16+

Почему фильм про хвостатую женщину не собирает кассу

06/12/2016

Почему фильм про хвостатую женщину не собирает кассу

В прокат вышел фильм «Зоология» Ивана И. Твердовского. Фильм собрал большое количество фестивальных призов во всем мире, а на наших критиков подействовал, как валерьянка на кота. Это и неудивительно, если учитывать что это трэш-драма про женщину, у которой вырос хвост.


            При этом  в первый уик-энд в прокате картину посмотрели чуть больше двух тысяч человек. Почему наш зритель не смотрит российской кино, даже если у героев там растут хвосты, разбирался «Город 812».

В отношении «Зоологии» неизбежно напрашивается сравнение с «Превращением» Кафки,  и это,  в общем, справедливо. Потому что главная героиня фильма – пожилая девушка  по имени Наташа, у которой внезапно вырастает довольно внушительный хвост,  хоть и пытается перманентно получить от своего нового состояния удовольствие вроде сексуального самоудовлетворения, но, как и герой Кафки, все равно остается  в проигрыше. Однако если Грегор Замза был прежде всего жертвой объективации со стороны своих бессердечных родственников, которые ни за что не хотели видеть в нем человека, то  героиня «Зоологии» испытывает проблемы принятия самой себя. Причем как с хвостом, так и без.

Тем более что и до хвоста жизнь ее особенно не радует – немолодая и абсолютно забитая  героиня живет в маленьком городе с мамой, которая не позволяет ей даже курить, и работает в зоопарке, где является для сослуживцев объектом жесткого  троллинга. Когда зритель понимает, что у героини вырос  хвост,  это  даже не удивляет  – он выглядит  материальным воплощением  ее убогости, и  кажется,  не может сделать ее существование еще хуже. Когда хвост меняет жизнь героини к лучшему – в попытках избавиться от него она знакомится с молодым интересным рентгенологом из местной поликлиники, улучшает  имидж и получает пусть временное, но пьянящее чувство освобождения от ограничений, –  это вызывает законное, но  радостное  удивление. 

При этом нездоровая эйфория, в которую впадает обретшая свободу вместе с хвостом  героиня, заставляет вспомнить уже не Кафку, а Гоголя с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки», где со знанием дела описывается всякая нечисть. В том  числе и  ведьмы, у которых, как известно, сзади растет небольшой хвостик и которые  ведут  у Гоголя интересный образ жизни, пренебрегая  общественными  устоями. Сходство героини «Зоологии» с ними  усиливает и то, что  пока  героиня радуется новой жизни, прочие герои фильма, совсем как обитатели Диканьки,  всерьез обсуждают  слухи о том, что «у них на районе появилась  хвостатая женщина, которой стоит только посмотреть в глаза, как умрешь, не сходя с места». А местный священник даже отказывает Наташе в причастии, как раз на основании наличия хвоста.

Тот факт, что современные городские жители ведут себя приблизительно так же, как обитатели провинциальной глубинки начала XIX века,  придает вполне камерному фильму Твердовского неожиданное общественное измерение, наглядно доказывая то, что самым подходящим жанром для изображения нынешней российской жизни является сказочный трэш.

Однако самого Твердовского эта линия, к сожалению, не слишком интересует. Ему больше нравится продолжать издеваться над своей героиней, которая  не только получила хвост, которого совсем не желала, но не справилась  с заданным им  уровнем свободы. Но если сам автор не испытывает к своей героине,  которая терпит нешуточные моральные и физические муки, ни капли сострадания, то зритель не готов к этому и подавно.

Так что запредельно низкие сборы «Зоологии», несмотря на ее  впечатляющий фестивальный успех, выглядят совершенно  неудивительно.                 

Елена НЕКРАСОВА








Lentainform