16+

Как Петербург будет соединяться с областью

13/12/2016

Как Петербург будет соединяться с областью

Теперь главное слово в отношениях города и области – агломерация. Об этом спорят. Где границы этой агломерации. И что бы с ней такое сделать, чтобы там жить было хорошо. Разговоры ведутся в будущем времени. Вот только что обсуждали развитие агломерации до 2050 года.


          Изначально поспорили о границах агломерации. Петербуржцы предлагали вычертить окружность радиусом 50 км от Эрмитажа и считать агломерацией всю эту территорию. Областные коллеги сочли такое предложение дискриминацией и внесли контрпредложение – считать агломерацией всю территорию двух регионов. Им в ответ говорили: зачем нам в агломерации отдаленные города области – до них и через 35 лет с трудом доедешь.

На нынешнем заседании Координационного совета Петербурга и Ленинградской области власти Ленобласти предъявили свое видение агломерационного развития. Сначала про границы – предлагают считать так: по прямой от центра Петербурга до границ агломерации  80–100 км. В границы территории входят (частично или полностью) 8 районов Ленинградской области: Всеволожский, Кировский, Гатчинский, Тосненский, Ломоносовский, Приозерский, Выборгский, Волосовский.

Общая площадь территории – 15,7 тысяч кв. км (19% от площади области), там проживает на 2016 год – 996 тысяч человек (56% от численности населения всей области).

Несколько команд специалистов предложили свои варианты развития агломерации. Институт «Урбаника» предусматривает развитие на базе 5 городов-спутников Петербурга: Сертолово, Всеволожск, Кировск-Шлиссельбург, Тосно, Гатчина.

«Студия 38» предполагает относительно консервативный сценарий развития территорий в ближнем окружении Петербурга плюс  развитие более удаленных центров. Компания «НПИ «ЭНКО» сделала акцент на развитие территорий, прилегающих к южном районам Петербурга: западнее Красного Села, юго-западнее Гатчины, северо-восточнее Коммунара, Тосно-Ульяновка.

Областные власти не видят принципиальных противоречий между этими вариантами – все они предлагают южный вектор развития территорий, но с разными акцентами. Областные власти заинтересованы именно в таком векторе, поскольку сейчас население растет на севере области, преимущественно во Всеволожском районе, а места приложения труда размещены на юге – в Гатчинском и Тосненском районах.

Антон Финогенов, генеральный директор института «Урбаника»

– Правильно  я понимаю: власти двух регионов намерены повернуть руль на юг? Образно говоря, соединить город-спутник «Южный» и Гатчину с Тосно?
– Прямого соединения не будет, с градостроительной и природоохранной точки зрения будут разрывы в виде зеленых территорий, сельскохозяйственных земель. Но общий тренд на укрупнение Гатчины, Коммунара, Тельмана, Никольского, Федоровского и прочего – будет.
Однако мы настаиваем не на логике застройки полей, а именно на развитии вокруг сложившихся городов – точек роста, со своей историей, своеобразием. Город «Южный» просто займет место города-спутника в пустующей зоне между Пушкиным, Красным Селом и Гатчиной.

– И какова будет территория петербургской агломерации в 2030 году?
– Это территория, примерно ограниченная автодорогой «А-120». Причем мы считаем, что прогноз роста населения агломерационных территорий области более чем в два раза, заложенный в действующие генеральные планы сельских и городских поселений, является, во-первых, нереалистичным, во-вторых, слишком рискованным для устойчивого развития территории.

– А вообще работа в области есть?
– Создание рабочих мест должно стать приоритетом развития агломерационных территорий. Одними промышленными зонами и логистическими центрами не обойтись. Современные предприятия не требуют большой занятости – на пяти крупных заводах может работать столько же людей, сколько в крупном торговом центре. Поэтому мы предлагаем сформировать отдельную программу постиндустриальной занятости.

– Что это?
–  Региональная поддержка развития многофункциональных общественно-деловых зон. Это транспортно-пересадочные узлы, интегрированные с торговыми, деловыми, развлекательными, рекреационно-гостиничными функциями, образовательные и исследовательские кампусы, инновационные технопарки.

Ясно, что такие функции ориентированы на спрос и могут строиться частными инвесторами, пусть и с небольшими преференциями.

–  А где все это  может появиться?
– Вдоль КАД и в крупнейших городах агломерационной зоны – Гатчине, Всеволожске, Сертолове, Тосно.

– Там будет работа для кого – для петербуржцев или жителей области?
– Это уже вопрос второй.  Главное, чтобы у жителей близлежащих жилых кварталов был выбор – работать рядом с домом или в Петербурге. Сейчас в большинстве случаев такого выбора нет.

– Что делать с транспортом – строить новые автотрассы или развивать железную дорогу?
– Надо превратить электричку в систему городских железных дорог – с большим комфортом, единым тарифом с транспортом СПб и высокой интенсивностью движения. Где нет железных дорог или они загружены товарняками, должны быть созданы системы легкорельсового трамвая или автобусное движение по отдельной полосе. 

Самый важный автодорожный проект – КАД-2, особенно на участке, который сможет разгрузить часть КАД между Мурманским и Пулковским шоссе. Важна реконструкция А-120.

Конечно, требуется сформировать каркас вылетных автомагистралей – в радиусе всех основных направлений из города в область  на 60–70 км от города должна быть минимум четырехполосная автомагистраль.

– Могут ли два региона  рассчитывать на федеральное финансирование строительства таких дорог?
– Шансы есть, но мало. Но без концепции и обоснования шансов на федеральные деньги нет точно.

– Вы, значит, верите в государственно-частное партнерство?
– Без ГЧП не обойтись, для федеральных властей это сейчас главный критерий успешности проекта и приоритет. Другой вопрос, что нужно подходить реалистично, на отдельные виды транспортных проектов частного соинвестора можно найти на 10–30%, а не на 50–80%.

– А что будет еще через 20 лет – агломерация будет расползаться дальше?
– Границы агломерации в перспективе до 2050 года будут расширяться, но незначительно. Эти процессы затронут Сосновый Бор, Волосово, Вырицу, Сиверский и Сосново.

Для Ленинградской области важно решить две  задачи: создать там конкурентоспособные рабочие места, чтобы привлечь туда петербуржцев, и оставить возможность строительства жилой застройки выше 7 этажей только в крупных центрах постиндустриальной занятости.               

Вадим ШУВАЛОВ, фото africatwin.ru








Lentainform