16+

О диссертации министра Мединского и русском языке министра Васильевой

17/10/2016

ГЛЕБ СТАШКОВ

Не так давно был День учителя. Премьер-министр Медведев поздравил представителей этой замечательной профессии. И даже не советовал им подрабатывать где-то на стороне. И были в поздравлении Медведева такие слова: вы, мол, педагоги, учите учеников «самостоятельно и творчески мыслить».


         Слова, в общем-то, банальные. Проходные. Но я решил подойти к ним самостоятельно и творчески. И теперь я не уверен, что детей нужно учить мыслить. Тем более – самостоятельно и творчески.

Я попробовал мыслить. Хотя бы логически. И почувствовал себя в этом мире одиноким и отверженным.

Министр культуры Мединский называет людей, которые сомневаются в подвиге 28 героев-панфиловцев, «мразями кончеными».

Мыслим. И понимаем: министра культуры должны одернуть. Сказать, что министру культуры не подобает ботать по фене. Другому министру, может, и ничего, а министру культуры – не очень.

И что мы видим? Пресс-секретарь президента говорит:
– Министр культуры в совершенстве владеет русским языком.

Так обычно говорят про тех, для кого язык, которым они владеют, неродной. Знаете ли вы английский? Отметьте галочкой один из трех вариантов:
– читаю и перевожу со словарем;
– читаю и могу объясняться;
– владею в совершенстве.

Казалось бы, все министры должны владеть русским языком в совершенстве. Проверим.

Министр образования Васильева объясняет, почему в школу нужно вернуть астрономию:
– Давайте вспомним замечательные слова: «Послушайте, если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Помните слова Маяковского? Дело в том, что лишать человека знаний об астрономии неправильно.

Прекрасное объяснение. А главное – логичное. Тут какая-то промежуточная степень владения языком: «Читаю и могу объясняться, но плохо».

Продолжим цитирование министра образования.
– У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали.

Объясните мне: при чем здесь Бог? Сделать так, чтобы иностранный язык преподавали хорошо, – прямая обязанность министра образования. Бог, наоборот, смешал языки, «так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7). А сделать так, чтобы понимал, – это не к Богу, а к министру образования.

Далее. У нас плохо преподают иностранные языки. Что нужно сделать? Мыслим. Улучшить? Нет. Нужно ввести астрономию. За счет второго иностранного.
– Так что я смело два часа заберу – один в 10-м классе, другой час – в 11-м, – говорит министр образования.

Между прочим, г-жа Васильева – министр не только образования, но и науки. Я – по образованию – историк. Мне близки гуманитарные науки. К счастью, министр Васильева – тоже историк. И ей тоже, видимо, близки гуманитарные науки. И она говорит, как всегда, на не вполне совершенном русском языке:

– Наши гуманитарные науки никогда не могут быть напечатаны в (иностранных научных) журналах по определению, потому что там твой взгляд на мир никому не нужен.

Вынужден огорчить г-жу Васильеву. «Твой взгляд на мир» не нужен и в отечественных научных журналах. Взгляд на мир – это литература, театр, живопись. А гуманитарные науки – это немножко другое.

Впрочем, как посмотреть… Если докторская диссертация министра Мединского, так и не другое.
Про эту злосчастную диссертацию говорят много. Повторяться не буду. Выскажу одну мысль.

Мединского могут лишить степени доктора исторических наук. А могут и не лишить. Проблема в том, что это не будет иметь никакого отношения к науке. И к взгляду на историческую науку. И даже к взгляду на мир.

Решение по диссертации министра покажет только одно – насколько сильны номенклатурные позиции данного министра. Сильны – не лишат. Слабы – лишат. И отправят в отставку под благовидным предлогом.

Это я «самостоятельно и творчески мыслю». Меня этому учителя научили. На мою голову.

Дорогие учителя! Как говорит премьер-министр Медведев, «вы открываете дорогу своим ученикам к их будущим достижениям».  Не учите детей мыслить. Не закрывайте дорогу.              

ранее:

«У нас демократии нет. И слава Богу»
Как я ходил на выборы, а бойкотисты поссорились с небойкотистами
Почему наши власти плохо реагируют на социологов
«Вы понимаете, что волнует наше ТВ?»
Как я не подписал петицию за отставку Медведева
 











Lentainform