16+

ЭРА-ГЛОНАСС наступила на автомобили

07/03/2017

ЭРА-ГЛОНАСС наступила на автомобили

1 января 2017 года в России официально умерла профессия автоперегонщика. Ввозить автомобильный секонд-хенд в Россию с начала года стало невозможно. Причина – в отсутствии у зарубежных машин спасательного модуля ЭРА-ГЛОНАСС. Ни один таможенник не выдаст ПТС, а МРЭО не поставит на учет иномарку, если в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства не будет прописано наличие этого модуля.


             Что за модуль

Модуль ЭРА-ГЛОНАСС включает в себя акселерометр и гироскоп (фиксировать столкновения и перевороты), дымоуловители, датчик подушек безопасности, спутниковую систему слежения, кнопку экстренной связи, динамик и микрофон, автономный источник питания. Информация передается в диспетчерский центр по выделенному каналу связи, но только в зоне действия сотовых сетей. В момент удара сигнал должен поступать на пульт дежурного, который спрашивает у водителя, что случилось, и вызывает «скорую» в случае неполучения ответа. Спутник помогает определить местонахождение машины с точностью 15 метров. Устройство пребывает в спящем режиме до момента срабатывания. Номер сим-карты с каждого модуля вписывается в паспорт транспортного средства, поэтому сразу после получения сигнала автоматически формируется «карточка ДТП», в которой уже записаны и номер машины, и фамилия водителя.

Одна хитрость: всего в диспетчерской работают 6 человек – на всю страну.

Разработка модуля началась в 2012 году, но население узнало о нем лишь два года назад в связи с добровольно-принудительным внедрением европротокола, когда ГИБДД объявила условия, при которых выплата по европротоколу может составить не 50 тысяч, а 400. Однако нужен видеорегистратор и ЭРА-ГЛОНАСС. Стоит такой модуль недорого: около трех тысяч рублей, с установкой – 15 тысяч.

Правда, опрошенные нами страховые компании не смогли припомнить ни одного случая, когда ЭРА поспособствовала оформлению европротокола. Более того – признались, что даже не знают алгоритма: как приобщать к делу сведения из диспетчерского центра.

В АО «ГЛОНАСС» нам сообщили, что система пока не взаимодействует со страховщиками из-за отсутствия необходимых ГОСТов. После их внедрения информация о мелких ДТП будет в автоматическом режиме передаваться в информационную систему Российского союза автостраховщиков, а оттуда – страховым компаниям. Сообщаться будут координаты, время, скорость и ускорение в момент ДТП.

Про машины

Чтобы получить разрешение продавать автомобили в России, их производители должны каждую из моделей, на которую будет ставиться ЭРА-ГЛОНАСС, провести через два успешных краш-теста: боковой и фронтальные удары (то есть разбить два автомобиля). Со следующего года тестов будет три: добавится удар с переворотом. После этого модель получает сертификацию («одобрение типа транспортного средства»).

Это уже сделали производители, продающие в России много автомобилей. Поставщики редких авто на сертификацию решили не тратиться. Например, производители Alfa-Romeo официально заявили, что поставлять новые машины в Россию больше не будут. Та же судьба постигла спортивные модели BMW, Audi и гибридный внедорожник Mitsubishi Outlander PHEV. А вот обычный Outlander установил на свои машины требуемый модуль, но из-за этого подорожал на 100 тысяч рублей.

Производители электромобиля Tesla заявили, что заинтересованы в присутствии в России и рассмотрят возможность установки ЭРЫ. Правда, заявление было сделано два месяца назад, и с тех пор ничего не изменилось. Производитель Bentley тоже провел краш-тесты с ЭРОЙ, но новый ценник пока не огласил.

«Город 812» обзвонил петербургские автосалоны: те, что торгуют новинками 2016-го и 2017 года, и спросил, есть ли в их машинах модули ЭРА. В салоне, продающем Hyundai Solaris, заявили, что ЭРА установлена на рестайлинговую модель 2017 года, но до салона эти машины пока не доехали. Обновленный в 2016-м Renault Duster продается без ЭРЫ-ГЛОНАСС: это касается машин как 2016-го, так и 2017-го годов выпуска. «Они сертифицированы, и техпаспорт есть, – заявил менеджер. – А если вам нужна ЭРА, мы ее поставим как опцию – за 40 тысяч рублей».

Про подержанные машины

Ввоз подержанных автомобилей в Россию с 1 января должен был и вовсе прекратиться. Так и случилось. В Таможенном управлении «Городу 812» сообщили, что в 2017 году к ним обратились за таможенно-приходным ордером два автовладельца. Два визита за месяц – это мало. В 2016 году поток составлял 30–60 человек в месяц, а в начале 2000-х счет шел на сотни.

Впрочем, директор фирмы по продаже подержанных иномарок Вадим Вересов считает, что закат серого импорта был очевиден и без всякой ЭРЫ:

– Никто из импортеров не возлагал надежды на ВТО (Россия, вступая в ВТО, обещала уменьшить ввозные пошлины на автомобили в 2019 году): все понимали, что никакой послабухи не будет, и после утилизационного сбора придумают что-то еще. Хотя кое-какая лазейка еще есть: Беларусь отсрочила обязательность ЭРЫ на два года. Соответственно, можно оформить машину на белоруса и ездить по доверенности.

– За десять лет модельный ряд на российском авторынке уменьшился раза в два, – говорит управляющий партнер «Университета продаж» Виталий Новиков.

И это плохо – людей очень ограничили в выборе. Почти не видно американских машин, оригинальных «японцев». Обязательность ЭРЫ закроет дорогу не только любителям нестандартных машин, но и бизнесу: прокатным и свадебным салонам. Ведь пикапы, кабриолеты, лимузины и автодома у нас не производятся.

Надежды на Восток

Но есть надежда на Дальний Восток. Что происходит во Владивостоке, нам описал автор книги «Правый руль» Василий Авченко.

«За первый месяц 2017 года в страну ввезли полторы тысячи японских машин, которые скопились на терминалах: перевозчики требовали выдать им техпаспорта, а таможенники отказывались. На 19 февраля был назначен митинг с двумя требованиями: сделать «Эра-ГЛОНАСС» добровольным или отложить его обязательность на полгода. Но в пятницу администрация Приморского края объявила о том, что машинам без «Эры-ГЛОНАСС» все-таки выдадут ПТС, причем, таможня Владивостока перейдет для этого на 12-часовой рабочий день. Пока непонятно, что это: полугодовой мораторий или полная отмена требования. Если вопрос с «Эрой» не решится окончательно, на «народном» дальневосточном бизнесе, связанном с импортом, продажей, ремонтом, перегоном подержанных японских автомобилей, можно будет поставить крест. Причем обязательность «Эры» не была сюрпризом: наших таможенников давно спрашивали, как быть, а те пожимали плечами: да, проблема есть, но это не наша компетенция, не нравится – обращайтесь в Минпромторг. Только к концу января проснулись приморский губернатор и дальневосточный полпред, пообещав обратиться в правительство. Каков будет итог обращения, загадывать не берусь. Дальневосточный автобизнес и так сегодня – полумертвый после повышения пошлин и падения рубля. Если в 2008 году в регион ввезли свыше полумиллиона иномарок, то в 2016 году – всего 51 тысячу. «Эра-ГЛОНАСС» в этой ситуации выглядит контрольным выстрелом».

Если жителям Владивостока позволили ставить на учет их машины без ЭРЫ, значит, те два перевозчика, что ввезли в январе машины в Петербург, могут добиться того же через суд. Так им, во всяком случае, посоветовали на таможне.

Есть и другой способ: попробовать самому поставить ЭРУ на машину, минуя краш-тесты. Одну такую операцию пытался провернуть некий петербуржец, который в прошлом году купил в Штатах большой пикап и тогда же заказал в России документ, подтверждающий соответствие машины требованиям сертификации. Он предоставил американский техпаспорт и фотографии. Документы были готовы, но в феврале, когда пикап довезли наконец до России, таможенники заявили, что сертификат был выдан ошибочно и поэтому аннулирован. Это произошло уже после уплаты таможенных пошлин.

Владелец пикапа отправился в мастерскую, где ему установили ЭРУ-ГЛОНАСС, после чего оставалось получить заключение лаборатории ГНЦ ФГУП НАМИ о том, что сертифицированные специалисты правильно подключили устройство. Это единственная лаборатория, имеющая аккредитацию на выдачу таких сертификатов. Она запросила 800 тысяч рублей (в ГНЦ уверяют, что такой ценник им установил Минпромторг). Владелец не согласился и ищет обходные пути.

Сколько раз нажимали на кнопку

По информации АО «ГЛОНАСС», в конце 2016 года в стране было зарегистрировано 150 тысяч машин с ЭРА-ГЛОНАСС. Сейчас их уже 266 тысяч.

Серьезных сигналов, потребовавших приезда на место машин МЧС и «скорой», по официальным данным, было 597. Из них 158 было подано в автоматическом режиме, и 439 – при нажатии кнопки человеком. Иногда люди связывались с диспетчером и жаловались, что застряли в снегу.

Энтузиасты-любители  протестировали устройство на своих Lada Vesta и удивились. Говорят – работает: стоило зажечь в машине пиротехнику – и через 10 секунд в динамике голос диспетчера спросил: «Все в порядке?»

Будем дружить модулями?

Если мы опять подружимся с Западом, то есть надежда, что наша и зарубежная система аварийного оповещения успешно интегрируются. В Евросоюзе подобный модуль называется eCall, а в Японии – EСall. В Казахстане – ЭВАК, в США – Е911. Еще в 2014 году модуль eCall успешно испытали на совместимость с ЭРА-ГЛОНАСС: финская машина с европейской сим-картой в модуле испытывалась в Москве. Модуль eCall успешно передал сигнал бедствия на пульт ЭРЫ. С 2018 года его будут ставить на все европейские модели в обязательном порядке. С системами Японии и США никаких совместных испытаний не проводилось.              

Нина АСТАФЬЕВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform