16+

Самые странные задачи в школьных учебниках

16/12/2016

Самые странные задачи в школьных учебниках

Если вы давно не делали уроков, то многое в школьных учебниках может показаться вам странным. «Город 812» собрал самые странные задания из учебной жизни детей. И попытался понять, зачем авторы учебников такое пишут.


       Когда моя дочка была во втором классе (сейчас она в девятом), на уроках математики ей запрещали считать в столбик, потому что класс к тому моменту еще не прошел столбик. Потом ей запретили пользоваться  пальцами для умножения на девять (есть такой способ). Так как таблицу умножения полагалось знать наизусть, а не на пальцах.

Когда дочка в пятом классе сдала заданное на дом сочинение, новая учительница по русскому его перечеркнула жирной красной чертой. Даже отметку не поставила, обвинив ребенка в том, что работу за нее выполнил кто-то из взрослых. На самом деле дочь писала  сочинение сама. Но убедить в этом  педагога не удалось.  Поэтому весь пятый класс, пока учительница не привыкла, сочинения за  ребенка пришлось ваять мне – имитируя «детский язык», чтобы в школе верили, что пишет пятиклассница. 

Сейчас во втором классе учится мой сын. И я понимаю, что семь лет назад были цветочки. Учителя стараются как могут, но перебить глупость, написанную в школьных учебниках, они не в силах. Речь о программе «Школа-2100».

Например, на уроках русского языка детям запрещено пользоваться словами «существительное», «прилагательное» и «глагол». Все эти понятия они уже изучили и даже зазубрили определения. Теперь они знают, что существует «группа слов, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?» или «что?»». Но само слово «существительное» под запретом! Аналогичная ситуация с глаголами и прилагательными. Определения есть, а слов нет.  Учительница, по секрету, конечно, шепнула детям названия. Но просила ее не выдавать.

Начиная со второго класса, по всем предметам устраиваются олимпиады. По русскому языку запомнилось такое задание для второклашек. Его можно найти на сайте олимпиады «Русский медвежонок».

«В фантастическом романе Евгения Замятина  «Мы»  персонажи носят имена,  состоящие  из одной буквы и нескольких цифр.  Герой, от  лица которого ведется повествование, воспринимает своего приятеля  как «свое другое я».  А  как зовут этого приятеля?» Варианты ответов:  P-13; Q-13; R-13; S-13; T-13 .*

Сходу я не смогла справиться. «Мы»  читала давно, мало что помню. «Википедия» приводит такие особенности этого произведения: «Главный герой предпочитает проводить свои «сексуальные часы» с О-90, однако и у нее есть еще один половой партнер – поэт R-13. Но они с Д-503 дружат, и в своем дневнике главный герой называет О и R своей семьей». Должны ли все это знать второклассники?

А вот задание из учебника по математике: «Вычислите с объяснением и проверкой: 40-6=?».  Напоминаю, что дети уже свободно считают в уме до ста. Но правильное решение этого примера – ни за что не догадаетесь! – должно занимать несколько строк.

40-6=(30+10)-6;
(30+10)-6=30+(10-6);
10-6=4;
30+4=34

Вот так. А вундеркиндов, которые с места кричат, что сорок минус шесть равняется 34, переучивают считать правильно.

Хит школьного абсурда – предмет «Окружающий мир». Там в одной куче астрономия,  всемирное тяготение, погода и Гималаи. Особенность учебника – он не учит, а как бы развивает у детей сообразительность.  Вместо объяснений им предлагается самим искать ответы на вопросы из учебника. Ищут, конечно, родители. Например, почему яйцо при нагревании постепенно твердеет? Я долго рассказывала ребенку про живые организмы, клетки и белок, который сворачивается при высокой температуре… Зря. Правильный ответ по учебнику такой: яйцо твердеет, потому что «белок и желток при нагревании переходят из жидкого в твердое состояние». Вот и всё.

Другой вопрос: «Как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?» Мой второклассник ответил: «Потому что есть хотят». Оказалось – мимо.  Нужно было сказать, что мыши идут на охоту, сверяясь со своими «природными часами». 

Практическое задание по окружающей среде (ее в школе называют окружайкой) парализовала  нормальную жизнь  нашей семьи. К пятнице нам нужно было «разделить смесь опилок с гвоздями и снегом», используя банку с водой, магнит и горящую спиртовку. Мой второклассник быстро догадался, что гвозди можно вытянуть из снега магнитом. А дальше – завис. Разделить сугроб  и опилки без вреда для снега никак не получалось. В итоге я согласилась с сыном: опилки можно только выковырять. С точки зрения учебника, ответ неправильный. А правильно – растопить снег. После этого он, конечно,  перестанет быть снегом, то есть условие задачи будет нарушено. Но авторов это не смутило.

Напоследок – еще вопрос из курса «Окружающий мир» для 2 класса: какие слова называют понятиями?**

Зачем авторы учебников так издеваются над детьми? – с этим вопросом «Город 812» обратился  к экспертам. По мнению кандидата педагогических наук Михаила Поспелова,  составители учебников не специально издеваются.

– Никто не хочет специально мучить детей. Но в целом обстановка в образовании сегодня такова, что никто толком не понимает, что нужно начальной школе в современных условиях, каково должно быть содержание обучения по конкретным предметам. Разброд, шатания, вечная чехарда и смена концепций привели к тому, что в методическом сообществе нет устойчивого консенсуса. Каждый пытается делать что-то свое. Естественно, у одного человека или даже у коллектива авторов  учебника из поля внимания ускользают какие-то мелочи, отдельные задачи, и в результате получаются глупости. Вместо стабильных линий учебного материала, которые формировались десятилетиями, сегодня мы имеем единицы учебного материала, которые излагаются почти в хаотичном порядке. Все это, конечно, отражается на качестве образования. Но когда накопится определенный опыт, какая-то часть ляпов из учебников уйдет. Но другая часть все равно останется. Потому что ляпы всегда были и всегда будут, – уверен Михаил Поспелов.

По словам эксперта ЕГЭ по математике, кандидата физ-мат наук Ксении Аркиной, в школах очень плохо преподают математику.

– Учителя математики в основном приходят в школы после технических, а не педагогических вузов. Планку ЕГЭ по этому предмету уже опустили ниже некуда, но в 2016 году ее не смогли преодолеть порядка 2500 (!) человек. То есть примерно каждый седьмой выпускник. Учебники есть удачные, а есть – не очень. Но в них не должно быть большого разнообразия! Потому что если ребенок переходит в другую школу, то другой учебник с другой последовательностью изложения сильно усложнит ему жизнь.
Мария Гордякова

Как умножить на 9 вручную

Для умножения на девять  используют  пальцы обеих рук. Если, например, нужно умножить девять на три, то слева отсчитывается и загибается третий палец. Слева от него будет число десятков, а справа – число единиц, содержащихся в ответе. То есть – 27 (третий палец загнут). Для вычисления 9х4 загибается четвертый палец и получается 36, и т.д.

Проверь себя
(ответы на задания для 2-го класса)

*R-13
**Слова, которые могут обозначать не только отдельные предметы, а много похожих предметов.               

Мария ГОРДЯКОВА









Lentainform