся обувь приносят как сами покупатели, так и продавцы – когда подозревают, что покупатель специально сам всё порвал. Самый частый дефект, с которым обращаются, – отклеивание подошвы. На втором месте – разрывы кожи. На третьем – отрывы и переломы каблуков.  На четвертом  – трещины и разрушения подошвы. Женскую обувь приносят чаще, чем мужскую.

По словам Вячеслава Глазатова, структура жалоб за последние годы  изменилась. Еще десять лет назад примерно в 80% случаев эксперты выносили решение в пользу покупателей.  Сегодня этот процент ниже – около 65%. Но раньше люди жаловались только на явные дефекты, а сегодня – на всё подряд. Например, на то, что ботинки или туфли жмут, трут и вообще – неудобные. Удивительно, но факт: и в этих случаях можно сдать поношенную пару в магазин и вернуть деньги.

– Бывает, что неудобство вызвано грубыми краями задников, утолщениями шва. А это уже производственные дефекты, и, следовательно, потребитель может вернуть деньги за  товар, – объясняет эксперт.

Правда, для такой экспертизы потребуется не только обувь, но и ноги. То есть нужно будет примерить пару в присутствии эксперта. Цена проведения обувной экспертизы в Петербурге составляет  примерно  тысячу рублей.

Можно ли при покупке оценить, сколько проживет та или иная пара? Специалисты говорят, что угадать практически невозможно. Но есть один верный секрет: никогда не покупать обувь в гипермаркетах.

– Даже если она там стоит дешево – все равно  не стоит тех денег, которые за нее просят. Это ужас, что там продается! Это нельзя носить, – так эмоционально реагируют эксперты на ботинки, продающиеся рядом с кефиром.

По словам эксперта Глазатова, если  в обуви «заложен» производственный дефект, как правило, он проявляется достаточно быстро и «успевает» в гарантийный срок в 30 дней.

Но если даже гарантия закончилась, а любимый сапог порвался, его все равно можно сдать обратно в магазин и вернуть деньги – в течение двух лет после покупки (при наличии чека). Но с одним условием.

– Если потребитель  убедит продавца, что дефект произошел не по его вине, а является производственным.  Это можно доказать с помощью независимой экспертизы. И тогда покупателю должны возместить и стоимость обуви, и стоимость проведения экспертизы. Когда к нам обращаются с такими случаями, мы в первую очередь смотрим износ. Если он составляет 70–80%, то, конечно, никто в здравом уме не даст заключение, что потребитель невиновен. А если, допустим, человек купил ботинки, не носил их год-полтора, а потом надел и обнаружил дефект – при этом обувь выглядит аккуратно и мало поношенной – тогда без вопросов дается заключение о производственном дефекте, – говорит эксперт ЦНПЭ.

Вывод. Срок жизни обуви в России сегодня составляет два года. А потом уже никто ни за что не отвечает.

Неприличные сапоги

Отчего обувь стала плохая? Как это обычно бывает, сложились сразу несколько причин.

При этом производители даже не сильно виноваты! Они умеют шить нормальную обувь, но им некому ее продавать. Виноват экономический кризис. Потому что пара приличных сапог сегодня стоит как средняя зарплата. Из-за этого рынок заполнен неприличными, но дешевыми сапогами.

Низкая цена достигается за счет удешевления производства. Даже крупные европейские бренды стали размещать заказы в третьих странах на более дешевых фабриках, использующих  ручной труд диких азиатов. И у них же закупать клей, нитки, кожу. И это всё для того, чтобы не повышать цены и не распугать покупателей.

По словам  заведующей кафедрой дизайна и конструирования обуви  Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) Надежды Яковлевой, кризис в России особенно сильно ударил по легкой – обувной и швейной – промышленности,  сильно зависящей от зарубежных материалов и комплектующих. Даже если в производстве обуви применяется натуральная кожа отечественного производства, при ее изготовлении все равно используются импортные компоненты.

– Наши производители страдают из-за того, что материалы подорожали. Как только выросла стоимость валюты, закупщики от торговли  и на производствах оказались поставлены в жесткие условия. У них были выделены бюджеты, и теперь, чтобы не выйти из них, приходится закупать или производить  продукцию худшего качества. Торгующие организации и производители отечественной продукции вынуждены сокращать либо прибыль, либо расходы на производство. Обувь однозначно стала хуже. То, что сегодня продается  в некоторых обувных сетях,  даже обувью назвать нельзя. Как можно сшить туфли за 399 рублей или сапоги за 999? Наверное, они одноразовые, – удивляется Надежда Яковлева.

По ее словам, цена обуви складывается из затрат на  материалы и работы. Квадратный дециметр кожи стоит сегодня от 10 до 20 рублей. На пару полуботинок нужно 25–30 дециметров, а, например, на высокие сапоги – до ста дециметров. Плюс подошва, фурнитура и работа. В итоге отпускная цена отечественной пары  кожаной обуви не может быть ниже 2000 рублей.

Сегодня на всю Россию насчитывается  от ста до шестисот обувных производств  (включая мелкие). Но отечественная промышленность обеспечивает лишь 10% потребности внутреннего рынка. Для сравнения: только в одном китайском городе Гуанчжоу обувных фабрик насчитывается около десяти тысяч.

Как китайцы обманывают

Импортозамещение в сапожной отрасли у нас пока не очень работает.

По оценке завкафедрой технологии кожевенного, мехового и обувного производств СПбГУПТД  Александра Просвирницына, отечественное производство в этой сфере отстало от мирового, если не навсегда, то очень надолго.

– В начале 90-х годов почти всю легкую промышленность развалили, а нового ничего не создали. Те отечественные предприятия, которые сегодня работают, шьют неплохую обувь. Но делают это в основном по старинке, используя много ручного труда. Поэтому продукция у них  получается дорогой. Купить новое оборудование – денег нет, оно все за валюту. А в России нужных станков не делают и не могут пока сделать. Потому что станкостроение тоже развалено. Сегодня все говорят, что нужно поднимать отечественную промышленность, но пока – только разговоры. В легкую промышленность никто не вкладывается, – говорит Александр Просвирницын.

Одно из немногих обувных предприятий в стране, переживших и революцию, и блокаду, и перестройку, и работающее до сих пор – питерская фабрика «Скороход». В 90-е она была крупнейшей в России. Сейчас там шьют только детскую обувь. Фишка компании – использование только натуральной кожи. Но часть операций там по-прежнему делают по старинке, вручную. Продукция  «Скорохода» стоит примерно в два раза дороже, чем «такая же» китайская.
Китайская обувь вообще оказалось  главной проблемой российского рынка. Наши друзья из Поднебесной заваливают магазины дешевой кожаной продукцией. Отечественные  обувщики обвиняют их в лукавстве.

– У недобросовестных производителей, как правило, имеются сертификаты, подтверждающие, что кожа натуральная. С одной стороны, это правда. С другой  – лукавство. При изготовлении кожаной продукции слой кожи пилится на три части. Самый верхний, «лицевой» слой  – это и есть натуральная кожа. Вторые два слоя называются «спилки». Большинство китайской обуви сделано  из спилка. Спилок  хуже по техническим характеристикам. Во-первых, тоньше. Во-вторых, дает большую растяжку,  плохо держит форму. В-третьих, быстрее впитывает влагу, то есть быстро промокает. Когда спилок окрашивают, его не пропитывают краской, как кожу, а покрывают тонким слоем цветного полиуретана, чтобы придать обуви гладкий «кожаный» вид. В итоге полиуретановая пленка дает «эффект бахил», то есть нога в такой обуви не дышит, потеет.  Наша компания не раз предлагала обязать производителей не лукавить, а информировать в таких случаях на этикетках, что обувь сделана из  натуральной кожи с «искусственным лицом». И пусть потребитель сам выбирает, – говорит представитель «Скорохода»  Лариса Климович.

По ее словам, отличить на вид, из чего сделана обувь, почти невозможно. Непрофессионалу это вряд ли под силу.

–  Натуральная кожа имеет не идеально ровную фактуру – ее красят, а не покрывают  пленкой. Можно посмотреть на открытые срезы, понюхать. При поджоге кожа не горит и не плавится, а издает такой специфический аромат… Больше всего он похож на запах паленой курицы. Искусственная кожа плавится, дымится или горит. В обуви из искусственной кожи ноги потеют, появляется  неприятный запах. В дальнейшем  могут появиться раздражения, вплоть до возникновения  грибковых заболеваний, – объясняет Лариса Климович.

Распечатайте туфли, пожалуйста!

Зато на Западе в обувной промышленности свирепствует технический прогресс. Туфли уже печатают на 3D-принтере. Идеальные колодки создают, используя  3D-моделирование. 

К созданию  компьютерных туфель подключились многие дизайнеры и архитекторы. Всемирно известные Фернандо Ромеро, Бен Ван Беркель и умершая недавно Заха Хадид напечатали собственные инновационные коллекции обуви на каблуках. На вид она похожа на что угодно, только не на туфли. Кажется, что такое невозможно носить, но это не так. Печатная обувь может быть очень комфортной, так как повторят форму стопы, и вообще, ее можно делать по индивидуальному заказу. Основной материал, из которого ее изготавливают, – нейлон. Подошву печатают из фотополимера. 

3D-туфли Energetic Pass уже назвали самыми удобными в мире. Их создатель – израильский дизайнер Нета Сорек – сканировала  положение стопы во время движения, обработала данные на компьютере и спроектировала «идеальные туфли», которые гарантируют, что их обладательница никогда не устанет от каблуков. Они уже в продаже. Цена  пары – примерно 1000 долларов.

– Сегодня  в мире уже много массовой печатной обуви. В основном, делают сланцы, тапочки. У нас подобные технологии пока не развиты, хотя мы знаем, как их применять. В наших условиях напечатать одну пару обойдется примерно в восемь тысяч рублей. Пока  это невыгодно. Зато в Европе эти технологии уже дешевеют и скоро станут экономически целесообразными. Тогда все будут носить печатную обувь – возможно, даже напечатанную по модели стопы, – говорит Надежда Яковлева.

По ее словам, многое в мире обуви зависит от моды. Хит сезона – босоножки на меху.

– Сейчас на Западе суперпопулярны  босоножки с отделкой из натурального меха. Частное решение такой обуви – мюли. Это обувь с открытой пяточной частью, а из-под пятки там торчит натуральный мех обтяжки стельки из норки. Это красиво, стильно! Но у себя в России мы такое пока производить не можем. Как оказалось, у нас не существует стандартов на выпуск подобной обуви. Многие ГОСТы устарели, не поспевают за жизнью, – говорит она.

По ее словам, сегодня в мировом производстве обуви наблюдается противоположная 3D-моделированию тенденция: производители меньше обращают внимание на удобство обуви и больше – на красоту. В угоду моде они отказываются от анатомически правильных колодок, а это вредит здоровью и портит ноги.

В  Университете промышленных технологий и дизайна с помощью науки и компьютерных технологий тоже умеют создавать 3D-модели подошвы и печатать каблуки по собственным оригинальным методиками – не хуже, чем у западных производителей. Но отечественные производители пока не стоят в очереди за отечественными разработками.

Какие ваши ноги?


Обувь становится все менее крепкой. Но есть страшный секрет, как с этим бороться


У людей из разных стран ноги отличаются. Это связано с анатомическим строением стоп. Стопы бывают трех основных типов.

1. Греческий – когда второй палец чуть длиннее большого и третьего. Пальцы образуют правильную дугу.

2. Римский – все пальцы примерно одинаковой длины.

3. Египетский – большой палец длиннее всех остальных.

Педоманты  (педомантия – ненаучное предсказание будущего или определение характера по линиям стоп и форме пальцев ног) приписывают владельцам разных типов стоп разные черты характера.

Греческому типу – целеустремленность, амбициозность.
Римскому типу – усидчивость, успешность.
Египетскому типу – эмоциональность, романтичность.

Производителям обуви приходится быть немного педомантами. Например, известно, что итальянский сапог для русской ноги не подходит. Это научно доказанный факт. У среднего россиянина стопы более широкие, чем у итальянца. Поэтому обувь для российского рынка шьют на колодках с увеличенной полнотой. 

Всё, что вы хотели знать об обуви, но не у кого было спросить

- Как постирать кроссовки?
Правильный ответ – никак. Но – внимание! – продавцы в спортивных магазинах часто говорят, что обувь из синтетических материалов стирать можно – даже в стиральной машине. Обманывают! Опрошенные «Городом 812» производители самых устойчивых кроссовок – Nike и Adidas – заявили, что их обувь стирать нельзя. Такого же мнения придерживаются и эксперты. От воды и порошка повреждаются картонные детали (которые есть практически в каждой паре), и расклеивается то, что склеено. Обувь советуют чистить влажной тряпочкой с мыльным раствором и сушить при комнатной температуре. Ее можно стирать, только если это указано на ярлычке.

- Чего нельзя делать с мембранной обувью?
Нельзя ее сильно пачкать и мочить. Иначе слой грязи и воды на поверхности обуви не позволит мембране «дышать», и тогда в ботинке создастся эффект резинового сапога.   Есть мнение, что нормальные кожаные ботинки в носке ничуть не хуже мембранных. А мембрана – это уловка производителей, придуманная, чтобы дорого продавать обувь из дешевой синтетики.

- Почему обувь одного размера у разных производителей разной длины?
В России и СНГ размер обуви принято указывать в штихмассовой системе. За единицу измерения длины стельки в ней принят штих – древняя французская мера, равная 6,67 мм. Соответственно, длина, например, 37-го размера будет равна 246,79 мм. В метрической системе размеров (в см) это будет 24-й или 25-й размер. Унифицированной таблицы пересчета одних размеров в другие не существует. Поэтому каждый российский производитель переводит, как ему удобно. Также нет единых правил перевода зарубежных размеров в российские. Тут у поставщиков вообще полная свобода, какой размер написать.

Кстати. Считается, что средний размер женской обуви – 240 мм, мужской – 270 мм. Такие стандарты (на основе массовых измерений стоп населения) были приняты в СССР. Какой средний размер у россиян сегодня, никто не знает, потому что с тех пор измерений не проводилось. Но в других странах он увеличивается. Например, в Великобритании с конца 1970-х средний размер женской ноги вырос с четвертого по шестой (до 38,5 по-нашему). Медики связывают это с общим увеличением веса и роста британцев.            

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform