18+

Шесть причин посмотреть выставку «Под одеждой»

19/05/2017

Первая причина. Этот реализованный в музее Эрарта проект – его полное название «Под одеждой. История дизайна нижнего белья» – создан Музеем Виктории и Альберта в Лондоне.

           Это не только крупнейшее в мире собрание прикладного искусства всех времен и народов, но еще и продвинутая культурная организация, умеющая учитывать интересы самой разной публики (скажем, только что в музее открылась выставка «Их бренные останки» о рок-группе «Пинк Флойд»). Каждый выставочный проект знаменитого V&A – тщательно сконструированное умное шоу. «Под одеждой» – не исключение.

Причина вторая. Является следствием первой. Под марку V&A предоставили интимные вещи вроде корсетов из китового уса или хлопковых панталон знатные британки и британцы. Не отстают знаменитые кутюрье и звезды шоу-бизнеса. Актриса Беренис Марло надевала «Неглиже» Карин Гилсон в фильме о Джеймсе Бонде. Дита фон Тиз одолжила корсет из нейлона и шелкового сатина, украшенного стразами от  Сваровски. Вместе с избранным из коллекции самого музея получилось  познавательное зрелище на  200 предметов.

Причина третья. Выставка не прячется от проблем «человек-одежда». Первая же витрина не слишком представима для отечественных выставок об одежде. Это рентгеновские снимки 1908 года, сделанные доктором Людовиком О’Фоловеллом, которые показывают, как корсеты способствуют искривлению женских ребер. И только потом идет красивое белье из натуральных тканей, обеспечивающие чистоту тела и комфорт души.

Куратор выставки Эдвина Эрман, глава отдела текстиля и моды V&A, приводит слова Бернарда  Шоу: «Иногда я сомневаюсь, затмит ли когда-нибудь блеск моих пьес мою страсть к соевым бобам и шерстяной рубашке от Джегера». Драматург был вегетарианцем и  всю жизнь носил шерстяное белье доктора Густава Джегера, который верил в способность шерсти регулировать температуру тела.

На выставки показаны и менее очевидные ментальные конфликты. Рядом с современным корректирующим бельем модные штучки XIX века – сетчатый кринолин 1871 года «Патент на юбку принцессы Луизы». Рядом с хлопковым пеньюаром для кормления грудью, сделанным в 1820-е годы,  выставлены спортивные трусы от Дэвида Бекхэма.

Оставляем дотошным разбираться в перипетиях Bra Wars – бюсгальтеровых войн  – и рассматривать лифчик «Идеальная ложбинка».

Причина четвертая. Любопытен  отсек, посвященный тому, как почти 40 лет назад дизайнеры сделали белье одеждой  для вечеринок, а потом для повседневности. Теперь эта мода вошла в повседневную жизнь.  Показан ансамбль Вивьен Вествуд «Разрезай, рассекай, растягивай», платье-комбинация Лизы Брюс, созданное для Кейт Мосс, вечернее платье-корсет Антонио Берарди для Гвинет Пэлтроу.

Причина пятая. Организаторов несколько раз спрашивали, почему Петербург, а не Москва, почему Эрарта, а не Эрмитаж. Ответ был один: частный музей предложил наилучшие условия, выполнив все требования V&A.

Причина шестая. Мужской части публики будет полезно узнать, сколько предметов входят  в набор трусов «Неделька» (дизайн – Лондон, производство – Китай). Ответ «семь» – неправильный.                

Вадим ШУВАЛОВ