«Никому в здравом уме не придет в голову приехать в Хельсинки в ноябре. Кроме тебя, бедолаги. Добро пожаловать»! С черным юмором у финнов все в порядке, а на грани дозволенного они поплясали в аэропорту Вантаа, где прибывших гостей встречает вот такая растяжка.
Ответственным за создание нового, всесезонного имиджа Петербурга стоит взять на заметку – поводов пошутить над собой у нашего непредсказуемого на погодные явления города в это время года тоже наберется немало.
Хельсинки кокетничает. Этой темной сырой зимой финская столица одним финтом убрала многие прочие европейские города, где не приходит в голову смеяться над собственными недостатками. В Хельсинки приехал Амадео Модильяни. В таком количестве, что если бы все работы были по отдельности, вам бы целого отпуска не хватило для того, чтобы их увидеть (обычно в мировых музеях представлена одна, максимум две картины). А некоторые не увидели бы ни за какие деньги. Организаторам выставки пришлось в течение двух лет уговаривать владельцев частных коллекций, чтобы отдать свои «длинные шеи» в чужие руки.
Любой, модненько выражаясь, «стартап» должен на первом этапе, чтобы он не стал последним, пробиться через недоверие, непонимание, крючкотворство и просто человеческие инстинкты, которые иногда честнее назвать тупостью. Выставка в Хельсинки состоялась «вопреки», точно так же, как и жил этот бескомпромиссный итальянец. Жил недолго, и так и не успел совершить ни одной сделки наперекор себе. Если ты родился в Ливорно, где на городских стенах можно собрать самую большую коллекцию из «мерда» и «каццо», посвященных политикам и прочим угнетателям человеческой стихии, иначе и нельзя.
Хельсинки нечасто хвалят, особенно русские туристы. И город привык не ждать подарков, а делает их себе сам. К 100-летию Финляндии эксклюзивнее дар, чем выставка Модильяни непроглядной зимой, сложно было придумать. Буквально перед отъездом вывел из равновесия сосед, удивившийся тому, что в «какой-то Хельсинки, а не в нашу роскошную культурную столицу» везут одного из самых эксклюзивных художников за всю историю существования homo sapiens. Я для себя объяснил такую реакцию усталостью на работе и раздраженностью на повседневные хлопоты.
Однако, коллекционеры встречали предложение отдать «свою прелесть» в Хельсинки точно так же. И если финны смеются над собой в собственном же аэропорту, то счастливые (или несчастные) обладатели работ Модильяни поддержали их посыл безо всякого юмора. Кто пойдет на эту выставку в Хельсинки? Зимой? На севере диком?! Главный дирижер последнего фестиваля Сибелиуса в Лахти Дмитрий Слободенюк рассказывал, что музыку Сибелиуса французы встречают холодно. Следовательно, в мире искусства тоже существует определенный «таргетинг». Согласно многим экспертам, Модильяни не подходил Хельсинки в принципе.

Какую выставку нельзя сейчас пропустить в Хельсинки
Главное обоснование было – в столице Финляндии совсем нет туристов. Но на самом деле, это уже не совсем так. Во-вторых, чтобы без конца не ставить штампы о непроглядном северном декабрьском мраке достаточно один раз увидеть уютную рождественскую подсветку Хельсинки и захотеть стать «бедолагой» еще не раз. В-третьих, сами финны, сражающиеся с зимней тоской с помощью дизайна, острой еды и омеги-3, являются благодарными посетителями выставок и симфонических концертов. Тем более, если речь идет о художнике с противоположным для них темпераментом.
Прожигающие взгляды, дерзость поворотов тела, честность каждого штриха растапливают снег и лед так же, как это делали бы тосканские лучи солнца. Рядом с Модильяни таяла Анна Ахматова – и, кстати, лишь один из 16 рисунков, переданных ей художником, сохранился у нас в стране. Пабло Пикассо – мощнейший талант и не менее сильный предприниматель – купил у Модильяни одну из девушек и, говорят, перед своей смертью произнес его имя. Окажетесь в Хельсинки – поищите, она там. Заодно откроете для себя Модильяни-скульптора.

Какую выставку нельзя сейчас пропустить в Хельсинки
Атенеум – классический музей с огромными возможностями для любого рода выставок, прямо напротив железнодорожного вокзала. Шансы туристов и местных, спешащих по делам, примерно равны. Выставка Модильяни стала главным событием Севера 2016-го, кто бы в чем ни сомневался все эти два года – первые переговоры финны провели еще в 2014-м. И, уверен, не раз впадали в отчаяние, чувствуя себя рыночными шарманщиками, просящими мелочь.
Про выставку, попавшую в Хельсинки транзитом через Будапешт, могли узнать еще футбольные болельщики (те, что причисляют себя к культурным), которые собирались во Францию летом на чемпионат Европы. Интересно, многие бы гости из «городов с наследием» пошли на Модильяни, знай, что он наиболее богато представлен в музее современного искусства в Лилле, точнее, в предместье Вильнев Д’Аск – в шести минутах езды на машине от стадиона «Пьер Моруа», где в нервной и неприятной обстановке сборная России проигрывала Словакии?!
Если пропустили тогда – наверстывайте сейчас. Тем более портреты Модильяни всегда были к нам ближе, чем можно себе представить. Единственная «штатная» единица Атенеума – изображение Леопольда Сюрважа, одного из друзей художника. Родители Сюрважа – из Москвы. Военную службу нес в Лаппеенранте. Портрет Модильяни написал в Ницце. А в 1955-м Сюрваж передал работу Финляндии, и оставил письмо со всей ее историей. Чтобы выставка в Атенеуме обрела мистический ореол, добавим, что письмо это было обнаружено при ее подготовке, в 2016-м году…
Искусство – лучший способ победить в себе одностороннее восприятие окружающей действительности. Выставка Амедео Модильяни в маленькой северной столице – нелогичное решение, доведенное до победного конца. И если будете бродить по Атенеуму и задавать, как и многие, вопрос – почему у героев Модильяни разные глаза, спросите у самого художника, как это сделал Леопольд Сюрваж. «Потому что один глаз смотрит на мир, а другой – внутрь тебя», – ответит вам Амедео Модильяни, сумевший договориться с непроглядным Севером.
P.S. Совет – лучшие кафе и рестораны Хельсинки участвуют в выставке. Изучайте меню на улицах, найдете спецпредложение обедов и ужинов со включенным входным билетом в Атенеум. Хороший шанс попасть в действительно лучшие места!
ранее:
«Вам кажется, что только вы страдаете от длинных зимних ночей?»
Русский дирижер в стеклянном коробе
«Начинать и заканчивать отпуск нужно в Хельсинки...»
«Грекам неинтересно работать ради работы, а слово «процветание» они трактуют по-разному»
«После покупки машины, счастье длится ровно до того, как не закочится гарантия»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего