16+

«Идет какой-то сериал, смотрю – и мне интересно. Думаю: «А что же это такое идет?»

17/11/2016

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Как говорится, давненько не брали в руки шашек. То есть не рассказывал о новых сериалах. А они поднакопились. И сейчас тот редкий случай, когда хочется сказать хорошие слова про наш сериал.


           Меня часто упрекают в том, что я такой негативно настроенный, страшно капризный, и все-то мне не нравится. Но это абсолютно не так – я объективен и невероятно справедлив. И если есть что-то хорошее в наших сериалах, то немедленно об этом сообщаю.

Вот, например, несколько раз я попадал на какие-то эпизоды сериала «Кухня» и могу сказать, что это хорошая работа. И Назаров и Нагиев там неплохо играют. Единственная проблема в том, что это адаптация какого-то британского сериала. А я не очень люблю адаптацию. Я люблю, чтобы этот пиджак никто до тебя не носил. А вот сериал, о котором я буду по-настоящему восторженно говорить,  это никакая не адаптация, это наше, родное. Но у него странная судьба. Он прошел абсолютно незаметно, хотя вроде бы и премьера была на Первом канале.

Обнаружил я этот сериал совершенно случайно: за завтраком щелкал каналами и попал на Пятый – там часто после утренних новостей ставят фильмы вторым экраном. И если там не идет «Бандитский Петербург», то показывают сериалы про войну. Они очень расслабляют с утра, я страстно жду момента, когда гестаповец закричит: «Где твоя рация?» и начнет тыкать парабеллумом в живот. У меня от этого на целый день хорошее настроение. Я думал, что там снова что-то вроде этого будет, но вдруг раз –  и я жевать перестал. Идет какой-то сериал, смотрю – и мне интересно. Думаю: «А что же это такое идет?» 

Оказалось, что это четырехсерийный фильм, называется «Забытый». Там играет Евгений Цыганов, герой «Оттепели». Играют Алексей Серебряков и совершенно потрясающий актер Александр Ильин, он звезда сериала «Интерны», он в «Забытом» играет участкового. Там вообще много талантливых артистов собрано. Но я всегда понимал, что по-настоящему интересным может стать только сериал с хорошей литературной основой. Да, хороший сценарий можно угробить, но из плохого сценария даже гениальному режиссеру сложно слепить конфету.

Выяснилось, что «Забытый» снят по повести Анатолия Азольского «Облдрамтеатр». А фамилия Азольский мне знакома  –  я читал его роман «Диверсант», по которому был снят популярный сериал. Азольский – автор с очень странной манерой письма, но, безусловно, талантливый. И вот этот сериал по его повести «Облдрамтеатр» – он просто шикарный. Там действие идет в двух временных пластах – 1945 год и 1949 год. И поначалу совершенно непонятно, как это связано. И почему называется «Забытый» –  тоже неясно.

Начинается история в 1945 году, в апреле, в какой-то австрийской деревушке. Два советских офицера разведки приезжают в эту деревню, к ним бежит немка и кричит: «Господа офицеры, мы поймали двух французских проституток, они были любовницами обер-лейтенанта такого-то, мы их заперли в подвале. Вы их должны расстрелять!» Наши офицеры видят замордованных француженок  и берут их себе – как военную добычу. Вот им какое счастье обломилось – красивые французские девки. И такое впечатление, что фильм будет немножко на потребу тем, кто говорит про то, как русские насиловали Европу. Но нет – фильм на самом деле о потрясающем, красивом, очень умном и очень благородном человеке. Это один из этих двух капитанов.

Дальше разворачивается фантастически закрученная интрига, с детективным сюжетом, с невероятной аферой. Потому что потом, в 1949 году, этот парень уже преподает на юридическом факультете в каком-то областном центре. А в городе начинаются странные происшествия, всплеск бандитизма – и это в год семидесятилетия Сталина. То есть властям с этим надо что-то делать. И всех, кто имел отношение когда-то к органам, мобилизуют  для борьбы с бандитизмом. Но фильм не про бандитизм, а про аферу, которую один товарищ из обкома умудрился завертеть, – аферу, возможную только в год семидесятилетия Сталина.

Эта история про то, как этот парень, герой Цыганова, умудрился переиграть систему. И как он ее переиграл дважды,  и это выглядит убедительно, абсолютно не натянуто. Плюс очень аутентично время показано – и 1945-й, и 1949-й.

Вот как бывает странно – это  прекрасная работа, лучше «Оттепели», это вообще лучшее, что за последнее время наши делали. Но она, оказывается, совершенно не воспета и вообще никем не замечена.

Это доказывает, что мы можем. Это доказывает, что потенциал у нас есть. И значит то свинство, которое творится на наших экранах – на НТВ, на Первом и на «России», –  оно искусственное. Это рукотворное свинство, это рукотворное загрязнение экологической обстановки. И происходит это потому, что просто выгодно выпускать одноразовые пластиковые стаканчики. Хотя мы можем делать нормальный фарфор.

На этом с дифирамбами в наш адрес, к сожалению, заканчиваю. Перехожу к тому, что нам дал международный рынок. Для любителей борьбы с наркотиками у меня две новости – одна очень хорошая, другая так себе. Начнем с той, которая так себе. Вышел первый сезон «Королевы юга». «Королева юга» – это культовый роман Артуро Переса-Реверте, который был написан еще в те времена, когда Перес-Реверте производил шедевры (в последнее время у него с этим проблемы). Пересу-Реверте, кстати, не везет с экранизациями – его книги значительно глубже, чем экранные версии. И даже «Девятые врата» с Джонни Деппом хуже, чем книга «Клуб Дюма, или Тень Ришелье», по которой они сняты.

А «Королева юга» – она снята в модной манере без расставления акцентов:  кто тут у нас хороший, кто плохой. Вот есть главная героиня, вообще-то она хорошая, только занимается торговлей наркотиками и легко может застрелить человека. Как любят говорить в либеральной среде: «Всех можно понять» и всем можно дать Нобелевскую премию. Но мне кажется, что неудачно была выбрана актриса на главную роль. И иногда возникает ощущение, что этот сериал снят для испаноязычной диаспоры США. Но если не заморачиваться по этому поводу, то смотреть можно.

А хорошая новость для любителей препарирования сложной жизни торговцев наркотиков – это второй сезон «Нарков». Я уже говорил восторженные слова по поводу первого сезона этого сериала о Пабло Эскобаре (вернее, не столько о нем, сколько о том, как его ловили). И я очень боялся, что второй сезон будет гораздо хуже, чем первый. Потому что все шло к гибели Эскобара, а все знают, что его убили. Но вышел сезон полноценный, шикарный, страстный, дьявольски завораживающий, со всем колумбийским мистическим реализмом. Причем финальная серия, где убивают Эскобара, она просто прошибает. Создателям удалось подняться на уровень очень высокой человеческой драмы, не занимаясь при этом ни оправданием, ни романтизацией Эскобара. Как это у них получилось, я не знаю. Это магия в чистом виде.

Смотришь сериал – одни убегают, другие ловят, одни наркоимперию строят, другие пытаются их всех перебить. И видишь мужиков, которые занимаются любимым делом. Красивые мужики делают любимую работу. Это завораживает. И настраивает на философские размышления. У меня они вылились в то, что я неожиданно, смотря на запредельную звериную жестокость со всех сторон, вспомнил великого гуманиста Булата Шалвовича Окуджаву. Мы с ним как-то поспорили на предмет того, нужна или не нужна смертная казнь. А я вспомнил его строчку: «Не раздобыть надежной славы, покуда кровь не пролилась». Вот это – «покуда кровь не пролилась» – точно эпиграфом можно ставить ко второму сезону «Нарков».

Но создателям сериала еще нужно было сделать затравку на третий сезон. А как это сделать, если Эскобара убивают? Сделано это было очень изящно: американцы умудрились сместить акцент с одного главного героя на другого, поэтому третий сезон имеет шанс быть интересным.

Следующий американский сериал называется Night Of. Что переводится у нас – то   «Однажды ночью», то «Той ночью». Это история парня-мусульманина. Когда видишь эту мусульманскую морду, напрягаешься и думаешь: «Я еще только про пакистанцев не смотрел сериалы». Но сериал оказывается очень притягательным. Он про то, как после 11 сентября 2001 года в Америке относятся к мигрантам и их детям.

В сериале парня из мусульманской семьи обвиняют в убийстве девушки, с которой он случайно познакомился. Потом у них бурно, за несколько часов, развиваются отношения. А потом она мертва, и непонятно, кто это сделал. Парня арестовывают, следствие, суд. И там показана такая непарадная Америка, что многие решат, что это сознательное очернение, чернуха в стиле Звягинцева. Показана изнанка адвокатского дела в Америке. И тюремная изнанка. И черный юмор. И то, как работают на самом деле полиция, прокуратура, суд. Насколько на самом деле это бездушная машина, очень похожая на советскую. Я думаю, что все эти ведомства похожи во всем мире.

Там не стреляют, но от фильма невозможно оторваться. И все идет хорошо, но только до последней серии. Главное раздражение возникает из-за того, что ты не получаешь ответов на вопросы: кто убил, виновен или не виновен на самом деле этот парень? Как вообще относиться к этому человеку, который из прилежного студента в тюрьме превратился в совершеннейшего зэка.

У меня последняя серия вызвала злобу, раздражение и желание сделать себе татуировку «Все пиндосы козлы». Потому что нельзя так заканчивать сериалы. Я понимаю, что им тоже хочется делать следующий сезон, но это все-таки немножко свинство. Давайте пусть свинство будет только у нас на канале «Россия».

А самая ожидаемая премьера года – это американский сериал «Западный мир», который подавался чуть ли не как альтернатива «Играм престолов». Это старая идея про парк развлечений – «Мир дикого Запада», где живут андроиды, роботы. И американские миллионеры могут туда приходить и участвовать во всяких приключениях –  кого хочешь трахать, кого хочешь убивать. Их убить нельзя, а им можно убивать этих несчастных андроидов сколько хочешь.

Снято это хорошо. И здорово актеры играют роботов. И конечно, я очень люблю вестерны сами по себе. Сейчас вышло еще немного серий, но мне кажется, что самая ожидаемая премьера немного проваливается. Потому что к концу четвертой серии надо бы все-таки понимать, про что историю нам рассказывают, кто тут главный герой и в чем самая главная коллизия. То есть понятно, что в итоге этот игровой мир выходит из-под контроля, что будет восстание машин. Но покажите мне, где та Золушка, за которую мне переживать надо. То есть к вопросу: «Как сделано?» – у меня  никаких претензий, но к вопросу: «Что сделано?» – есть.

Я никогда не думал, что сериальное движение разовьется до такой степени, когда будут выпускать сериалы, которые неприлично не посмотреть культурному человеку. Но вот дожили мы до этого. Поэтому никуда не денешься – буду смотреть дальше.             

ранее:

Духовные скрепы по-турецки
«Хочу посоветовать четыре сериала для долгих новогодних каникул...»
«Министр культуры Бангладеш – гвоздь программы Культурного форума. От такого скулы сводит...»
Два ненаших сериала, на которые стоит обратить внимание
«В сериале «Метод» про маньяков должно быть очень страшно, а мне смешно...»








Lentainform