16+

Велопрокат рискует повторить судьбу аквабуса

31/03/2017

Велопрокат рискует повторить судьбу аквабуса

Городской велопрокат рискует повторить судьбу аквабуса. Социальный проект, съевший миллионы бюджетных рублей, обернулся не альтернативным транспортом для горожан и спасением от пробок, а развлечением для туристов. В этом году из 96 стоек «Велогорода», расставленных по всему городу, останется только 20 – и все будут сосредоточены в центре. И еще десяток стоек появится в Петергофе.


           Помимо «Велогорода», в Петербурге работают не меньше десятка больших и малых велопрокатов: дорогих и дешевых, с залогом и без, но во всех действует одно правило: возвращать велосипед обязательно туда же, где и взял. Понятно, что это прокат для развлечения. А цель-то была другая: сделать велосипед транспортом.

В прошлом году у нас успешно работала сеть «КафеБайк», которая позволяла брать велосипед в одном кафе или хостеле, а возвращать в другом. Но в этом году она работать не будет, по крайней мере, в Петербурге. Организатор Станислав Иванов пояснил нам, что велосипеды отслужили свой срок, а партнера (читай: спонсора) найти не удалось. Жаль, потому что сервис был удобным, управлялся со смартфонного приложения, допускал удаленную регистрацию и оплату с банковской карты.

Директор «Велогорода» Виталий Блаженов не скрывает, что миссия велопроката теперь полностью свелась к обслуживанию туристов и тех петербуржцев, которые один-два раза в сезон захотят устроить покатушки с друзьями. В центре туристам кататься интереснее, хотя в спальных районах есть и велодорожки, и широкие тротуары.

Прошлые сезоны показали, что велостанции на окраинах не пользовались популярностью. Зато велосипеды регулярно брали и возвращали на стойках у Московского вокзала, на Дворцовой, Сенатской, Владимирской, Казанской и Исаакиевской площадях, площади Ломоносова, у метро «Спасская» и «Адмиралтейская», у Певческого моста, у Зоологического музея, на Миллионной и Моховой улицах, на Садовой, 25, на Вознесенском, 1, на пересечениях Невского проспекта с улицей Рубинштейна и с Малой Конюшенной, на Манежной площади и в Царицынском проезде. Очевидно, это и есть те 20 адресов, где стойки останутся и в нынешнем году.

Впрочем, дирекция «Велогорода» заявляет о намерении вернуться к концу сезона к показателям прошлого года – приготовить сотню стоек (а в следующем году – 150) и 1200 велосипедов. Если город поможет с финансированием, потому что поднять всю индустрию на собственные средства организация не может.

Еще один статистический показатель: в 2016 году зарегистрировано 69 тысяч поездок – на 39 тысяч пользователей (по сравнению с 2015 годом количество поездок сократилось в три раза). Получается, что в среднем каждый обладатель велосипедного абонемента – сезонного, дневного или разового – пользовался прокатом менее двух раз за сезон. В компании есть один любимый клиент, который брал велосипед 50 раз, но и он вряд ли использовал прокатный байк для регулярных поездок на работу.

Для того чтобы горожане стали массово пересаживаться на двухколесный транспорт, требуется не только инфраструктура в виде дорожек и развитой системы проката. И не только изменения в сознании людей, которые никак не хотят считать велосипед полноценным транспортом. Необходимо, говорят в «Велогороде», чтобы власти помогли велопрокату полностью интегрироваться в систему городского транспорта, как это происходит в Финляндии. В Хельсинки и других городах действует 90-минутный билет на все виды транспорта – так вот, велопрокат сюда тоже включен. И можно проехать часть пути на метро, потом пересесть на прокатный велосипед и ничего не платить.

В Петербурге первый шаг сделан: якобы за велосипед скоро можно будет рассчитываться «Подорожником». Но стоек с валидаторами пока никто не видел, и никаких финансовых поблажек эта новация не обещает: просто некоторое удобство, которое сулит электронный кошелек.

– Что кроме денег нужно для популяризации велопроката? – поинтересовался «Город 812» у Виталия Блаженова.
– Хороший тренд – когда разовые абонементы вытесняются сезонными. У нас от года к году сезонных покупали все больше и больше. Тем более что обладателей сезонных абонементов мы поощряли: у них бесплатная сессия длится не 30 минут, а 45. Но даже во Франции и Германии число сезонников не превышает 30–40 процентов.

– Хорошо, что нужно делать, чтобы увеличить число сезонных пользователей, а не тех, кто берет велосипед раз в месяц?
– Нужны четкие правила как для велосипедистов, так и для водителей: как совершать маневры, как сигналить друг другу, как пересекать дороги: велосипедисту – автомобильную, а водителю – велодорожку. Нужны налаженные веломаршруты, и нужно, чтобы водители их приняли и не чинили препятствия. В Москве на Бульварном кольце забрали у водителей одну полосу под велодорожку, а там всего-то было две полосы. Первое время сотрудники ГИБДД дежурили там и уговаривали водителей на этой полосе не парковаться. Через месяц-другой приучили. Дело в том, что парковка на велодорожке трактуется кодексом как «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части», а не как «нарушение правил остановки и стоянки». И штраф тут сравнительно небольшой – 1500 рублей, и эвакуатор не применяется. Так что приходилось уговаривать.

Какие тарифы приготовил «Велогород» для сезона 2017 года, пока неизвестно: в прошлом году сезонный абонемент на май – ноябрь стоил 1250 рублей, на сутки – 130, на три дня – 210, на месяц – 600 рублей. Одноразовое пользование оценивалось в 60 рублей за поездку. Купив абонемент, пользователь мог бесплатно пользоваться велосипедом в течение получаса (обладатели сезонного – 45 минут), а затем с клиента начинали брать деньги: 35 рублей – если поездка 30–60 минут, 70 рублей – если от часа до двух, наконец – 30 тысяч рублей, если продержать велосипед лишние сутки. Поэтому опытные клиенты ездят от стойки до стойки: каждые полчаса сдают один велосипед, получают другой (можно взять тот же самый, главное – зарегистрировать возврат) и держат путь дальше. Когда в городе действуют 96 стоек выдачи, это легко осуществимо.

Но нетрудно догадаться, какую ярость у клиента вызывает сломанная стойка, на которую невозможно поставить велосипед, либо, что еще хуже, из-за разболтанного замка факт сдачи не фиксируется. Известны случаи, когда пользователям, якобы не вернувшим байк, накручивали штраф в 100 тысяч. Конечно, после разбирательств его отменяли.

«Это не единственная проблема проката, – говорит координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова. – Некорректно отражались станции на карте, с людей снимали лишние деньги, а претензии рассматривались слишком медленно. Кроме того, велосипеды были в плохом состоянии – поломаны крылья, сиденья, педали».

Негативных отзывов так много, что их просто бессмысленно перечислять: по опросам, проведенным «Велосипедизацией Петербурга», число недовольных достигало 73 процентов. В общем, чешская система Homeport, поставлявшая в Россию не только велосипеды, но замки и программное обеспечение для прокатных стоек, показала свою неэффективность. Велосипеды не прошли тест на вандалоустойчивость: в седлах не было внутренних тросов (установить их оказалось невозможно), так что их срывали в первую очередь. Рамы были тонкие и пошли трещинами из-за регулярной тряски. Колеса оказались хлипкими и теряли спицы.

На заседании в Смольном, посвященном началу велосипедного сезона, Дарья Табачникова отметила, что общественники уже ищут новых операторов проката, чтобы порекомендовать их Смольному. «Монополия всегда плохо заканчивается», – пояснила она.

Кроме того, представителям «Велогорода» придется решать вопрос о переносе своих станций по новым адресам – поближе к открывающимся в этом сезоне велодорожкам. А они появятся на набережной Фонтанки от Невы до Гороховой и обратно, на набережных Петроградской стороны, на Левашовском проспекте и Карповке до Гренадерского моста (для быстрого соединения со стадионом). Далее та же велодорожка пойдет к Гражданскому проспекту. Наконец, трассу на Луначарского продлят от Выборгского шоссе до улицы Руставели – по всей длине проспекта.

Велосипедные стойки требуется установить именно там, но ООО «Велогород» воспринял техзадание без энтузиазма. «Стойка имеет длину минимум шесть метров и ширину минимум полтора, – заявил Виталий Баженов. – А на Фонтанке тротуар два метра. Как мы ее там втиснем? Мы физически не можем подчиниться требованиям Смольного».

Напомним, что город отказался субсидировать работу велопроката в 2016 году, но в 2015-м ООО «Байкинг Солюшнс», владелец бренда «Велогород», получил из бюджета 24 миллиона рублей. Кто получит деньги в этом году и получит ли вообще – неизвестно. В городе несколько велопрокатов, но только у «Велогорода» выстроена настоящая европейская система выдачи, аналогичная французскому Velib, венскому CityBike и др.

Сезон велопроката традиционно начинается в апреле. У «Велогорода» еще есть время, чтобы выполнить предписания чиновников: например, нанять дополнительных сотрудников, чтобы быстрее разбираться с жалобами пользователей. Клиентов проката раздражали не только ошибки системы, но и недостаточная скорость их устранения: вот и получалось, что за якобы несданный велосипед пользователю накручивали большие штрафы. Впрочем, если в городе будут работать только 20 стоек и все недалеко друг от друга, на жалобы будут реагировать быстро.

А вообще, специалисты давно подсчитали: чтобы прокат работал эффективно и нравился всем горожанам, стойки должны размещаться в радиусе 300–500 метров друг от друга. Но мы пока идем в ровно противоположном направлении.                

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform