18+

Русский музей покрылся солью из-за нарушения технологии реставрации

27/03/2017

Парадное крыльцо Михайловского дворца (того, где находится Русский музей) со стороны Михайловского сада покрыто густыми белыми разводами. Гранитные плиты постоянно поливают водой из шланга, но это не помогает – разводы появляются снова.

         А все дело в том, что некоторое время назад входную группу из гранитных блоков  в ходе бессмысленной реставрации разобрали, а затем снова собрали, но заменили раствор, примененный Росси. И вот результат.

Раньше, при Росси, между гранитными  блоками клали свинец. А теперь – цементный раствор. Укладывают его с нарушением технологий – при минусовых температурах. В результате раствор не приобретает прочности. Потом под действием влаги в цементе начинается химическая реакция. Протекает она бурно с вытеканием солей наружу. И раствора между плитами не остается.

Это происходит не только в Русском музее, но и в других местах – соли вытекают из облицовки гранитом  набережных Фонтанки и канала Грибоедова, цоколя Городской Думы, стилобата Михайловского замка. Выделение соли плохо влияет на камень – особенно на кирпич. 

И несмотря на то что все понимают, что технологию нарушать нельзя,  она продолжает нарушаться – может, это позволяет получать откаты дважды? Иногда, правда, переделывают.  Когда ремонтировали набережную Фонтанки у Пантелеймоновского моста, там тоже появились подобные подтеки. Подрядчику пришлось строить защитные каркасы из полиэтилена, греть воздух и укладывать раствор заново.


Русский музей покрылся солью из-за нарушения технологии реставрации


Возвращаясь к гранитному крыльцу Михайловского дворца – зачем было его переделывать? Как известно, Карл Росси все делал на века. Не могу себе представить, что это крыльцо нуждалось в реальном ремонте. Если его решили разбирать и собирать снова, значит, в этом был особый финансовый интерес.

Вероятно, из-за того что борются с белым налетом в ГРМ исключительно с помощью шланга с водой, на стенке в подвале Михайловского дворца недалеко от этого входа со стороны садового фасада уже образовалось пятно черной плесни.  Если это так, то это большая беда для музея. Естественно, что в самом музее все это стараются держать в секрете. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.              

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ