16+

«Сначала они победили «Чайковского», теперь под раздачей «Матильда»...»

03/02/2017

«Сначала они победили «Чайковского», теперь под раздачей «Матильда»...»

Фильма «Матильда» рискует стать самой скандальной картиной года. Еще до выхода ленты ее преследуют скандалы: проверки в Генпрокуратуре, публичные высказывания депутата Госдумы Натальи Поклонская, которая уверена, что фильм оскорбляет чувства верующих. Теперь в правоохранительные органы обратился и сам режиссер, который попросил проверить слова Поклонской. Но чем закончится этот спор?


        Режиссер фильма «Матильда» Алексей Учитель собирается подать в Генпрокуратуру заявление против депутата Госдумы. Ранее Наталья Поклонская несколько раз призвала надзорный орган проверить сценарий и разобраться с финансированием ленты. Одновременно организация «Христианское государство-Святая Русь» разослала в кинотеатры требования отказаться от проката. «Если выйдет фильм, кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди», — говорится в письме с угрозами. Алексей Учитель намерен пожаловаться в Генпрокуратуру и на это. О перспективах взаимных претензий, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий:
 
«Все-таки Генеральная прокуратура в подобных ситуациях, скорее всего, будет стараться выдерживать очень взвешенную позицию, нейтральную, не принимая формально ничью сторону, хотя, безусловно, сочувствие определенное может быть выражено той или иной стороне, но, скорее всего, оно будет неформальным. А, возможно, это сочувствие будет выражено обеим сторонам кулуарно, скажем так, не публично, а публично будет озвучено решение о том, что в действиях режиссера Алексея Учителя и его съемочной группы пока никаких преступных деяний не обнаружено, равно как и те лица, которые возражают против проката этого фильма и переживают за то, что в этом фильме может быть оскорблена память императора, что и они как бы действуют в рамках своих убеждений, в рамках законодательства и пока еще ничего не нарушили. Но, скорее всего, все-таки Генеральная прокуратура никакого серьезного процессуального решения выносить не будет, кроме того, что пока воздержится от возбуждения уголовных дел».
 
Наталью Поклонскую, как и общественные организации, не устраивает этическая сторона дела в сценарии еще не вышедшего фильма. В ленте депутат усмотрела и грубые нарушения прав на неприкосновенность частной жизни императора, и клевету, и нарушение тайны переписки, и оскорбление представителя власти, пишет BFM.ru.
 
«Нет обсуждения картины, как снята та либо иная сцена. Постельная, не постельная. Не знаю, я же не кинокритик, поэтому я не могу судить о качестве фильма, и поэтому никто не настаивает на просмотре этого фильма. Сама идея, сам сюжет вызывает соответствующую реакцию у верующих, то есть они говорят о том, что ущемляются права верующих, чувства религиозные», – заявила Поклонская.
 
Наталья Поклонская говорила и о тысячах подписей недовольных православных активистов. В прошлом году депутат просила Генпрокуратуру проверить трейлер к фильму. Нарушений выявлено не было. Премьера «Матильды» назначена на октябрь этого года.
 
Блогер Антон Носик комментирует в своем ЖЖ скандал вокруг фильма «Матильда»: «По пути из Питера в Москву проезжал Клин. 
 
Пришёл в голову анекдот бородатей Петра Ильича, родом (по версии Олега Нестерова) из ранних 1960-х:
 
Армянское радио спрашивают: правда ли, что Чайковский был гомосексуалистом? 
— Правда, — отвечает радио. — Но мы любим его не только за это.
 
И тут поневоле мне вспомнилось, что 2-4 года назад было много новостей вокруг фильма «Чайковский» — про последние годы Петра Ильича. Арабов написал сценарий картины в соавторстве с режиссёром Кириллом Серебренниковым, который собирался её снимать. Вот что Кирилл рассказывал об этом проекте в августе 2012 года:
 
Мы делаем «Чайковского» сейчас. Написали два варианта сценария с Юрием Арабовым. Сначала я писал, потом он, потом искали деньги — не нашли, отложили. Ходил по начальникам, они все радовались: Чайковский — замечательно, все же знают Чайковского. Пришел я к какому-то начальнику однажды, рассказываю про проект. Он слушает, а потом говорит: «Ага, подождите. Но он же был гомосексуалист?» Я говорю: «Ну, прежде всего он великий композитор». Начальник подумал еще и сказал: «А он, кажется, плохо кончил?» Я говорю: «Да, вообще-то он умер. Преждевременно». Начальник сказал, что сейчас «не время таких грустных историй».
 
Милоновских законов в ту пору ещё не приняли, но они уже маячили на горизонте, и понятно, что никакой гомосятины сценарий Арабова не предполагал. В центре сюжета — одиночество гения, живущего и творящего в затворничестве (как он сам называл, «в убежище») в том самом Клину, в период создания Шестой симфонии и Третьего фортепианного концерта, его сложные отношения с критикой, с публикой, с обществом, с Россией и заграницей…
 
В 2013 году Минкульт предложил создателям фильма грант в 30 миллионов рублей — к 175-летию композитора. Но Фонд кино отклонил заявку на возвратное финансирование (эксперты Фонда сочли, что фильм не имеет прокатного потенциала), и создатели картины от юбилейного гранта отказались:
 
Как объяснила «Известиям» продюсер Сабина Еремеева, 30 млн рублей составляют примерно 12% от бюджета фильма, и брать на себя обязательства по срокам сдачи картины, имея на руках такую небольшую часть, нельзя.
 
Ещё два года спустя, в мае 2015 года, стороны вернулись к вопросу о госфинансировании картины. Минкульт вновь предложил грант в 30 миллионов, сдвинув сроки ожидаемой сдачи фильма на лето нынешнего года.
 
Согласно информации портала «Кинопоиск», фильм «Чайковский» готовится к выходу на экраны в 2017 году. 
 
В биографических справках на сайте телеканала «Культура» указано, что фильм вышел в 2015 или в 2016 году. 
 
Это очень позитивная информация — жаль только, что она неверна.
 
На самом деле, к сожалению, фильм «Чайковский» в России в 2017 году не только не выйдет в прокат, но и в производство не запустится. По тем самым причинам, о которых начальник предупреждал Серебренникова ещё 5 лет назад: сейчас у нас не время таких грустных историй. 
 
Когда и если этот фильм в итоге запустится в производство — то это будет либо не здесь, либо не сейчас. А скорее всего — и не здесь, и не сейчас.
 
Хорошо бы хоть «Матильду», уже отснятую, не запретили. 
 
А то ведь уже созрело очень удобное объяснение, от главы государства, если кто случайно не заметил. 
 
На декабрьской встрече с деятелями культуры, где его поразили известием, что по всей России запрещаются спектакли, гастроли, художественные выставки, творческие встречи и поэтические вечера, Путин отлично разъяснил уважительную причину запретов:
 
Многие не хотят, чтобы у нас трагедии повторились такие, как в Париже
 
Стало быть, если какие-то «активисты» (выражение Путина) уничтожают скульптуры в Манеже, устраивают погромы в концертных и выставочных залах, рассылают угрозы, нападают на деятелей культуры, обливают писателей кислотами и щелочами, подбрасывают к театральным подъездам свиные головы, то решение чиновников запретить в ответ искусство, против которого выступают погромщики — это отеческая забота о мире и согласии в обществе. Чтоб не повторялись трагедии, как в Париже. У них там кровь рекой, художников убивают, а у нас всего лишь снимают из репертуара спектакли, отменяют гастроли, закрывают выставки, библиотеки и культурные центры, срывают концерты и увольняют театральных директоров.
 
В отношении «Матильды», как мы знаем, больше 1000 писем с угрозами поджогов и убийств прокатчикам картины уже разосланы к этому дню. 
 
И понятно, что найдутся такие кинотеатры, которые побоятся связываться с её показом. 
 
А найдутся ведь и региональные, и муниципальные чиновники, которым уже объяснили, как им в такой ситуации разрешается «заботиться о мире и согласии». 
 
И безо всяких объяснений Путина в стране полно чиновников, у которых уже есть опыт запрещать, отменять, увольнять, закрывать. 
 
Причём многие из них не то чтобы опасаются «народных волнений» из-за оперы Ллойд Веббера или Вагнера, а сами заодно с погромщиками — и омскими, и новосибирскими, и парижскими.
 
Так что если сегодня, за почти 9 месяцев до начала российского проката, борьба бесноватых с «Матильдой» выглядит глупой клоунадой ради попадания настоящих буйных в теленовости, то к юбилейной дате, на которую назначен выход картины, к запрету фильма могут подключиться люди с недюжинным админресурсом.
 

После формулировки о том, что любой цензурный запрет произведений искусства — это профилактика парижских терактов, никакие приличия их уже не связывают».         

Фото: znak.com











Lentainform