16+

IV рейтинг деловой репутации страховых компаний, работающих в системе ДМС, составленный Ассоциацией частных клиник

28/04/2017

IV рейтинг деловой репутации страховых компаний, работающих в системе ДМС, составленный Ассоциацией частных клиник

Объемы сборов по федеральному рынку ДМС за 2016 год увеличились на 4,3%, достигнув рекордно низкого за последнюю пятилетку показателя. Эта тенденция говорит о снижении объема услуг, оказываемых населению по полисам ДМС, и не может не беспокоить частные клиники.


           Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга уже четвертый год проводит исследование рынка ДМС и выпускает свой рейтинг деловой репутации страховых компаний, продающих полисы ДМС, на основе анализа их бизнес-показателей и репутации среди партнеров – частных клиник. 

Мы живем  для пациентов 

Татьяна Романюк, председатель комитета по стандартизации и информатизации СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга», генеральный директор клиники ЕМС:

– Поздравляю победителей IV рейтинга страховых компаний рынка ДМС, организованного Ассоциацией частных клиник!

От имени членов ассоциации благодарю журнал «Город 812» за проект «Где лечиться в Санкт-Петербурге» и ежегодное освещение результатов рейтингования частных клиник и страховых компаний.

Когда знаешь, что каждый год  очередной рейтинг частных  клиник  будет  опубликован в журнале «Город 812», это держит в тонусе и клиники, и страховые компании. А выигрывает от этого пациент.

В 2016 году в рейтинге лучших частных клиник  Петербурга ЕМС удержала свои высокие позиции и вошла в пятерку лучших сразу по девяти номинациям:  1-е место в городе по качеству педиатрической помощи, 2-е – по гастроэнтерологии, 3-е – по акушерству и гинекологии, травматологии и неврологии, 4-е – по амбулаторной хирургии и 5-е – по кардиологии, отоларингологии, офтальмологии. 15 наших врачей названы экспертами лучшими в своем деле. Мы благодарны за столь высокую оценку и будем стараться и дальше оправдывать ваше доверие.

В этом году сообщество страховщиков и медиков вновь соберется 25 апреля для эффективного взаимовыгодного диалога, цель которого – принести пользу пациентам. Тем, для кого мы и существуем.

Методика исследования

Для составления рейтинга используются данные, полученные ассоциацией в результате опроса петербургских частных клиник, а также отчетность, предоставляемая страховщиками в Центробанк РФ. В этом году в опросе приняли участие 47 медицинских компаний, которые в совокупности управляют более чем 160 частными клиниками в нашем городе: это и клиники – члены ассоциации, и другие клиники, активно сотрудничающие со страховыми компаниями по ДМС. Анкеты заполняли руководители клиник, заведующие отделениями, врачи-эксперты, сотрудники финансовых служб.

В итоговый рейтинг вошли 29 страховых компаний – таково количество реальных игроков петербургского рынка ДМС в 2016 году. Это на 7 меньше, чем в прошлом году. 14 компаний исключены из рейтингования, потому что их выплаты по ДМС составили либо менее 1% от общего объема выплат клиникам – участникам анкетирования, либо менее 10 млн рублей по данным Центробанка РФ за 2016 год. Это «Страховая бизнес-группа», «Якорь», «Бин страхование», «Страж», «Селекта», «Вектор», «Гелиос», «Страховая Компания Опора», «Регионгарант», «Свисс-Гарант», «Спасские ворота», «Гефест», «Страж», «Транснефть». Также из рейтинга исключены ушедшие с рынка «Инвестиции и Финансы», «Внешэкономстрах», «МСК» (присоединена к «ВТБ Страхование» с июля 2016-го). Зато СК «Помощь» вернулась в рейтинг после восстановления лицензии Центробанка.

Юрий Волков, эксперт по ДМС, руководитель проекта «СОПОС – страховая тендерная площадка», отмечает:

«ДМС – очень сложный и недешевый для потребителя страховой продукт. Рейтинг страховщиков по ДМС от частных клиник может стать той самой картой, по которой клиенты будут находить дорогу к наиболее качественным страховым компаниям».

Участники рейтинга ранжировались по шести наиболее важным с точки зрения ассоциации критериям: доля рынка по выплатам (таблица 1), уровень платежной дисциплины (таблица 2), доступность колл-центров (таблица 3), качество программ ДМС (таблица 4), качество администрирования процесса медико-экономической экспертизы (таблицы 5,6), доверие клиник (таблица 7). По каждому из этих критериев страховые компании оценивались по балльной системе, и итоговый рейтинг (таблица 8) составлялся по сумме этих показателей с учетом их весовых коэффициентов.

В этом году эксперты ассоциации определили самый большой вес, 30 и 25%, для показателей «выплаты частным клиникам – участникам анкетирования» и «качество программ ДМС». Остальные показатели распределились по весу в диапазоне от 10 до 5%. 

Выплаты частным клиникам

Самый весомый из показателей, которые лежат в основе этого рейтинга, – объем выплат страховщиков частным клиникам за оказанные застрахованным услуги. Он оценивался по

консолидированному показателю, который формировался на основе двух типов данных: выплаты частным клиникам – участникам анкетирования и выплаты по ДМС по данным Центробанка РФ. В таблице 1 приведен суммарный рейтинг по объему выплат страховщиков.

Платежная дисциплина

Платежная дисциплина, как и в прошлом году, оценивалась по комбинированному показателю. В его составе второй год подряд учитывалась аккуратность соблюдения сроков оплаты счетов в течение всего года. Однако критерий наличия долга в этот раз был исключен из составного показателя платежной дисциплины из-за отсутствия – впервые за четыре года существования рейтинга – существенных долгов за 2016 год со стороны страховщиков. Вместо него стал учитываться более актуальный критерий – переход к сотрудничеству по предоплате в связи с наличием у клиник негативного опыта. 

«Наша компания работает на рынке ДМС с 1999 года. Были годы, когда период задолженности превышал и три, и даже шесть месяцев. На сегодняшний день долгов практически нет ни у одной страховой компании. Это очень серьезное улучшение имиджа страховщиков, ведь клиники постоянно обмениваются между собой информацией о должниках, и «слава» о должниках идет по всему медицинскому сообществу. Многие перешли на предоплату, чтобы медицинские организации не боялись рисков неплатежей, а некоторые страховые компании теперь платят очень быстро», – отмечает генеральный директор «КОРИС ассистанс» Лев Авербах.

«Мы очень рады, что страховые компании стали следить за своевременной оплатой счетов, и видим в этом в том числе положительное влияние рейтинга, – подчеркивает Татьяна Романюк, председатель комитета по стандартизации и информатизации Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, генеральный директор клиники ЕМС. – К компаниям из рейтинга у членов ассоциации претензий нет, но я не помню ни одного года, и прошлый год тоже не исключение, чтобы кто-то из страховщиков не ушел с рынка, не оставив долги перед нашей клиникой. За 2016 год две страховые компании, «Внешэкономстрах» и «Инвестиции и финансы», остались должны нам 630 тыс. руб. Если бы страховщики создали СРО и несли финансовую ответственность за уходящих с рынка игроков, это повысило бы доверие клиник, они бы работали только с теми, кто входит в СРО, не опасаясь за отзыв лицензий у страховщиков, после которого рассчитывать на покрытие долгов не приходится».

В целом в 2016 году высокий уровень настороженности клиник и заинтересованность страховых компаний в сохранении деловой репутации привели к существенным изменениям в финансовой сфере в ДМС. Из таблицы 2 видно, как серьезно многие страховые компании улучшили свою платежную дисциплину. 

Наши клиники востребованы страхователями

Нина Михайловна Ботерашвили, президент медицинского холдинга «Медика», к.м.н.:

– Прошедший год был очень результативным для нас в плане сотрудничества со страховыми компаниями. Мы отмечаем рост числа пациентов в наших клиниках по полисам ДМС и прогнозируем увеличение этого показателя.

Причина такого роста – нестандартный подход к разработке пакетов услуг и программ, выгодные условия для страховых компаний. Не менее важна и репутация наших клиник как высокотехнологичных центров с опытными специалистами, имена которых известны медицинскому сообществу в России и за ее пределами.

Мы высоко оцениваем эффективность сотрудничества со страховыми компаниями, поскольку для нас это еще один источник привлечения новых пациентов. Благодаря гибким тарифам и политике открытости, это сотрудничество становится все интенсивнее и плодотворнее. Результат мы видим не только в финансовом отображении, с каждым годом растет число запросов от страхователей, который хотят включить наши клиники в полисы ДМС. С запросами пациентов связаны и наши планы в предстоящем году – развивать сотрудничество со страховыми компаниями в направлении педиатрии, планирования беременности, проктологии. 

Доступность колл-центров

Качество работы колл-центров страховых компаний оценивалось по тому, насколько легко врачам клиник дозвониться туда, если необходимо согласовать медицинские услуги.

Качество программ ДМС

Качество программ ДМС стало оцениваться шире, чем в прошлом году. Помимо объема согласования назначений лечащего врача, который в 2015 году был единственным показателем для составления рейтинга, ассоциация стала учитывать наполняемость программ и частоту случаев необоснованного отказа в согласовании объема медицинских услуг. Этот комплексный показатель, по сути, отражает объем доступной пациентам медицинской помощи или уровень ограничений по программам страхования.

«Поскольку клиники заинтересованы в условиях, которые не ограничивают качество лечения, то компании, у которых превалируют полные программы и существует меньше ограничений, заняли в рейтинге более высокие позиции. Однако справедливости ради надо отметить, что этот показатель отражает не столько качество работы страховых компаний, сколько уровень платежеспособности клиентов в портфеле этих страховщиков», – отметил Ефим Данилевич, генеральный директор «Американской медицинской клиники».

Качество администрирования процесса  медико-экономической экспертизы

Этот показатель оценивался по двум параметрам. Первый – качество оформления экспертных заключений. Клиники оценивали наличие обоснованных причин отказа в оплате и в сколь убедительной для врача форме они были изложены. Второй параметр – сроки оформления и передачи экспертных заключений клиникам.

«В 2016 году у нас снизились претензии при экспертизе и вообще количество проверок. Здесь большую роль играют стандарты и правила, установившиеся при взаимодействии со страховыми компаниями», – делится впечатлениями генеральный директор «КОРИС ассистанс» Лев Авербах. 

Доверие клиник к страховым компаниям

Как и в прошлогоднем рейтинге, этот критерий показывает, в какой страховой компании клиника сама застраховала бы своих сотрудников. Каждой клинике разрешалось назвать не более пяти страховщиков.

«По сравнению с прошлым годом из рейтинга доверия выпали «Медэкспресс», «Абсолют Страхование» и «Гайде», – пояснил генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин. – В этот рейтинг попадают только те страховые компании, которые были упомянуты клиниками. Важно учитывать, что разрыв в доле голосов между первым и последним местом составил всего 13%». 

Тройка лидеров в этом году перераспределила места между собой. Победителем рейтинга по итогам 2016 года стала страховая компания «СОГАЗ», переместившись со второго места на первое. «Альянс Жизнь» с первого места переместилась на третье, а «РЕСО-Гарантия» с третьего места поднялась на второе.

Кроме этих компаний в ТОП-10 снова вошли «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Капитал-Полис» и «ВТБ Страхование», и к ним впервые присоединились «Либерти Страхование» и «Согласие», занявшие места «МетЛайфа» и «Медэкспресса», переместившихся на 12-е и 15-е место соответственно.

Константин Шарко, главный операционный директор клиник СМТ подчеркивает: «Лидеры рейтинга – «СОГАЗ», «РЕСО-Гарантия», «Альянс Жизнь», «Ренессанс Страхование»  – умеют проявлять гибкость, обсуждать обоюдовыгодные условия сотрудничества и демонстрируют стремление к инновациям в медицине».

Подводя итоги рейтинга, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин отмечает: «В 2016 году отчетливо видна тенденция укрепления взаимодействия между клиниками нашей ассоциации и страховыми компаниями. Это подтверждается не только востребованностью широкого спектра медицинских услуг наших клиник у страховщиков, но и значительным улучшением показателей платежной дисциплины и качества программ ДМС».

Исследование ассоциации также включало несколько вопросов, которые не повлияли на рейтинг, однако иллюстрируют важные тенденции на рынке ДМС.

В частности, были выявлены особенности внедрения франшизы в 2016 году. Полисы с франшизой можно приобрести по более низкой цене, а в дальнейшем пациент самостоятельно оплачивает в кассу клиники часть стоимости услуг, например 20%. Активнее всего соглашения о работе по франшизе в 2016 году заключали компании «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия» и «Ренессанс Страхование». При этом 72% клиник отметили, что за прошедший год численность застрахованных по полису ДМС с франшизой существенно не выросла.

Также в опросе оценивалось отношение клиник к работе со страховщиками по соглашениям, ограничивающим выплаты по среднему чеку – когда клиники берут на себя обязательства контролировать издержки на лечение и не превышать установленный средний показатель стоимости услуг на одного застрахованного.

33% опрошенных клиник уже работают в таком формате сотрудничества и видят его перспективы, а 23% клиник видят в этом негативное влияние на к качество медицинской помощи или считают это неприемлемым.

Более подробно с методикой анкетирования экспертов и результатами рейтинга можно ознакомиться на сайте СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» www.acspb.ru.         

Екатерина АЛЕКСЕЕВА











Lentainform