16+

Эксперты считают, что все три финальных талисмана футбольного чемпионата мира-2018 нарисовал один человек

20/10/2016

Эксперты считают, что все три финальных талисмана футбольного чемпионата мира-2018 нарисовал один человек

21 октября 2016 года станет известен талисман чемпионата мира по футболу 2018 года. Итоги начавшегося на сайте talisman.fifa.com/ru голосования обещают подвести в прямом эфире Первого канала. Не исключено, что талисман будет иметь петербургские корни.


        В роли талисмана спортивных соревнований может выступать любое существо, отражающее особенности культуры страны-организатора, это может быть как животное, так и сказочный персонаж. И конечно, талисман должен быть симпатичен болельщикам. Например, изображение Лайки, которая была талисманом чемпионата мира по хоккею, проходившего в Москве и Петербурге, поначалу стало объектом жестких шуток, но когда  Лайка появилась живьем в «Юбилейном», все изменилось. Канадские аниматоры, одевшись в наряд этой самой Лайки, устраивали на трибунах по ходу матчей такие шоу, что публика переставала смотреть на лед. Как следствие, с сувенирных лотков в первую очередь разлетелась продукция с Лайкой. Так что хороший талисман – это гарантия коммерческого успеха. У Олимпийских игр в Сочи было сразу три талисмана. Правда, сегодня вряд ли кто-то из вас вспомнит, что это были за герои и как их звали. Другое дело олимпийский Мишка из Москвы 1980 года!

Появлению талисманов олимпийцы обязаны футболистам. В 1966 году англичане, проводившие чемпионат мира по футболу, придумали львенка по имени Вилли, одетого в футбольную форму с британским флагом на груди. Сейчас подобного рода маркетинговые штучки кажутся обыденностью, но тогда это был прорыв. После Вилли футбольными талисманами были многие животные: петухи, леопарды и броненосцы, национальные деликатесы вроде апельсина и перца, просто мальчики в коротких штанишках. Но самый первый Вилли до сих пор считается идеальным талисманом.

Через два года после появления футбольного Вили организаторы Олимпийских игр тоже решили завести талисманы: участников Зимней Олимпиады в Гренобле встречал лыжник Шюсс, Летнюю Олимпиаду в Мюнхене принимала такса Вальди.

Талисманы для Москвы-1980 и Сочи-2014 выбирали, по идее, всей страной. В конкурентах у олимпийского Мишки были Матрешка, Петрушка и Конек-Горбунок. На итоговый выбор, как рассказывают, в значительной мере повлияло мнение читателей «Советского спорта»: газета провела опрос, и в большей части пришедших в редакцию писем предлагали медведя.

Что до сочинского трио, то здесь интриги было уже больше. Все началось с того, что на избирательных участках в Сочи одновременно с выборами президента России проходили и выборы символа Олимпиады. Жители Сочи в большинстве своем были единодушны, проголосовав за Владимира Путина и дельфина на лыжах. Но их мнение во второй части не было услышано, и Оргкомитет Игр решил прибегнуть к всероссийскому голосованию. За время интерактивного голосования информационный центр принял порядка миллиона звонков и сообщений, первое место в итоге занял леопард, поддерживаемый Путиным, второе – белый медведь, за которого был Дмитрий Медведев, третьим к финишу пришел заяц.

Кампания по выбору официального талисмана чемпионата мира по футболу –2018 стартовала еще в апреле 2015 года и тоже получилась многоступенчатой. А также абсолютно гласной, если верить  министру спорта Виталию Мутко: «Впервые в истории чемпионатов мира этот процесс мы делаем открытым и публичным с самого его начала». На первом этапе российские болельщики выбрали десять кандидатов на роль талисмана. В голосовании на официальном сайте ФИФА приняло участие более 50 тысяч человек, в список попали амурский тигр, богатырь, волк, дальневосточный леопард, жар-птица, инопланетянин, космонавт, кот, медведь и робот (в алфавитном порядке).

Затем за дело взялись студенты российских художественных вузов. Только они могли зарегистрироваться на сайте ФИФА и подать заявку на участие в конкурсе по разработке официального талисмана ЧМ-2018. Затем профессиональные российские дизайнеры провели для студентов круглый стол, где давали  студентам советы. Наконец, на третьем этапе довольно разношерстное жюри (режиссер Федор Бондарчук, актриса Виктория Толстоганова, телеведущая Оксана Федорова, продюсер Виктор Дробыш, певица Полина Гагарина, участники «Квартета И» Леонид Барац и Ростислав Хаит, дизайнер Игорь Гурович, председатель совета директоров АО «Государственные спортивные лотереи» Армен Саркисян и вратарь Игорь Акинфеев) выбрало из 120 эскизов три, за один из которых еще можно проголосовать до 21 октября.

В своего рода шорт-лист попали кот, волк и тигр. Правда, как дал понять Мутко, победителей может оказаться и больше: «Их может быть и двое. Я пока не знаю».

Профессионалы, не задействованные в официальном жюри, дают претендентам на победу уничижительные оценки. Например, Дмитрий Харшак, дизайнер и главный редактор журнала «Проектор»: «С точки зрения графического дизайна все три изображения чудовищны. Но, наверное, их надо оценивать с какой-то иной неведомой мне шкалой ценностей».

Удивительно, но работы, прошедшие в финал, выполнили исключительно представительницы прекрасного пола, хотя речь идет о чемпионате мира по футболу, а не по фигурному катанию или художественной гимнастике. Екатерина Бочарова, студентка кафедры графического дизайна Томского государственного университета, нарисовала волка. Надев на него очки, в которых в футбол обычно не играют (редкое исключение – голландец Эдгар Давидс, у которого была глаукома правого глаза и ФИФА разрешила ему принимать запрещенные медикаменты и выходить на поле в очках).

Софья Подлесных из Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого  нарисовала кота, который, с ее слов, по изначальной задумке был матрешкой. Кот у нее получился красным.

Наконец, тигр, который оказался космонавтом (хотя большинству понятно, что играть в футбол в скафандре неудобно). Но эта экипировка должна напоминать, какая страна первой отправила человека в околоземное пространство. Тигра сделала петербурженка Валерия Табуренко из Государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Валерия сначала хотела рисовать русского богатыря, затем жар-птицу, но в конце концов остановилась на тигре из космоса. Естественно, у нас возник вопрос, почему передумала, кто ее консультировал и почему все три героя похожи друг на друга графически, но Валерия Табуренко в ответ на просьбу об интервью сообщила, что ей разрешено общаться с прессой исключительно с ведома Оргкомитета ЧМ-2018. Удалось выяснить только, что  Валерия к футболу до последнего времени была абсолютно индифферентна, и с игрой миллионов ее связывало лишь то, что живет неподалеку от «Петровского» и ее  вуз заканчивал Андрей Аршавин.

Мнение профессионала

Сергей Ушан, креативный директор коммуникационного агентства Zero

– Вы бы за кого из трех персонажей проголосовали?
– За кота. Я учитываю не столько спортивную, сколько социальную и политическую стороны. Сегодня, как мне представляется, надо бы избегать трансляции воинственных, алармистских образов. Правда, не могу быть умовыразителем всех россиян, только тех, кому больше соответствует миролюбие, и поэтому выбираю кота. В отличие от тигров и волков, это не стайные животные – кошки, как мы знаем, гуляют сами по себе, они по своей сути представляют более автономную позицию. Кот не такой опасный и агрессивный, он лучше знаком каждому из нас, потому что волков и тигров мы у себя дома, как правило, не держим. Кошки – животные добрые, игривые, а футбол – это тоже игра. Так что если спорт – посол мира, то только кот. Волки – животные стайные, поэтому волка надо выбирать,  если уподоблять футбольную команду банде.

– Это вы говорите в плане культурной антропологии, а что насчет дизайна талисманов?
– А тут говорить не о чем и сравнивать нечего. Все три изображения выполнены одной рукой, в одной технике одним и тем же высокопрофессиональным иллюстратором, они равнокачественные, обаятельные и лично мне вполне симпатичны.

– Но у каждого из героев есть свой автор.
– Не верю. Мы же отличаем форму диснеевских мультфильмов от любых остальных. А здесь она одна и та же. Конечно, нельзя исключать, что сначала появился, скажем, кот, и он так понравился другому участнику, что тот решил посоревноваться именно с этим иллюстратором и использовал тот же стиль. Или другой вариант: бренд-персонаж кот создан одним иллюстратором, а другому профессионалу была поставлена задача создать в той же эстетике, в той же технике другого бренд-персонажа. Настоящий мастер сделает вам хоть волка с тигром, хоть жирафа со слоном.

– Но организаторы ЧМ-2018 проводили открытый конкурс, причем в несколько этапов, жюри с авторитетными людьми…
– Займемся конспирологией, прикинем, как могли развиваться события? Появляется среди работ кот, члены жюри признают, что с точки зрения визуальной культуры как он отрисован, насколько эмоционален – это то, что они хотели видеть, в общем – the best. Но при этом они понимают, что с котом чемпионат проводить не хочется. Россияне должны выбирать из нормальных пацанов вроде волка и тигра, тем более что есть публичный конкурс и надо соблюдать правила игры, а немощно отрисованные волк или тигр  проиграют этому коту-красавцу. И чтобы поставить его в ситуацию реального или хотя бы правдоподобного соревнования, тому же художнику или кому-то другому вполне могли сказать: мол, сделай-ка нам еще двух персонажей. Не вполне добросовестная ситуация, конечно, конкурс получается фейковый, тому, кого признают победителем, придется врать, когда будут брать интервью.

Если у всех работ один автор, тоже неудобное обстоятельство для организаторов. Но это невероятно, чтобы у работ были разные авторы. Каждому из них как минимум должны  были показать вариант, признанный имеющим право на существование, своего рода эталон художественной формы, и предложить воспроизвести на примере другого животного. Но даже при таком развитии событий требовалось найти трех редчайших профессионалов, которые оказались бы настолько одинаковыми в мелочах. И все равно они отрисовали бы не близнецов, а двоюродных братьев, после чего арт-директор вроде меня, руководствуясь строгим техническим заданием, все бы внимательно изучил, определил, где толщина штрихов не та, и отправил бы все на доработку, чтобы привести к одной художественной форме.

– Как думаете, почему к созданию талисмана для чемпионата мира привлекли исключительно студентов?
– Вообще, у открытых конкурсов одна беда. Когда начинают рисовать любители, настоящие профессионалы гнушаются участвовать. Не с руки им соревноваться с домохозяйками и школьниками. В данном случае, безусловно, имеет место популизм. Чемпионат мира – мероприятие медийное, к нему необходимо привлечь как можно больше людей. Тем более что определенный скепсис, как перед Олимпиадой в Сочи, среди населения тоже присутствует. А тут при выборе талисмана задействована большая аудитория, у каждого из участников есть родственники, друзья, просто знакомые, они тоже будут вовлечены в процесс, заходить на сайт, голосовать за своего человека. Хотя мне кажется, что предметом народного голосования может стать выбор животного для талисмана, это адекватный процесс для конкурса. Но сами рисунки должны выбирать уже профессионалы.

Талисманы чемпионатов мира по футболу

1966. Англия. Лев Вилли
Львенок принес львиную долю доходов организаторам чемпионата. Автор Вилли заработал на своей работе порядка семи миллионов фунтов стерлингов, а английские фанаты уже полвека берут с собой этого льва во все путешествия.

1970. Мексика. Мальчик Хуантио
Упитанного мальчугана в соломенном сомбреро  и зеленой форме назвали Хуанито, потому что каждый второй мужчина в Мексике – Хуан.

1974. ФРГ. Мальчики Тип и Топ
Немцы презентовал сразу двух румяных парней. Черноволосый Тип и долговязый блондин Топ были одеты в форму сборной Германии, у одного на футболке были буквы WM (аналог нашего ЧМ), у другого цифры 74.

1978. Аргентина. Мальчик Гаучито
Пастушок Гаучито был в бело-голубых цветах аргентинской сборной, а вместо сомбреро ему надели шляпу. На шее платок, в руках плеть – атрибуты аргентинских ковбоев.

1982. Испания. Апельсин Наранхито
Не похвастаться испанскими апельсинами организаторы  не могли. Наранхито (в переводе на русский «апельсинчик») очень напоминает нашего Колобка.

1986. Мексика. Перец Пике
Мексиканцы воспользовались идеей испанцев и тоже презентовали традиционный продукт национальной кухни. Острый перец нарядили в сомбреро и приделали усы.

1990. Италия. Человечек Чао
Вместо головы – футбольный мяч, все тело из кубиков цветов итальянского флага и имя по самому известному в мире итальянскому слову.

1994. США. Собака Страйкер
Приветливый пес был нарисован профессионалами на студии Уолта Диснея, а его имя на футбольный язык переводится как «нападающий» или «забивала».

1998. Франция. Петух Футикс
Традиционный символ французов. Имя Футикс собрано из слова foot и окончания -икс, чтобы получилось как у Астерикса и Обеликса. Организаторы ЧМ выручили с  помощью петуха рекордные и на сегодняшний день 27 млн долларов.

2002. Япония/Южная Корея. Существа Ато, Каз и Ник

Первый чемпионат в Азии, сразу в двух странах и с тремя экзотическими талисманами. Все они из команды по атомоболу, вымышленному виду спорта, дальнему родственнику футбола, имена они получили путем голосования в Интернете. Впервые для создания талисманов была применена компьютерная графика.

2006. Германия. Лев Голео
Спустя сорок лет талисманом чемпионата мира снова был выбран лев, но выполнен он был в виде куклы. Любимцем болельщиков не стал. Может быть, потому, что немецкая сборная не стала первой на домашнем ЧМ, а фирма-создатель Голео в итоге обанкротилась.

2010. ЮАР. Леопард Закуми

Фауна Африки могла предложить огромное количество кандидатов в талисманы. Организаторы выбрали леопарда, который символизировал дух и людей Южной Африки. Первые две буквы имени Закуми означают Zuid Africa («Южная Африка»), а окончание kumi – это числительное 10, год проведения мундиаля

2014. Бразилия. Броненосец Фулеко
Броненосцы обитают в восточной части Бразилии. Желтое туловище, синий панцирь и зеленые трусы представляют собой сочетание цветов бразильского флага. Имя Фулеко образовано от первой части слова «футбол» и окончания leco (ecologia).                 

Сергей ЛОПАТЕНОК











Lentainform