18+

Пиотровский рассуждает, нужен ли женщинам хиджаб

24/03/2017

Выходить из противоречия светского государства и религии надо через просвещение и дискуссии, потому что, вот что сейчас как бы замечается, что очень часто какие-то важнейшие религиозные признаки, когда признаются, когда выдаются бытовые признаки.

       Хиджаб – очень хорошая вещь. Хиджаб по существу, это бытовой признак, это быт, так же как и косынка, которая покрывает голову православной женщины. Это часть быта людей праведных, но это не обязательно предписание, которое должно быть. В отличие от креста у христиан, так, как будто у христиан крест – это обязательная вещь.

И очень часто в борьбе за такую свою самобытность очень много таких вещей выставляется: вот этого нельзя, этого нельзя – разные обычаи, разные иногда странные обычаи представляются как нечто абсолютно обязательное. Ну, я не знаю, например, посты многочисленные – пост один, другой, третий обязательно, допустим, для монахов, для священников, вовсе не обязателен кроме одного-двух важнейших для светских людей, хотя люди начинают увлекаться и постятся по всем возможным случаям, считая, что это вещь чисто религиозная.

Хиджабы, я рассказывал, когда летит самолет, прилетает в Эр-Рияд, то вдруг все женщины надевают прокрывала, европейские тоже, и выходят – и всем хорошо. Когда самолет обратно из Эр-Рияда прилетает в Париж, все женщины снимают покрывала и выходят. Я эту картинку когда впервые увидел в самолете, это так впечатляло, а потом привык.

Но это очень важно, ты переходишь из одной территории в другую, и на каждой территории могут быть свои вот эти бытовые правила, и надо понимать, что где-то это правила приличия. Вот есть правила абсолютно религиозной духовной жизни, а есть правила приличия, связанные с определенной религией, нужно иметь какую-то общую волю, договариваться, где это должно делаться, а где не должно. Понятно, что в Эр-Рияде все женщины должны ходить покрытые черным. Кстати, европейские женщины совершенно не переживают, им даже очень интересно какое-то время побыть вот такими закрытыми.           

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, "Эхо Москвы"