Действующая ставка НДФЛ, 13%, сохранится, если россиянин будет отдавать не меньше 4% зарплаты на будущую пенсию. Ставка налога будет понижена до 10%, если такая же доля зарплаты отправится в систему индивидуального пенсионного капитала. Но проблема в том, что россияне не уверены, что с их пенсиями ничего не случится, комментирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
«Схема выглядит абсолютно разумной. Единственная проблема, связанная с ней, в том, что народ в нее не поверит, потому что опять, начиная с начала 2000-х, с пенсиями было столько реформ, новелл и невыполненного, что веры государству у населения, скорее всего, не будет. При этом опять очевидно: если увеличится НДФЛ, то увеличится доля зарплаты, которая платится в конвертах. На самом деле уровень благосостояния и общий уровень бедности в стране сейчас настолько острый, что у людей нет возможности для маневра. Люди выживают, и верить в какое-то будущее, которое, скорее всего, не будет выполнено… С одной стороны, опять и Минфин, и Минэк предлагают эту новую схему, а с другой стороны, говорят о том, что через 10-15 лет вообще никаких пенсий не будет. То есть, скорее всего, народ в это не поверит. С другой стороны, это опять очень удобная позиция для министерств, потому что они делают вид, будто ищут новое, это новое предлагают, то есть свою административную функцию они выполняют. Но так как опять оценка их работы ведется не по оценке благосостояния населения, а по затраченному труду, по поту, по вытиранию лба и по таким внешним вещам, это вполне оправданно и разумно», – рассказал эксперт в беседе с
BFM.ru.
Кроме недоверия россиян к пенсионной системе, есть еще несколько проблем, из-за которых схема выглядит недоработанной.
«Когда мы говорим, что тот же НДФЛ будут платить не работодатели, а сами работники, и ставка НДФЛ будет дифференцирована, возникает еще один вопрос: собственно говоря, как будут наполняться региональные бюджеты, бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений. Да, ставку НДФЛ устанавливает федеральный центр, это федеральный налог, но поступает он не в федеральный бюджет, а на другие уровни бюджетной системы России. 70% его идут в бюджеты субъектов, 10% — в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов оставшиеся — 20%. Соответственно, представьте себе, что большая часть населения примет решение участвовать в этой системе. Соответственно, они будут платить, если мне не изменяет память, 10% НДФЛ согласно предложению Минэкономики. Возникает вопрос: а как будут компенсированы выпадающие доходы региональных бюджетов? Вот это большая проблема. И мне кажется, есть еще один момент. Если никто не будет участвовать, или меньшинство будет участвовать, то это как раз выгодно для региональных бюджетов и для бюджетов поселений, и бюджетов муниципальных районов, потому что доходная база их увеличивается. Вот такое возникает противоречие. Может быть, это все-таки для федерального правительства не способ привлечь население в новую пенсионную систему, а средство пополнить региональные бюджеты новым источником за счет фактического увеличения ставки налога на доходы физических лиц», – отмечает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов.
По словам одного из источников
«Ведомостей», предложение Минэка понравилось первому вице-премьеру Игорю Шувалову. При этом новая система пока не выносилась на обсуждение всего правительства.
Пенсионная система, существующая в России, давно недееспособна и ее преобразование с помощью связки страховых взносов и подоходного налога может быть решением проблемы, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Однако выдвинутая правительством схема выглядит сырой и совершенно не понятной для простых граждан. «Что это за зверь такой – ИПК? Эта новая система, которую предложили внедрить, толком не обсуждалась ни с обществом, ни с экспертным сообществом. Пока мы получили только намеки, что планируются какие-то налоговые льготы и стимулы для тех, кто сам копит на пенсию, но сразу возникла масса вопросов: а будут ли считаться эти деньги собственностью работника, будет ли соблюден принцип добровольного вступления и выхода из системы и как ее будет администрировать налоговая, не запутаемся ли мы в финансовых потоках от гражданина государству?», – отмечает в интервью
«Московскому Комсомольцу» эксперт.
Он также задается вопросом: а что будет с уже с действующими пенсионерами, которые получают выплаты от ПФР, в который сейчас работодатели отчисляют 22% страховых взносов с фонда оплаты труда. Хватит ли у государства денег на них?
«Пока ответы на эти вопросы не найдены правительством существует опасность, что налогово-пенсионная реформа ударит по беднейшим гражданам, которых у нас в стране львиная доля, а выиграют от нее богатые и, возможно, верхний слой среднего класса», – добавляет экономист. Он уверен, что такие социально важные изменения должны выноситься для общественного обсуждения, а властям пора объясниться с собственным народом. Сейчас же ситуация напоминает старый анекдот, иронизирует Никита Масленников: «Герасим везет Му-Му на лодке, и на середине реки собачка спрашивает: «Герасим, мне кажется ты мне что-то не договариваешь».
Фото: rostov.mk.ru