Архитектор Мамошин может остановить строительство нового здания для театра Додина
10/10/2016
Речь о строительстве новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы (МДТ – Театра Европы), которую торжественно заложили в прошлом декабре во время Петербургского культурного форума.
Только отзвучали пафосные речи, как начались суды. Мастерская Михаила Мамошина, автора проекта новой сцены, потребовала от генерального проектировщика – компании «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) – выплатить долги за выполненную работу по договору субподряда, наличие которых установлено вступившим в силу судебным актом.
Но если подобные конфликты никакая не сенсация, скорее наоборот, то весной 2016 года источники в архитектурных кругах Петербурга стали сообщать, что Мамошина пытаются отстранить от авторского надзора. Вносятся произвольные изменения в его проект, полностью согласованный Главгосэкспертизой России еще летом 2015 года, а до этого, в декабре 2014-го, – Советом по культурному наследию при городском правительстве.
Все последние месяцы между Мамошиным с одной стороны и представителями компании ТДМ, МДТ – Театра Европы и генподрядчиком – компанией «Стройсоюз СВ» с другой шли трудные переговоры. По этой причине архитектор отказывался комментировать судебные разбирательства, в которых к этому времени к имущественным требованиям добавились интеллектуальные, в защиту авторских прав.
Еще на этапах разработки проектной документации мастерская Мамошина и ТДМ согласовали в договоре, что все авторские права на созданный проект переходят к последнему только после полной оплаты работ по договору, которая так и не состоялась. Это означает, что ТДМ, а вслед за ним и «Стройсоюз СВ» так и не получили права на использование проекта, в том числе путем внесения каких-либо изменений в изначальный авторский замысел и путем строительства. Следовательно, до полной оплаты работ любые подобные действия грубо нарушают авторские права Мамошина.
Конфликт сильно осложняется тем, что Минкультуры РФ через Северо-Западную дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД), заказчика строительства новой сцены МДТ – Театра Европы, не стало заключать (вопреки обычной практики) с Мамошиным договор на авторский надзор. Эта «почетная миссия» доверена третьей фирме, никому неизвестной в архитектурном мире. Больше того, только что в Северо-Западной дирекции Минкульта сменился руководитель: вместо Александра Шабасова (ему прочат повышение в Москве) назначена Наталья Волынская, работавшая заместителем директора института «Ленпроектреставрация». Понятно, что ей потребуется время, чтобы войти в курс дела.
По источникам, в начале сентября Михаил Мамошин узнал, что генпроектировщик то ли в обход театра, то ли с его молчаливого согласия принял окончательное решение: использовать проект новой сцены так, как ему заблагорассудится. И вносить изменения в проект без согласия автора. Обычно генпроектировщик, готовя рабочую документацию, работает вместе с автором проекта.
Появилась неофициальная информация об изменении проекта для увеличения полезных площадей театра. Речь идет о нескольких сотнях кв. метров, это примерно один процент от общей площади, но и они могут стать причиной для повторного прохождения проекта в экспертизе. Возможно, расчет на благосклонность экспертизы и заказчика. Здесь напрашивается аналогия с Мариинкой-2. В конкурсном задании на проект театра его площадь составляла 39 тыс. кв. метров. Построили 54 тысячи.
Михаил Мамошин принял решение добиваться в суде защиты своих авторских прав на созданный им проект, в том числе путем запрета на строительство театра в измененном виде.
Это должно неизбежно увеличить сроки строительства, которое первоначально планировалось полностью завершить летом 2018 года.
Наблюдатели, знакомые с ситуацией, убеждены: системная ошибка была заложена в 2015 году, когда произошла «оптимизация ценовой составляющей». Даже строительные чиновники в разговорах без диктофона не скрывали, что невозможно за 2,5 млрд рублей построить современное театральное здание площадью 23 тысячи кв. метров с двумя зрительными и репетиционным залами, школой-студией, театральными мастерскими и т.д.
Поэтому в тендере на строительство театра приняла участие (и в итоге выиграла его) только одна фирма, никогда прежде не занимавшаяся объектами подобной сложности. Поэтому авторский надзор доверили тому, кто не имеет никакого отношения к автору проекта.
Вадим ШУВАЛОВ, фото mamoshin.com
- Друг Путина не смог постротить роскошный особняк из-за строителей-халтурщиков
- В Грозном начали строить самый высокий небоскреб Европы
- Кто построил больше всего жилья в 2015 году в Петербурге
- «Пару-тройку лет страна фактически будет «вариться в собственном соку»
- В Арктике рабочих, возводящих военные объекты, оставили без еды и денег
- Сторонники голодающего Навального приготовились к разгрому и готовы идти ва-банк
- Кто из глав государств не реагировал на голодовку оппозиционеров и уморил их в тюрьме
- Россияне возмущены, что Познер посмел назвать Пушкина «нерусским»
- Россияне считают, что Медведев «глумится над народом», когда хвалит Путина за рост зарплат граждан
- В каких случаях мусульмане и православные могут вступать в интимные отношения во время поста
- 10 стран с самыми богатыми природными ресурсами
- Как я работала в эскорт-агентстве. Личный опыт
- «Мутный он какой-то, этот Байден...»